М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Пути анализа литературного произведения

 

 

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения:

1) рассказать о своём восприятии произведения;

2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении;

3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание.

Здесь приводится схема анализа лирического произведения.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Элементы комментария: 
- История создания (если это существенно); 
- Жанр, его признаки
- Интертекст: что ещё есть у данного поэта или у других авторов на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)? 
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки. 

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя. 

3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения. 

4. Связь содержания и формы
- Композиционные решения; 
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования; 
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукописи, ассонанса, аллитерации; 
- Стихотворный размер, ритм, строфика, графика, их смысловая роль (если существенно); 
- Роль художественных средств в раскрытии идеи. 

5. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые). 

6. Обобщение анализа, выводы: типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации.

 Главное: опираться следует только на текст произведения! Текст – основной аргумент. То, чего нет в тексте, ошибка!


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Лирическое произведение обычно носит характер размышления (медитации) или изображения (визуализации).

Тематика лирики

  • поэт и поэзия, назначение поэзии, судьба поэта
  • любовь, любовные переживания; воспоминания, связанные с любовью
  • будущее: мотивы тревоги или, наоборот, уверенности в грядущем
  • природа: пейзажные зарисовки; мотив вечности; картины природы (образы моря, леса, ветра, неба, ночи и т.д.)
  • смысл жизни, существования: поиск смысла или ощущение бессмысленности; мотив одиночества, обречённости, безысходности; конфликт мечты и реальности
  • жизненный путь, мотив и образ дороги
  • добро и зло
  • свобода и несвобода

Поэтическая лексика: как с помощью лексики переданы чувства и идеи?
С какой целью используются синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы? 
Каково назначение тропов?  
ЭПИТЕТ - художественное определение; 
СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; 
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; 
ИРОНИЯ - скрытая насмешка; 
ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; 
ЛИТОТА - художественное преуменьшение; 
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевлённых предметов и явлений, при котором они наделяются свойствами живых существ; 
МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. 

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; 

- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; 

- антитезы – противопоставления;

- градация;

- рефрены – периодически повторяющиеся предложения, фразы (как припев в песне);

- инверсия.

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. 

- Аллитерация – повторение согласных звуков; 

- Ассонанс – повторение гласных звуков; 

- Анафора – единоначатия.

Композиция лирического произведения и лирический герой

Каково ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении?

Что можно сказать о лирическом герое (он находится в гармонии/дисгармонии с окружающим миром, его настроение носит временный характер, он переживает внутренний конфликт, он к чему-то эмоционально призывает, он внутренне несвободен и т.д.)?

Как подчинена композиция выражению мысли?

Как связаны между собой части стихотворения (контрастно, ретроспективно, последовательно)?

 

СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)

 

1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
  • связь произведения с исторической эпохой его создания;
  • место произведения в творчестве автора.

 

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

 

3. Название произведения и его смысл.

 

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

  • персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные);
  • особенности имён и фамилий персонажей;
  • поступки персонажей и их мотивация;
  • предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
  • связь персонажа с общественным окружением;
  • отношение к герою произведения других персонажей;
  • самохарактеристика персонажей;
  • авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

 

8. Композиция произведения:

  • деление текста произведения на части, смысл такого деления;
  • наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
  • наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
  • наличие эпиграфов и их смысл;
  • наличие лирических отступлений и их смысл.

 

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.