schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Владимир Владимирович Набоков (1899-1977)

Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, 
где изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию.
В.В. Набоков 

 

 

Задания по произведениям В.В. Набокова

Романы Повести и рассказы Литературные исследования
  1. "Машенька" (1926)
  2. "Король, дама, валет" (1928)
  3. "Защита Лужина" (1930)
  4. "Подвиг" (1932)
  5. "Камера обскура" / "Laughter in the Dark (Смех в темноте)" (1932)
  6. "Отчаяние" (1934)
  7. "Приглашение на казнь" (1936)
  8. "Дар" (1938)
  9. "Тhe Real Life of Sebastian Knight" / "Подлинная жизнь Себастьяна Найта" (1941)
  10. "Bend Sinister" / "Под знаком незаконнорождённых" (1947)
  11. "Другие берега" / "Speak, Memory (Говори, память)" (1954) 
  12. "Lolita" / "Лолита" (1955)
  13. "Pnin" / "Пнин" (1957)
  14. "Pale Fire" / "Бледный огонь" (1962)
  15. "Ada or Ardor" / "Ада, или Радости страсти" (1969)
  16. "Transparent Things" / "Прозрачные вещи" (1972)
  17. "Look at the Harlequins!" / "Смотри на арлекинов!" (1974)
  18. "The Original of  Laura" / "Лаура и её оригнал" (1977; 2009) 

"Соглядатай"

"Возвращение Чорба"

"Волшебник"

"Облако, озеро, башня"

"Круг"

"Весна в Фиальте"

"Истребление тиранов" 

"Случай из жизни"

"Красавица" 

 

"Пушкин, или Правда и правдоподобие" 

"Николай Гоголь" 

"Лекции по русской литературе"

"Лекции по зарубежной литературе"

Я без тела разросся, без отзвука жив,
и со мной моя тайна всечасно.
Что мне тление книг, если даже разрыв
между мной и отчизною - частность.
В.В. Набоков

Владимир Набоков (он же В. Сирин и Василий Шишков) - уникальное явление в мировой  литературе: принадлежащий одновременно русской и американской литературам поэт и прозаик, писавший на трёх языках, публицист, литературовед и критик, переводчик, преподаватель, энтомолог, шахматист и боксёр; автор произведений, настолько непохожих друг на друга, что трудно поверить в их принадлежность одному писателю. Его произведения являются совершенно новаторскими для русской литературы, а американские писатели 20 века - Курт Воннегут, Джон Барт и другие - считают его своим предшественником. Судьба Набокова сложилась таким образом, что ему пришлось жить в четырёх странах, поэтому периоды его творчества напрямую связаны с переменой места жительства.

Набоков родился 22 апреля 1899 года в Санкт-Петербурге, и с этого начинается российский период его творчества. В семье лидера партии кадетов (конституционных демократов) Владимира Дмитриевича Набокова и дочери крупного золотопромышленника Елены Ивановны Рукавишниковой было пятеро детей: три мальчика и две девочки. С раннего детства с детьми разговаривали на русском, английском и французском языках, поэтому будущий писатель свободно владел всеми тремя языками, научиившись читать по-английски раньше, чем по-русски. Набоков закончил Тенишевское училище, где увлёкся спортом, литературой и энтомологией.

Будучи студентом, в возрасте 17 лет издал сборник из 68 своих стихотворений. Это стало возможным благодаря получению огромного наследства от дяди по материнской линии, и лучшим применением деньгам юный писатель посчитал издание собственной книги. Неизвестно, как сам Набоков оценивал свои первые литературные опыты, однако впоследствии он ни разу не переиздавал юношеские стихи. 

После Октябрьской революции, эпицентром которой стал Петроград (Петербург), семья Набоковых перебралась в Ялту (Крым). Здесь ему удалось издать ещё один поэтический сборник  - "Два пути" - совместно с одноклассником Андреем Балашовым. Его стихи также публиковались в газете "Ялтинский голос". Незадолго до наступления на Крым Красной армии семья Набоковых навсегда покинула Россию. 

