М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

 Л.Н. Толстой в молодом, в зрелом и в пожилом возрасте. Источник фото - Википедия

 

Лев Николаевич до того всесторонне окружил частоколом наш умственный русский сад, 
что, куда бы мы ни шли, приходится лезть через его забор.
А.А. Фет

 

Задания по произведениям Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой - русский писатель мирового значения, публицист, педагог, религиозный философ, получивший беспрецедентное признание при жизни. Граф, член-корреспондент Императорской академии наук. Автор 174 художественных, публицистических и религиозно-философских произведений, среди которых особое место занимают романы, известные читателям во всём мире. 

Л.Н. Толстой родился 9 сентября (28 августа) 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии и стал четвёртым ребёнком в семье графа Николая Ильича Толстого и княжны Марьи Николаевны Волконской. Мать будущего писателя спустя два года умерла после рождения дочери.  Отец внезапно скончался, когда Льву Николаевичу было 9 лет: в это время дети вместе с дальней родственницей Т.А. Ергольской переехали в Москву.

С 1840 года семья живёт в Казани. Там Лев Николаевич в 1844 году поступает в Казанский университет - на отделение восточных языков, затем на юрилический факультет, однако после двух курсов бросает учёбу.

В марте 1847 года Толстой начинает вести дневник, и этот процесс продолжится до октября 1910 года. В полном собрании сочинений Толстого дневник составляет 13 томов. В дневнике писатель формулирует жизненные правила, ставит перед собой цели (например, изучить ту или иную науку, выучить языки, освоить сапожное ремесло или игру на музыкальных инструментах). www.mosliter.ru Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

В 1849 году 20-летний Толстой начинает в Ясной Поляне педагогическую деятельность: открывает школы для крестьянских детей, позднее пишет учебники "Азбука" и "Арифметика", впоследствии издаёт педагогический журнал "Ясная Поляна".

Одним из первых учителей в толстовской школе был крепостной музыкант Фока Демидович. Учившийся там Ермил Базыкин рассказывал: «Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счёту, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать...».

 

В 1851 году 22-летний будущий писатель предпринимает попытку описать один день своей жизни - 25 марта - со всеми мыслями, переживаниями, эмоциями. Описание этого дня займёт две недели и так и не будет доведено до конца. Зато именно тогда появится тяга Толстого к писательству.

Однако в этот период есть в жизни молодого графа и другая сторона, связанная с кутежами и азартными играми. Положительное влияние на Льва Николаевича оказывает брат Николай, предлагая оставить разгульную светскую жизнь и уехать на военную службу на Кавказ. Во время службы на Кавказе Толстой храбро сражается с бандами Шамиля и одновременно пишет автобиографическую повесть "Детство" (опубликована в "Современнике" в сентябре 1852 года под инициалами Л.Н.Т.). Повесть имела огромный успех у читателей, и Некрасов направляет писателю одобрительное и ободряющее письмо, в связи с чем Толстой решает продолжить историю своего героя Николеньки Иртеньева - пишет повести "Отрочество" и "Юность" (повесть "Молодость" останется незавершённой).

С началом Крымской войны в 1854 году Толстой переводится в Дунайскую армию, участвует в обороне Севастополя. Результатом участия в Крымской войне становится цикл "Севастопольские рассказы", где предельно реалистично описаны ужасы войны и героизм защитников Севастополя. Рассказы вызвали огромный интерес у читателей, на них обратил внимание даже император Александр Второй.

За участие в Крымской войне Толстой был отмечен четырьмя медалями и орденом Святой Анны 4-й степени. Имея право на почётнейший Георгиевский крест за храбрость, Толстой уступил его сослуживцу-солдату, так как награда эта давала право получать пожизненную пенсию. Однако военная карьера писателя была поставлена под угрозу тем обстоятельством, что Толстой написал ряд сатирических стихотворений, стилизованных под солдатские песни, в которых высмеивались важные военные чиновники. В 1856 году он решает навсегда оставить военную службу и выходит в отставку в звании поручика. 

