М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Роман "Герой нашего времени"

 

История души человеческой, пусть даже самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа.
М.Ю. Лермонтов 


Кадр из фильма "Страницы журнала Печорина", режиссёр Анатолий Эфрос ; в роли Печорина - Олег Даль. Источник фото - телеканал "Культура"

Задания по роману "Герой нашего времени"

Источники романа

Роман "Герой нашего времени" создавался в период с 1838 по 1840 гг. Он стал продолжением написанного, но не завершённого Лермонтовым в 1837 году романа "Княгиня Лиговская", где впервые появляется главный герой, Григорий Александрович Печорин. Это москвич, недавно поселившийся в Петербурге. Действие романа начинается в декабре 1833 года с того, что его повозка сбивает на Вознесенском проспекте чиновника Красинского, что вызывает полное равнодушие Печорина. Интригу романа составляют любовные отношения героя с Верой Дмитриевной Лиговской и Елизаветой Николаевной Негуровой. Случайные совпадения, неожиданные встречи создают напряжённость незавершённому сюжету. В написании романа участвовал друг Лермонтова - Святослав Раевский (в черновиках романа замечен его почерк), детально знавший особенности работы департаментов и служивший в этом смысле консультантом Лермонтова. В 1837 году Лермонтов и Раевский были сосланы, и работа над романом прервалась. Возвращаться к "Княгине Лиговской" Лермонтов не стал, а "переселил" Печорина в свой новый роман, замысел которого возник во время службы на Кавказе. 

Наряду с "Княгиней Лиговской" источниками "Героя нашего времени" стали

  • в русской литературе - "кавказские" произведения А.А. Бестужева-Марлинского ("Аммалат-бек", "Мулла-Нур", "Письма из Дагестана") и поэма А.С. Пушкина "Кавказский пленник",
  • в зарубежной литературе - роман Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века" (в данном случае очевидно даже идейное сходство названий). 

 

Споры о жанре 

"Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе и, безусловно, самое глубокое произведение Лермонтова. Жанр произведения вызвал дискуссию среди критиков 19 и 20 веков:

А) Версия В.Г. Белинского: это социально-психологический роман, образец психологической прозы; образ и поведение героя мотивированы социальными причинами.

Б) Версия А.И. Герцена: это "роман мысли", философский роман, образец интеллектуальной прозы: в центре романа - исповедь героя, попытка его сампознания, попытка ответить на важнейшие вопросы смысла бытия и существования предопределённости судьбы. 

В) Версия Б.М. Эйхенбаума: это не роман, а цикл повестей: каждая глава - сюжетно завершённое произведение с самостоятельной жанровой природой; повести объединены лишь образом главного героя. 

Г) Версия Б.Т. Удодова: "Герой нашего времени" содержит признаки полифонического романа*.

Главный герой романа Печорин показан с нескольких равноправных точек зрения:

  • с точки зрения повествователя,
  • с точки зрения Максима Максимыча,
  • с позиции самоанализа героя,
  • а также с позиции Веры: в своём прощальном письме (глава "Княжна Мери") она даёт исчерпывающую характеристику Печорину.

К тому же у Печорина есть герои-двойники, пародийно отражающие некоторые стороны его характера - это Грушницкий, доктор Вернер, Вулич. Именно благодаря перечисленным характеристикам образ главного героя обретает беспрецедентную для русской литературы объёмность.

 

Композиция романа и нарушение хронологии

Весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, 
пока наконец он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых.
В.В. Набоков

 

 
Хронология рассказывания Хронология событий
"Бэла" "Тамань"
"Максим Максимыч" "Княжна Мери"
"Предисловие к журналу Печорина" "Фаталист"
"Тамань" "Бэла"
"Княжна Мери" "Максим Максимыч"
"Фаталист" "Предисловие к журналу Печорина"

Роман построен таким образом, чтобы читатель постепенно постигал характер Печорина. Главы в романе расположены не в хронологическом порядке, а в "порядке рассказывания".