С 1919 по 1922 годы Набоков учится в "Тринити-колледже" при Кембриджском университете, а его семья живёт в Берлине. По окончании учёбы в Берлине посесляется и сам Набоков. Начинается берлинский период его творчества (1922-1937). Переезд в Берлин совпал с трагическим событием - убийством отца Набокова. Сам писатель зарабатывает на жизнь частными уроками английского языка и публикациями своих рассказов. В 1925 году женится на Вере Слоним, у них родится сын Дмитрий (1934-2012), который после смерти отца многое сделает для публикации и переводов набоковских произведений.

В берлинский период Набоков напишет 8 романов, в которых будет идти на смелые эксперименты. В 1926 году выходит его первый роман - "Машенька". Несмотря на название, в романе нет Машеньки, она существует лишь в воспоминаниях и фантазиях главного героя - Ганина. Через два года Набоков публикует  второй роман - "Король, дама, валет", в основе которого детективная любовная история. 

В 1930 году появляется роман "Защита Лужина", принесший Набокову широкую известность. Роман, построенный как духовная биография шахматиста, основан отчасти на событиях реальной жизни друга Набокова - гроссмейстера Курта фон Барделебена, отчасти прототипом Лужина стал русский шахматист Алёхин. Главный герой живёт только мыслями о шахматах, и постепенно становится ясно, что вся его жизнь - это шахматная партия, в которой ему самому отведена роль шахматного короля, а окружающим людям - роль опасных атакующих фигур. Лужин эту партию проигрывает: фигуры ставят ему "мат", и он заканчивает жизнь самоубийством. Король повержен - завершена партия, закончен и роман. Примечательно, что имя и отчество героя читатель узнает только в конце романа, когда героя уже нет. 

В 30-е годы в Берлине Набоков пишет ещё несколько романов (см. таблицу), среди которых особенное место занимают два. В написанном в 1932 году романе "Камера обскура" (в переводе с латыни - "тёмная комната" и одновременно оптический прибор - предшественник фотоаппарата, - дающий перевёрнутое изображение) описана трагическая история роковой страсти 40-летнего искусствоведа Кречмара. Живя с женой и дочерью, не испытывая особой страсти к супруге, герой тайно мечтает о сильной страстной любви. И такая любовь в его жизни появляется: порочная 16-летняя Магда настолько завоёвывает сознание Кречмара, что он бросает семью и уходит к юной любовнице. Даже смерть дочери не заставляет Кречмара вернуться к убитой горем, но готовой всё простить жене, и вскоре он сам становится жертвой своей страсти, всё больше увязая в событиях, которые теперь от него совершенно не зависят. Магда жестоко пользуется Кречмаром, манипулирует его чувствами, попутно изменяя ему со своим любовником по фамилии Горн. Автокатастрофа и потеря зрения усугубляют его положение: он теперь полностью зависит от Магды, которой, в свою очередь, его слепота не мешает жить с Горном, невидимым для Кречмара. Попытка героя отомстить Магде за предательство заканчивается для него трагически: Магда убивает Кречмара из его же пистолета.

В 1936 году опубликован первый сюрреалистический роман на русском языке - "Приглашение на казнь". Произведение, признанное шедевром уже первыми читателями, содержит элементы фантастики, антиутопии, сатиры. Одним из источников романа послужила озвученная в 19 веке В.А. Жуковским идея художественного оформления казни.

