schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Пути анализа литературного произведения

 

 

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения:

1) рассказать о своём восприятии произведения;

2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении;

3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание.

Здесь приводится схема анализа лирического произведения.

 

1. Какие темы присутствуют в творчестве данного поэта? Чьи традиции продолжает поэт? В чём новаторство его творчества?

2. Какой теме посвящено данное произведение? Какие ещё произведения есть у поэта, связанные с этой темой?

3. Какие микротемы можно выделить в стихотворении?

4. Какова идея/идеи (основная мысль) произведения? С какими ключевыми образами связана идея? В каких строках выражена авторская позиция? Какими художественными средствами (композиция, деление на строфы, средства изобразительности, стилистические приёмы, стихотворный размер, ритмика, приёмы звукописи) передана идея произведения?

5. С какими фактами, событиями жизни автора может быть связано это произведение? Кому оно адресовано (если жанр - послание)?

6. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

7. Название произведения (если есть) и его смысл.

8. Дайте характеристику образу лирического героя. Насколько он близок автору? 

9. Можно ли проследить развитие мысли автора (лирического героя)? 

10. Какова эмоциональная составляющая произведения? Какими средствами она выражена?

11. Ваше читательское восприятие произведения.

 

СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)

 

1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
  • связь произведения с исторической эпохой его создания;
  • место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

  • персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные);
  • особенности имён и фамилий персонажей;
  • поступки персонажей и их мотивация;
  • предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
  • связь персонажа с общественным окружением;
  • отношение к герою произведения других персонажей;
  • самохарактеристика персонажей;
  • авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

  • деление текста произведения на части, смысл такого деления;
  • наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
  • наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
  • наличие эпиграфов и их смысл;
  • наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

 См. также вспомогательные материалы*

    *Истинным гуманитариям: вспомогательные материалы для анализа лирического произведения

    Тематика лирики

    Поэтическая лексика: как с помощью лексики переданы чувства и идеи? 

    С какой целью используются синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы? 
    ЭПИТЕТ - художественное определение; 

    СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; 

    АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; 

    ИРОНИЯ - скрытая насмешка; 

    ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; 

    ЛИТОТА - художественное преуменьшение; 

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевлённых предметов и явлений, при котором они наделяются свойствами живых существ; 

    МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. 

    Поэтический синтаксис
    (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
    - риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; 
    - повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; 
    - антитезы – противопоставления; - градация; - рефрены – периодически повторяющиеся предложения, фразы (как припев в песне); - инверсия.

    Поэтическая фонетика
    Использование звукоподражаний - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. 
    Аллитерация – повторение согласных звуков.

    Ассонанс – повторение гласных звуков.  

    Анафора – единоначатия.

    Композиция лирического произведения и лирический герой

    Каково ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении?

    Что можно сказать о лирическом герое (он находится в гармонии/дисгармонии с окружающим миром, его настроение носит временный характер, он переживает внутренний конфликт, он к чему-то эмоционально призывает, он внутренне несвободен и т.д.)?

    Как подчинена композиция выражению мысли?

    Как связаны между собой части стихотворения (контрастно, ретроспективно, последовательно)?