М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Стихотворные размеры

Перейти к теме "Рифмы и рифмовки" 

 

Практические работы по теории поэзии

 

Формы стихотворного ритма разнообразны. Способы организации стихотворного текста образуют различные системы стихосложения.

Например, силлабическая система стихосложения ритм создаётся при помощи повторения строк с одинаковым количеством слогов, при этом расположение ударных и безударных слогов не упорядочено.

С одной страны гром, 

С другой страны гром,

Смутно в возду́хе!

Ужасно в ухе!

Набегли тучи

Воду несучи,

Небо закрыли,

В страх помутили!

Молнии сверкают,

Страхом поражают,

Треск в лесу с перуна,

И темнеет лу́на,

Вихри бегут с прахом...

(В.К. Тредиаковский)

 

Тоническая система стихосложения предполагает повторение ударных слогов, при этом число безударных слогов между ударениями свободно варьируется:

Моя 
фамилия 
в поэтической рубрике. 
Радуюсь я - 
это 
мой труд 
вливается 
в труд 
моей республики. 

(В.В. Маяковский)

В тоническом стихосложении выделяют

А) Дольник - такой тонический стихотворный размер, когда в исходном трёхсложном силлабо-тоническом стихе интервал между сильными слогами в случайных местах сокращается с двух слабых слогов до одного:

Я зажгла заветные свечи
И вдвоём, с ко мне не пришедшим,
Сорок первый встречаю год... 

(А.А. Ахматова)

Б) Тактовик - стихотворный тонический размер с интервалом между ударениями переменной величины — от одного до трёх слогов (в отличие от дольника, где слабый интервал не превосходит двух слогов). Тактовик использовался для стилизации под народную поэзию, а также у конструктивистов в 1920-е годы. 

Как поки́нула меня́ Парасковья,

И как я с печа́ли промота́лся,

Вот далмат пришёл ко мне лука́вый...

(А.С. Пушкин)

В) Акцентный стих - стихотворный тонический размер со свободными интервалами между ударными слогами и с обязательной рифмой:

Ю́ноше,
обду́мывающему
житьё,
реша́ющему —
сде́лать бы жи́знь с кого,
скажу́
не заду́мываясь:
— Де́лай её
с това́рища
Дзержи́нского.

(В.В. Маяковский) 

Михаил Гаспаров о тонических размерах: "Дольником мы называем стих, в котором объём междуударных интервалов колеблется в диапазоне двух вариантов (х=1—2 слога); тактовиком мы называем стих, в котором объём междуударных интервалов колеблется в диапазоне трех вариантов (х=1—2—3 слога); акцентным стихом мы называем стих, в котором объём междуударных интервалов колеблется в диапазоне большем, чем три варианта. Это как бы три последовательные ступени ослабления метрической строгости стиха".

Г) Акцентный стих без рифмы называется верлибром:

Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.

(А.А. Блок)

 

Русское классическое стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Михаилом Васильевичем Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Шуточная иллюстрация к теме. Источник - социальные сети

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

 

В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

 

Хорей, или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги. Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)

| – | – | – | –
| – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея. (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. "Лишнее" ритмическое ударение называется пиррихием).

 

Ямб (от названия древнегреческого музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги

Стопа ямба схематически выглядит так: – |

Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)

– | – | – | – | –
– | – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба.

Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» - Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:

Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)

– | – | – | – | – | –
– | – | – | – | – |
Это пример 5-стопного ямба.

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:

Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)

– |
– | – | – | – | – |
– | – | – | – | –
– | – | – | – | – | – |
– | – | – | – |

Это пример разностопного ямба. В каждой из строк от одной до шести стоп.

 

Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)

| – – | – – | – – | –
| – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного дактиля.

 

Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги.
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –

К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)

– | – – | – – | – – |
– | – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного амфибрахия.

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)

– | – – | – – | –
– | – – | – – |
Это пример 3-стопного амфибрахия.

 

Анапест ( от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги.


Стопа анапеста выглядит так: – – |

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)

– – | – – | – – | –
– – | – – | – – |
Это пример 3-стопного анапеста.