Действие происходит где-то в России в отдалённом будущем. Общество, где все люди прозрачны друг для друга - во многом в силу всеобщей примитивности, - осуждает на смерть 30-летнего педагога Цинцинната Ц. Его преступление названо "гносеологической гнусностью": он непознаваем для других, непрозрачен, а значит, опасен. Абсурдно обвинение, абсурден и суд над Цинциннатом. Всё происходящее в романе подчиняется логике абсурда с первых страниц. Похожие, как близнецы, прокурор и адвокат, именно благодаря адвокату приходят к выводу о виновности героя. Приговор ему объявляют на ухо шёпотом. В тюрьме, кроме него, больше заключённых нет. Тюремщик танцует с Цинциннатом вальс. Привезённый в соседнюю камеру новый заключённый оказывается будущим палачом Цинцинната, причём палач и жертва по закону должны подружиться. Побег из тюрьмы, которому никто не препятствует, завершается возвращением в камеру: пространство так устроено, что куда бы ты ни бежал, всё равно дорога приведёт тебя обратно. Времени в романе тоже как будто нет: часы нарисованы, бьют разное количество ударов "по настроению", и единственным измерителем времени становится карандаш, которым Цинциннат ведёт свои записи. Герой не знает своего присхождения - мать зачала его от неизвестного прохожего в тёмном парке. И женат он на развратной Марфиньке, которая никогда ни одному мужчине не отказывает, поэтому двоих детей рожает не от Цинцинната. Герою как будто нет смысла возвращаться в прежнюю жизнь, и только в тюрьме к нему приходит осознание самого себя. Однако и умирать ему отчаянно не хочется. Финал романа неожиданным образом раскрывает все секреты этого абсурдного мира и служит подсказкой для всех: именно так преодолеваются насилие и страх

Последний роман берлинского периода - "Дар" - родился из небольшого рассказа "Круг", опубликованного за два года до романа. Рассказ  обратил на себя внимание тем, что начинался со слова "во-вторых". Первые читатели решили, что это типографская ошибка. Но, дойдя до конца, до последнего предложения, начинавшегося с "во-первых", осознавали, что это особый замысел автора - самое важное сообщить в конце. Рассказ можно читать по кругу - в соответствии с названием, так как финал проясняет интригу сюжета. 

В 1937 году, спасаясь от нацизма, особенно опасного для жены-еврейки, Набоков увозит семью из Германии в Париж. Начинается недолгий парижский период (1937-1940). В это время Набоков пишет несколько рассказов на французском языке и повесть "Волшебник", которую можно считать наброском к будущему роману "Лолита": главный герой женится на вдове, испытывая тайную страсть к её 12-летней дочери. Тему этой порочной страсти в той или иной форме Набоков будет развивать в нескольких своих произведениях. 

По причине наступления нацистских войск Набоковы уезжают из Франции в США. Американский период (1940-1959) продлится в творчестве Набокова два десятилетия, и с этого времени он не напишет на русском языке ни одного произведения, если не считать роман-автобиографию "Другие берега" и сделанный самим автором перевод "Лолиты" - самого известного романа Набокова, принесшего ему всемирную славу и многомиллионные гонорары. Как ни парадоксально, роман об истории взрослого мужчины по имени Гумберт, влюблённого в 12-летнюю девочку Долорес (она же Лолита), стал одной из известнейших книг 20 века. Тема эта была немыслима даже для Европы того времени, поэтому надежд на публикацию у писателя было немного. Поэтому первоначально, опасаясь обвинения в порнографии, Набоков планировал опубликовать роман анонимно. Первоначально издание книги действительно сопровождал скандал, она была запрещена в ряде стран, но всё это содействовало успеху романа. На полученные гонорары Набоков купил дом в Швейцарии, где и прожил остаток своих дней.

Швейцарский период (1960-1977) отмечен изданием нескольких романов на английском языке, среди которых самыми удачными считаются "Ада" и "Бледный огонь". Написанный в жанре альтернативной истории роман "Ада"  повествует о запретной страсти брата и сестры, причём действие романа происходит на планете Анти-Терра, то есть в некоем мире наизнанку. Там запрещено электричество, телефон работает на воде (традиционная для Набокова игра французскими словами allo и a l'eau - "к воде"), но существует вера в существование Терры (то есть Земли, где всё не так, как на Анти-Терре). Вставным сюжетом является написанный братом-любовником Ады роман о Терре, причём его роман основан на бреде психически больных жителей Анти-Терры. 