В Петербурге Толстой близко знакомится с ведущими русскими писателями: Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым. однако его тяготит светская жизнь, и в начале 1857 года он уезжает путешествовать по Европе: он посещает Германию, Англию, Францию, Швейцарию, Италию. Впечатления от Европы остаются скорее отрицательными. Толстой пишет роман "Семейное счастие" и публикует его в 1859 году в "Русском вестнике". В конце 50-х годов состоялась ещё одна поездка по Европе, цель которой - изучение народного образования. Толстой встречается с французским политологом и социологом Пьером-Жозефом Прудоном, с немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, выступавшим за светскую школу, свободную от влияния церкви, посещает лекции английского писателя Чарльза Диккенса. 

По возвращении в Россию Толстой почти ничего не публикует, о нём начинают забывать. Случайная размолвка с Тургеневым, едва не закончившаяся дуэлью, надолго изолирует Толстого от литературного круга Петербурга. Наступившая депрессия требует немедленного лечения, и писатель удаляется в башкирское село Каралык (ныне Самарская область), где проходит курс кумысолечения. Очарованный этими местами, покупает в Каралыке имение.

В мае 1861 года после отмены крепостного права он вернулся в Ясную Поляну, где, приняв должность мирового посредника, активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле. Тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности, и в 1862 году Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны Третьего отделения.

Летом 1862 года в имении Толстого полицейские устраивают обыск и вынуждают его закрыть школу для крестьян, так как подозревают, что преподавание в школе сопровождается антиправительственной деятельностью. 

Роман-эпопея "Война и мир"

Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде „Войны и мира“ я больше никогда не стану.
Лев Толстой в письме Афанасию Фету

В сентябре 1862 года Толстой женится на 17-летней дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Их брак продлился 48 лет, у супругов родилось 13 детей, из которых только 8 дожили до взрослого возраста. 

Начинает долгую и кропотливую работу над романом-эпопеей "Война и мир". Первоначально замысла написать роман-эпопею у писателя не было. Начав роман "Декабристы" в 1856 году, он увлёкся историей декабристского движения и, дойдя до истории войны 1812 года, до начала наполеоновских походов, оставляет изначальный замысел: чтобы понять героя, возвращающегося из ссылки, пришлось дойти до событий, предшествовавших Отечественной войне. В 1865 году будущий первый том печатается в "Русском вестнике" под названием "1805 год". К 1868 году опубликованы четыре тома из шести (первоначально роман состоял из шести томов). Вариантами названия романа-эпопеи были "Три поры" и "Всё хорошо, что хорошо кончается". Текст романа переписывался не менее восьми раз, а некоторые эпизоды претерпели более двадцати правок. Даже начало романа имело около пятнадцати вариантов. 

Так рождается первый в русской литературе роман-эпопея, т.е. крупное произведение, в котором судьбы многочисленных героев показаны на фоне грандиозных исторических событий. Другими эпопеями в русской литерауре станут "Хождение по мукам" и "Пётр Первый" Алексея Толстого, "Жизнь Клима Самгина" Максима Горького, "Тихий Дон" Михаила Шолохова. www.mosliter.ru Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

В "Войне и мире" события охватывают период с 1805 по 1820 годы. Начало действия романа совпадает с началом наполеоновских войн в Европе, которые становятся "предисловием" к Отечественной войне 1812 года, тема которой является центральной в толстовском романе. В произведении около 600 персонажей, однако основное внимание уделяется судьбам Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Марьи Болконской. В отличие от Достоевского, Толстой чётко расставляет субъективно-оценочные акценты, по поводу каждого поступка героя, каждого события озвучивает собственную позицию. Положительные герои Толстого проходят через серьёзные жизненные испытания, их путь - это путь духовных исканий, попытка обрести истинный смысл жизни. Отрицательные же персонажи (Элен Курагина, Фёдор Долохов, Анатоль Курагин) - это герои без развития. Героями романа становятся и исторические личности, в частности, Кутузов и Наполеон.