Задача Лермонтова - не проследить жизненный путь героя, а нарисовать его психологический портрет. Поэтому Печорин показан в пяти экстремальных ситуациях, в которых его человеческие качества раскрываются с максимальной силой. В романе есть хронология событий (в их логической последовательности) и хронология рассказывания (см. таблицу). Каждая последующая глава романа сложнее предыдущей: если первая глава "Бэла" носит авантюрный характер, то в последней главе "Фаталист" ставятся и решаются "последние вопросы человеческого бытия", и образ Печорина дан уже в контексте не любовного приключения, а сложнейших философских проблем. 

Повествование определяется не внешними событиями, а логикой углубления в характер героя. Каждая из глав рассказывает о каком-либо напряжённом, критическом моменте жизни героя, когда он преодолевает смертельные опасности и раскрывает каждый раз новые качества своей личности.

Нарушение хронологии позволяет ослабить сюжетную интригу и внимательнее относиться к внутреннему состоянию героя. Уже в середине романа мы узнаём, что Печорин умер, возвращаясь из Персии. Поэтому события, связанные с попыткой убить Печорина в главе "Тамань", с дуэлью в главе "Княжна Мери" или захватом пьяного казака-убийцы, предсказуемо не могут завершиться смертью Печорина: читатель уже знает, как именно и когда умрёт герой романа, поэтому более важное значение приобретают мотивы его поступков и их самоанализ.

В романе ложный открытый финал: роман обрывается как бы на середине, оставляя героя и читателя перед вопросом о том, предопределена судьба человека или он сам распоряжается своей жизнью. 

 

Печорин и "лишние люди"

"Герой нашего времени... это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения", - пишет Лермонтов. Печорин, с одной стороны, продолжает тему "лишнего человека", начатую Пушкиным в романе "Евгений Онегин"; с другой стороны, Печорин - герой-индивидуалист с обострённым самосознанием, с огромной склонностью к самоанализу, к рефлексии (этого не было у Онегина). В основе его личности - эгоизм и сомнение, и из них вытекают этические принципы героя. Например, Печорин не верит в дружбу, считая, что "в дружбе всегда один раб другого"; не верит в счастье, полагая, что это не что иное как "насыщенная гордость"; считает себя творцом собственной судьбы и потому единственным судьёй своих поступков.

Если пушкинский Онегин скучал и хандрил, то Печорин стремится действовать, не заботясь о последствиях своих поступков, об их влиянии на судьбы других людей. Будучи всегда готовым подвергать свою жизнь смертельному риску, он не жалеет и других, будь то возлюбленная Бэла или приятель Грушницкий. Будучи переменчивым в чувствах, не задумывается над тем, что он значит для других: для Мери, Веры, Максима Максимыча.

Вслед за Печориным галерею "лишних людей" продолжили Бельтов (роман А.И. Герцена "Кто виноват?"), Рудин (роман И.С. Тургенева "Рудин"), Лаврецкий (роман И.С. Тургенева "Дворянское гнездо"), Обломов (роман И.А. Гончарова "Обломов").  

     * ЧТО ТАКОЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН?

    Термин "полифонический роман" ввёл в 1920-е гг. великий русский литературовед Михаил Михайлович Бахтин. В основе полифонического романа лежит диалог идей и сознаний. Диалог - основная форма античных философских произведений, и поэтому диалог является фундаментом полифонического романа.

    Слово "полифонический" означает "многоголосый". Полифонический роман, во-первыхсочетает в себе черты различных жанров.  Во-вторых, в полифоническом романе автор не возвышается над героями: точка зрения автора либо скрыта, либо звучит как одна из равноправныхВ-третьих, полифонический роман отличает диалогичность. Каждая идея, выдвигаемая героями, проверяется в диалоге, в сопоставлении с другими идеями. Именно так писатель приближает читателя к познанию истины. В-четвёртых, каких-либо окончательных выводов в полифоническом романе нет, его финал принципиально открыт. В-пятых, Бахтин выделяет ещё такую черту полифонического романа, как карнавальность. Карнавал - это жизнь наоборот. Герои романов (подобно карнавальным королям, которых сначала коронуют, а затем избивают) примеривают на себя несвойственные им роли, а в финале терпят крах.