Название романа "Бледный огонь" позаимствовано у Шекспира. В одной из его исторических хроник есть фраза: "Луна - наглый вор, и свой бледный огонь она крадёт у Солнца". Роман строится как комментарий к некой поэме, в сюжете которой сумасшедший профессор Кинбот видит отражение своей судьбы. 

Последний роман Набокова - "Лаура и её оригинал" - был опубликован только в 2009  году. Учёный-невролог Вайльд открывает способ мысленного самоуничтожения человека и ставит опыты над самим собой. Параллельно рассказана история его любви к 24-летней ветреной русской женщине Флоре, на которой он женат, но она любит другого - русского любовника, который пишет роман о ней, где называет её Лаурой. В своём романе он описывает смерть возлюбленной, и Вайльд получает этот роман незадолго до собственной смерти.

Набоков не успел завершить свой  последний роман. Писатель умер 2 июля 1977 года. Похоронен в Кларансе, недалеко от Монтрё, где он прожил последние годы.

    ЦИТАТЫ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.В. НАБОКОВА

    "КРУГ". Во-вторых: потому что в нем разыгралась бешеная тоска по России. В-третьих, наконец, потому что ему было жаль своей тогдашней молодости -- и всего связанного с нею -- злости, неуклюжести, жара,-- и ослепительно-зеленых утр, когда в роще можно было оглохнуть от иволог.

    "СОГЛЯДАТАЙ". Через некоторое время, если вообще тут можно говорить о времени, выяснилось, что после наступления смерти человеческая мысль продолжает жить по инерции. Я был туго закутан не то в саван, не то просто в плотную темноту. Я все помнил, -- имя, земную жизнь, -- со стеклянной ясностью, и меня необыкновенно утешало, что беспокоиться теперь не о чем. Когда из непонятного ощущения тугих бинтов я с озорной беспечностью вывел представление о госпитале, то сразу, послушно моей воле, выросла вокруг меня призрачная больничная палата, и были у меня соседи, -- такие же мумии, как я, -- по три мумии с каждой стороны. Какая же это здоровенная штука, человеческая мысль, что вот -- бьет -- поверх смерти и Бог знает еще сколько будет трепетать и творить, после того, как мой мертвый мозг давно стал ни к чему не способен. И с легким любопытством я подумал о том, как это меня хоронили, была ли панихида и кто пришел на похороны.

    "МАШЕНЬКА". Но теперь он до конца исчерпал свое воспоминанье, до конца насытился им, и образ Машеньки остался вместе с умирающим старым поэтом там, в доме теней, который сам уже стал воспоминаньем. И кроме этого образа, другой Машеньки нет, и быть не может.

    "ЗАЩИТА ЛУЖИНА". Уцепившись рукой за что-то вверху, он боком пролез в пройму окна. Теперь обе ноги висели наружу, и надо было только отпустить то, за что он держался,-- и спасен, Прежде чем отпустить, он глянул вниз. Там шло какое-то торопливое подготовление: собирались, выравнивались отражения окон, вся бездна распадалась на бледные и тёмные квадраты, и в тот миг, что Лужин разжал руки, в тот миг, что хлынул в рот стремительный ледяной воздух, он увидел, какая именно вечность угодливо и неумолимо раскинулась перед ним.

    Дверь выбили. "Александр Иванович, Александр Иванович!" -- заревело несколько голосов. Но никакого Александра Ивановича не было.

    "ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ". Цинциннат встал тоже.

    -- "Узник! В этот торжественный час, когда все взоры направлены на тебя, и судьи твои ликуют, и ты готовишься к тем непроизвольным телодвижениям, которые непосредственно следуют за отсечением головы, я обращаюсь к тебе с напутственным словом. Мне выпало на долю, -- и этого я не забуду никогда, -- обставить твое житье в темнице всеми теми многочисленными удобствами, которые дозволяет закон. Посему я счастлив буду уделить всевозможное внимание всякому изъявлению твоей благодарности, но желательно в письменной форме и на одной стороне листа".