Одной из задач Толстого было подчёркивание особой роли Отечественной войны как войны народной в победе над Наполеоном. 

Историк Александр Михайловский-Данилевский, участник войны 1812 года - о попытке обесценить роль России в победе над Наполеоном: "Между тем англичане, австрийцы, пруссаки и французы употребляли все усилия, чтобы в мнении народов и дворов уменьшить влияние России и представить пожертвование наши и подвиги наших войск, по возможности , ничтожными, доказывая, что влияние России на политические дела Европы должно быть пагубным для просвещения и самой независимости держав... Все восстали против нас и грозили войною. утверждая , что Россия желает присвоить диктаторскую власть". 

Тем не менее, живые участники Отечественной войны, прочитав "Войну и мир" в 1860-е годы, осуждали Толстого за искажение событий. В частности, князь П.А. Вяземский отмечал, что Толстой "низводит историческую картину до карикатуры и до пошлости", а эпизод с бросанием бисквитов он считал результатом полного незнания личности императора Александра Первого. 

Значительное место в романе отведено философско-историческим взглядам Толстого, его пониманию истории как "бессознательной, общей, роевой жизни человечества" и народа как основной движущей силы истории. 

В окончательном варианте роман-эпопея делится на четыре тома.

1 том - описание событий войны России в союзе с Австрией против Наполеона в 1805-1807 годах.

2 том описывает мирную жизнь героев в 1806-1811 годах. www.mosliter.ru Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

3 том начинается со вторжения Наполеона на территорию России (переход через Неман) и завершается подробным описанием Бородинского сражения. 

4 том начинается с описания вечера у Анны Павловны Шерер в день Бородинского сражения. В этом томе описаны пленение Пьера Безухова, гибель Пети Ростова и смерть Андрея Болконского. 

Эпилог описывает семейную жизнь Пьера Безухова и Наташи Ростовой, женитьбу Николая Ростова на Марье Болконской, проводится глубочайший анализ исторических событий 1805-1812 годов

Примечательно то, что Толстого в основном знают как автора "Войны и мира", однако он сам не считал эту книгу главной в своём творчестве. В своём дневнике писатель отмечал, что "Война и мир" - это те "пустяки", за которые его любят читатели. А в 1909 году на благодарность одного из посетителей Ясной Поляны за написание "Войны и мира" Толстой отреагировал так: "Это всё равно что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“".  www.mosliter.ru Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

Название романа иногда вызывало споры в части трактовки значения слова "мир". В дореволюционной орфографии существовало различие на письме слова "миръ" (отсутствие войны) и "мiръ" (планета, общество). Однако почти во всех дореволюционных изданиях романа его название писалось как "Война и миръ", и лишь однажды была допущена опечатка ("мiръ"), из-за чего и возникла легенда об ином толковании названия. Французский перевод романа издаётся под названием "La guerre et la paix", что окончательно снимает вопрос о толковании названия.  

 

Роман "Анна Каренина"

Это великое произведение, роман во вкусе Диккенса и Бальзака, далеко превосходящий все их романы.
Николай Страхов
Ужасно думать, что всё ещё существует возможность строить романы на одних половых побуждениях. Мне кажется это подло и безнравственно.
Михаил Салтыков-Щедрин

С 1873 по 1877 годы Толстой работает над романом "Анна Каренина". Если "Война и мир", по словам писателя, была "книгой о прошлом", в которой он отразил "мысль народную", то "Анна Каренина" стала произведением о современной жизни, в которой выразилась "мысль семейная". Несмотря на отсутствие описания грандиозных исторических событий, новый роман Толстого произвёл на читателей не менее значительное впечатление, чем "Война и мир", потому что в "Анне Карениной" поднимались вопросы, близкие каждому, независимо от того, в какой стране и в какую эпоху живёт человек. Не случайно Достоевский назвал этот роман "огромной психологической разработкой души человеческой". 

