schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Слово о полку Игореве

«Слово о плъку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова» - таково полное название самого известного произведения древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» – одно из величайших произведений древнерусской литературы. Оно было написано неизвестным автором в 1187 году и посвящено неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев, состоявшемуся в апреле-мае 1185 года. Это произведение было написано в период феодальной раздробленности Киевской Руси, распад которой на отдельные княжества начался вскоре после смерти Ярослава Мудрого. Именно ослабленность древнерусского государства послужила причиной опустошительных набегов кочевых племён на Русь в 12 веке, а в 13-м – ещё и причиной монголо-татарского нашествия и последовавшего за ним почти трёхсотлетнего ига.

Обложка первого издания "Слова о полку Игореве" (1800)
История открытия. «Слово о полку Игореве», как и большинство произведений древнерусской литературы, было неизвестным вплоть до конца восемнадцатого века. В 1795 году собиратель русской старины граф А.И. Мусин-Пушкин случайно обнаружил рукопись «Слова…» в Спасо-Преображенском монастыре города Ярославля. Выкупив рукопись, граф составил несколько копий «Слова…», в том числе для императрицы Екатерины Второй, и на собственные средства издал это произведение в 1800 году под названием «Ироическая песнь о походе на половцовъ удельнаго князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная стариннымъ русскимъ языкомъ въ исходе XII столетiя, съ переложенiемъ на употребляемое ныне наречiе». Над рукописью пришлось потрудиться лучшим учёным того времени Малиновскому и Бантышу-Каменскому, т.к. произведение было написано сплошным текстом, без разделения слов, и содержало много непонятных фраз.

Алексей Иванович Мусин-Пушкин
Научные споры вокруг «Слова…». В 1812 году, во время наполеоновского нашествия и знаменитого московского пожара, рукопись Мусина-Пушкина была утрачена, что породило слухи о неподлинности «Слова о полку Игореве». Французские лингвисты Луи Леже (в 19 веке) и Андре Мазон (в 20 веке) даже предприняли попытку научно доказать, что «Слово о полку Игореве» – это подделка 18 века, написанная на основе древнерусских летописей. Однако подобные предположения были опровергнуты российскими и зарубежными учёными. В частности, было доказано, что исторические события, упоминаемые в произведении, описаны в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, а цитаты из «Слова о полку Игореве» встречаются в «Псковском Апостоле» (1307) и в поэме «Задонщина», написанной в 15 веке. Кроме того, таким основательным знанием древнерусского языка 12 века в то время едва ли кто мог похвастаться.

Борис Александрович Рыбаков
Вызывал споры и вопрос об авторстве произведения. Высказывались версии относительно того, что авторами произведения могли быть сам князь Игорь, его сын Владимир, супруга князя Ярославна, один из половцев, а также называли книжника Тимофея, певца Мигусу, Рагуила Добрынича и др. Однако подобные гипотезы практически ничем не подкреплялись. Наиболее системную и убедительную версию выдвинул советский учёный Борис Рыбаков, предположивший, что автором «Слова о полку Игореве» мог быть киевский боярин 12 века Пётр Бориславич. Однако к единому мнению учёные не пришли по сей день, поэтому принято считать, что автор «Слова…» неизвестен.

Ефросинья Ярославна
Жанровые и стилистические особенности. «Слово о полку Игореве» сочетает жанровые признаки слова и воинской повести. Автор не только повествует о событиях 1185 года, но и размышляет о них. Рассказ о походе Игоря постоянно перебивается историческими экскурсами (воспоминаниями о героическом прошлом Руси), прямой речью («золотое слово» Святослава, плач Ярославны), обращением автора к князьям. Общий для древнерусской литературы стиль монументального историзма проявился и в «Слове…»: действие разворачивается на огромном пространстве, автор смотрит на Русь словно с высоты птичьего полёта, а конкретные поступки героев показаны на фоне всей русской истории. Использовал автор и фольклорные элементы: народные эпитеты, гиперболы, жанр плача, олицетворение сил природы.

Обращение князя Игоря к войску

Сюжет произведения. Во вступлении к «Слову…» автор, обращаясь к братьям-читателям, сообщает, что повесть его охватывает события почти двух столетий – «от старого Владимира до нынешнего Игоря», т.е. от князя Владимира, крестившего Русь в десятом веке, до князя Игоря, жившего в конце века двенадцатого. Тем не менее, основу произведения составляет рассказ о неудавшемся походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича и брата его князя Курского Всеволода в половецкую степь с 23 апреля по 10 мая 1185 года. Кочевые племена половцев, пользуясь феодальной раздробленностью Руси в 12 веке, часто совершали опустошительные набеги на русские княжества. Поэтому князь Игорь принял решение отомстить кочевникам и для этого собрал своё войско. Поход начался в конце апреля 1185 года, но в «Слове…» мы впервые видим Игоря 1 мая 1185 года, в день солнечного затмения. В то время затмение расценивалось как дурное предзнаменование, предвещавшее беду. Однако Игорь полон решимости идти в поход, для чего и обращается к войску со словами «Лучше убитым быть, чем пленённым быть». Войско Игоря, внезапно напав на половцев, одержало победу в первой битве, но во время второй битвы Игорь был пленён. Чувствуя беду, жена Игоря Ярославна обращается к природным силам – ветру, Днепру и Солнцу – с просьбой помочь её мужу, и природа как будто откликается на её плач: Игорю удаётся бежать из половецкого плена.
Поход Игоря имел печальные последствия для Руси: князь не только не одержал победу над дикими кочевниками, но и открыл дорогу врагам к Чернигову. Автор объясняет неудачи удельных князей их разобщённостью, разъединённостью, и вспоминает славные походы прошлого, когда Киеская Русь была сильным единым государством. Идейный стержень произведения – призыв русских князей к единению.

Задания по "Слову о полку Игореве"