schoolexpert@yandex.ru

Композиция

Всякое литературное произведение (или цикл произведений) представляет собой художественное целое, состоящее из частей, а содержание произведения подаётся в определённой последовательности. Все элементы художественного текста должны так или иначе замыкаться на выражении идеи.

В широком смысле композицией (от латинского compositio - составление) называют структуру художественного текста, построение  произведения, систему элементов художественного текста в их взаимосвязи, расположение этих элементов в заданной автором последовательности. Иными словами, композиция - это способ подачи изображённой писателем реальности. 

К элементам композиции относят

  • пролог - предисловие, повествование о том, что предшествовало основным событиям произведения; задача пролога - пробудить в читателе интерес к содержанию произведения; 
  • эпилог - заключение, послесловие, повествование о том, что произойдёт после основных событий; самый большой по объёму и по смысловому наполнению эпилог представлен в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир"; 
  • эпиграф - небольшой текст, цитата, предпосланная художественному произвдению или отдельной главе; большое значение эпиграфам придавал Пушкин: эпиграфы даны к каждой главе в "Евгении Онегине", в "Пиковой даме", в "Капитанской дочке", к каждой повести цикла "Повести Белкина"; 
  • тома, части и главы (в драматургии - акты и явления); например, в романе Ф.М. Достоевского "Идиот" деление на два тома, каждый из которых разделён на две части, мотивно связано с двойственностью натуры главного героя; 
  • диалоги и монологи;
  • вставные элементы текста: лирические отступления, вставные эпизоды, письма, песни;
  • художественные описания: портреты, интерьеры, пейзажи.

При создании произведения эти элементы компонуются в соответствии с замыслом автора. Различные способы компоновки называются композиционными приёмами.

1) Одним из древнейших композиционных приёмов явлется повтор - это отмечается, в частности, в "Исторической поэтике" А.Н. Веселовского. В произведениях ранней лирики и эпоса повтор - один из основных акцентирующих приёмов, гипнотически воздействующий на слушателя или читателя. Анализ приёма повтора впервые даётся в древнеиндийской поэме "Натьяшастра" (около 5 века до нашей эры).

Повтор в чистом виде встречается в произведениях фольклора: достаточно вспомнить песню "Во поле берёзка стояла...". Здесь повтор и задаёт ритм текста, и делает акцент на ключевых словах. В поэзии разновидностями повтора являются анафора и рефрен. Например, в небольшом стихотворении М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива..." анафора используется пять раз, и в данном случае композиция стихотворения является анафорической. 

Рефрен - повтор одной и той же фразы - мы видим в поэме А.Т. Твардовского "Василий Тёркин". Несмотря на сюжетную самостоятельность глав поэмы, в каждой из них повторяются строки "Бой идёт не ради славы - ради жизни на земле". Повтор одних и тех же текстовых эпизодов наблюдаем и в "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина ("Ветер по морю гуляет / И кораблик подгоняет", "Ветер весело шумит, / Судно весело бежит" и др.). Некоторые повторы в этой сказке сопряжены с градацией: например, о белке, поющей песенки, рассказывается пять раз, и при каждом повторе автор дополняет картину. 

2) Наиболее простым композиционным приёмом является линейная композиция: события представлены читателю в их естественном порядке. Так показаны события в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", в рассказе К.Г. Паустовского "Телеграмма". В лирике линейная композиция предполагает последовательное развитие размышлений, переход от одной мысли к другой с выводом в финале. Таковы, например, стихотворения Ф.И. Тютчева "Silentium!", "Природа - сфинкс, и тем она верней...". 

3) Эффективным компоизиционным приёмом является ретроспекция (ретроспективная композиция) - в буквальном переводе с латыни "взгляд назад". В этом случае автор, повествуя о настоящем, словно оглядывается в прошлое с целью показать причины происходящего в данный момент.

В романе И.А. Гончарова "Обломов" характер главного героя, 33-летнего помещика, лежащего в съёмной петербургской квартире, объясняется его далёким прошлым: герой засыпает и видит себя в далёком детстве, в родительском имении Обломовка, где он не знал ни горя, ни забот, всю работу за него делали слуги, а будущая жизнь представлялась ему в несбыточных образах из сказок няни. 