Источником "Анны Карениной" послужил незавершённый пушкинский отрывок "Гости съезжались на дачу", а также - косвенно - роман "Евгений Онегин": Толстой задавался вопросом - что было бы, если бы Татьяна Ларина всё же изменила мужу? Примечательно и то, что портрет Анны Карениной буквально списан с внешности дочери А.С. Пушкина Марии Александровны Пушкиной-Гартунг.

Центральную проблему романа Толстой обозначает сразу, уже в первом предложении, и эта проблема понятна и актуальна для всех: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Это роман о разобщённости людей в обществе и в семье, и главной жертвой этой разобщённости становится заглавная героиня.

Примечательно, что в начале романа Анна Аркадьевна Каренина - примерная жена и мать, выступающая в роли примирительницы семьи Облонских. Жизнь Карениной наполняет любовь к сыну и уважение к мужу, но настоящих сильных чувств к мужу героиня не испытывает. Это и становится предпосылкой будущего внутреннего конфликта Анны, который вспыхнет, как только она встретит Алексея Кирилловича Вронского. Встреча Анны и Вронского на вокзале сопровождается зловещим символическим событием: на железнодорожных путях под колёсами поезда гибнет сторож. Под колёсами поезда закончится жизнь и самой Анны Карениной.  www.mosliter.ru Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

На первых порах она старается не давать воли возникшему чувству: она "не имеет права" любить другого мужчину. Однако пробудившаяся в Анне жажда жизни, желание нравиться порождает ощущение какой-то невидимой и неведомой силы, руководящей её поступками. Ещё недавно имевшая репутацию справедливой, честной, морально безукоризненной женщины, Каренина вдруг осознаёт, что запуталась: отношения с мужем законны, но основаны, в сущности, на лжи; отношения с Вронским неприемлемы с точки зрения морали, но основаны на сильных и искренних чувствах. Чем больше великодушия проявляет муж к изменившей ему жене, тем больше она ненавидит его, хотя и чувствует свою вину перед ним. Ни в чём героиня не сможет найти утешения: ни в искусственно создаваемом Вронским окружении, ни в чтении, ни в путешествии в Италию, ни даже в успокоительных лекарствах. После встречи с Вронским Анна ощущает фальшь во всём: в светских отношениях, в отношениях с мужем, а в конечном итоге чувствует обман в отношениях с Вронским. 

Самая большая трагедия в жизни Анны - невозможность соединить в своей жизни Вронского и сына. Два естественных для женщины чувства: любовь и материнство - оказались несоединёнными. С Карениным она связывает представление о себе как о матери их сына, с Вронским чувствует себя любящей женщиной. Когда у Анны остаётся только любовь к Вронскому, наступает период страха: если Вронский разлюбит её, то жизнь потеряет всякий смысл. Её душевный разлад усиливается, усугубляемый общественным осуждением и ощущением полной зависимости от любви Вронского. Чувствуя свою полную подчинённость воле Алексея Кирилловича, Анна становится подозрительной и раздражительной. Она обвиняет мужа и любовника в том, в чём сама была виновата. Это и приводит Анну к отчаянию и к мысли о смерти: тоько смерть сделает её в глазах окружающих не виноватой, а жалкой. "Всё неправда, всё ложь, всё обман, всё зло!" - таков последний аргумент Анны в пользу самоубийства.  

В романе показаны судьбы и других семей - Облонских, Щербацких, отдельную линию романа представляет судьба Константина Лёвина, которого Толстой наделяет лучшими человеческими качествами. Фактически Лёвин выступает в романе в роли резонёра: Толстой в период создания романа почти не ведёт дневник, так как в полной мере выражает свои мысли в рассуждениях Лёвина. Как и Анна, герой видит неправду, его волнует судьба русского дворянства, но, в отличие от Карениной, он верит в справедливость. В эпилоге Вронский едет на войну, ища смерти, а у Лёвина и Кити рождается ребёнок. Картина счастливой семейной жизни Лёвина завершает роман. 

История жизни Карениной, таким образом, обнаруживает незыблемость "мысли семейной", невозможности достижения счастья за счёт забвения своего долга по отношению к другим и нравственных законов. 