Ещё один пример ретроспекции - рассказ Аркадия о молодости своего дяди, 45-летнего Павла Петровича Кирсанова в седьмой главе романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". История безумной любви Павла Петровича к княгине Р. объясняет и несложившуюся карьеру, и многолетнее затворничество блестящего в прошлом офицера и любимца женщин. 

4) Композиция произведения может быть и инверсионной (обратной), если автору важно ослабить сюжетную интригу и заострить внимание на иных деталях. В начале рассказа И.А. Бунина "Лёгкое дыхание" даётся описание могилы юной гимназистки Оли Мещерской, а затем показана история её короткой жизни. Благодаря такому началу повествование о весёлой и беззаботной девушке пропитывается мотивом трагизма. 

5) Близким к ретроспекции является приём "рассказа в рассказе" (рамочная композиция) - это вставной сюжет, прямо или косвенно связанный с основным сюжетом. В чистом виде рамочная композиция использована в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль": старуха - рассказчица, а повествователь - слушатель. В рамки одного рассказа вставлено три мотивно связанных легендарных сюжета: об эгоисте и убийце Ларре, о распутной жизни самой старухи в далёкой молодости, о спасителе людей Данко. Приём "рассказа в рассказе "является основным в "Судьбе человека" М.А. Шолохова, в повести "Ася" И.С. Тургенева, в рассказе Л.Н. Толстого "После бала". 

Как элемент этот приём встречается в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души". 

6) Симметрия образов, эпизодов, явлений составляет основу зеркальной композиции. В сюжетном отношении зеркальная композиция используется в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин": Татьяна влюбляется в Онегина, пишет ему письмо, затем слушает отповедь героя; в последней главе вернувшийся из путешествия Онегин влюбляется в Татьяну, пишет ей письмо и слушает её отповедь. Как элемент зеркальная композиция присутствует в отдельных сценах драмы М. Горького "На дне": притча Луки о праведной земле словно предсказывает самоубийство Актёра в финале. 

7) Кольцевая композиция предполагает возвращение в финале к началу произведения. В шуточной форме кольцевая композиция наиболее наглядно используется в известном стихотворении "У попа была собака...", где мы имеем дело с "бесконечным" текстом.

Кольцевая композиция положена в основу рассказа В.В. Набокова "Круг": повествование начинается со слова "во-вторых", а завершается словом "во-первых", сюжет закольцовывается, и становится ясно, что всё происходившее с героем в начале рассказа объяснялось тем, что сообщил автор в конце.

Как элемент движения сюжета кольцевая композиция использована в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Евгений Базаров дважды следует по маршруту Марьино - Никольское - родительский дом, но второй "круг" путешествия героя связан с глубоким внутренним кризисом, меняется его восприятие привычных, казалось бы, мест и людей. 

Элементы кольцевой композиции связаны с замыслом повести М.А. Булгакова "Собачье сердце": размышления пса Шарика в начале и в финале повести как будто повторяются, но между этими размышлениями - история попытки очеловечивания собаки, превращения Шарика в Шарикова. 

В лирике кольцевая композиция связана, как правило, с повторением одной и той же строфы в начале и в конце стихотворения. Ярким примером может служить стихотворение Н.С. Гумилёва "Жираф". 

8) Приём композиционного разрыва событий часто используется в произведениях, где велика роль интриги: в детективных и приключенческих произведениях. Однако иногда автору необходимо соединить разные сюжетные линии для того, чтобы сделать содержание произведения более глубоким, обозначить особые смысловые связи между формально не связанными событиями. В этом случае повествование обрывается на полуслове и начинается новая история, которая, в свою очередь, тоже обрывается ради продолжения предыдущей. Так построен роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита": встреча двух писателей на Патриарших прудах с загадочным профессором (как впоследствии выяснится, с Сатаной) и спор о существовании Иисуса Христа обрывается подробным рассказом о допросе две тысячи лет назад Понтием Пилатом бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, и читатель лишь потом узнает, что профессор в точности воспроизвёл начало романа, написанного и сожжённого Мастером.