Как и "Евгений Онегин" в своё время, роман "Анна Каренина" стал энциклопедией жизни русского дворянства 1870-х годов, одной из вершин не только русской, но и мировой литературы. Роман оказал значительное влияние на творчество Томаса Манна и Владимира Набокова

Набоков, в частности, оставил такой отзыв о романе "Анна Каренина":

«Одна из величайших книг о любви в мировой литературе, «Анна Каренина» — не только роман-интрига. Толстого глубоко волновали вопросы нравственности как самые важные, вечные и общечеловеческие. И вот какая нравственная идея заложена в «Анне Карениной» — вовсе не та, что вычитает небрежный читатель. Мораль не в том, что Анна должна платить за измену мужу (в известном смысле так можно сформулировать мораль, лежащую на самом дне «Мадам Бовари»). Дело не в этом, конечно, и вполне очевидно, почему: останься Анна с мужем, умело скрыв от света свою измену, ей не пришлось бы платить за нее ни счастьем, ни жизнью. Анна наказана не за свой грех (она могла бы жить с мужем и дальше), не за нарушение общественных норм, весьма временных, как все условности, и не имеющих ничего общего с вневременными, вечными законами морали. Так в чем же тогда нравственный смысл романа? Мы легче поймем его, если посмотрим на другую линию книги и сравним историю Левина — Кити с историей Вронского — Анны. Женитьба Левина основана на метафизическом, а не физическом представлении о любви, на готовности к самопожертвованию, на взаимном уважении. Союз Анны и Вронского основан лишь на физической любви и потому обречен. На первый взгляд может показаться, что общество покарало Анну за любовь к человеку, который не был ей мужем. Законы общества временны, Толстого же интересуют вечные проблемы. И вот его настоящий нравственный вывод: любовь не может быть только физической, ибо тогда она эгоистична, а эгоистичная любовь не созидает, а разрушает. Значит, она греховна. Толстой-художник с присущей ему силой образного видения сравнивает две любви, ставя их рядом и противопоставляя друг другу: физическую любовь Вронского и Анны (бьющуюся в тисках сильной чувственности, но обреченную и бездуховную) и подлинную, истинно христианскую (как ее называет Толстой) любовь Левина и Кити, тоже чувственную, но при этом исполненную гармонии, чистоты, самоотверженности, нежности, правды и семейного согласия».

 

Перелом в мировоззрении Л.Н. Толстого

Толстой пашет землю. С картины И.Е. Репина

На рубеже 1870-1880-х годов писатель радикально пересматривает свои общественно-политические, религиозно-философские и эстетические взгляды. Он обрушивается с критикой на современные общественные, государственные и церковные порядки. Новые взгляды Толстого и его религиозное учение находят отражение в таких работах, как

  • "Исповедь" (1879-1882),
  • "Соединение и перевод четырёх Евангелий" (1880-1881),
  • "В чём моя вера?" (1884),
  • "Так что же нам делать?" (1882-1886)
  • "Об искусстве" (1889)
  • "Царство Божие внутри нас" (1893)

Писатель, пытаясь разрешить мучившие его вопросы, изучает религиозные труды, в частности, главы церковного раскола 17 века протопопа Аввакума. Посещает весной 1881 года Оптину пустынь, затем Троице-Сергиеву лавру. Читает китайских философов Лао Цзы и Конфуция, персидского поэта Саади. Много общается с яснополянскими крестьянами. 

С 1884 года Толстой становится вегетарианцем, стремится к простоте жизни, хочет работать так, как его крестьяне, кормиться плодами собственного труда. Он ходит на сенокос вместе с мужиками, ест крестьянскую пищу. 

Толстой работает в усадьбе Ясная Поляна в комнате "под сводами".

В 1886 году Толстой пишет драму "Власть тьмы", в которой показывает распад патриархального крестьянства, его моральных устоев в условиях нарождающегося капитализма.

В этом же году опубликована и повесть "Смерть Ивана Ильича", в основу которой положена история жизни и предсмертной болезни прокурора тульского суда Ивана Ильича Мечникова (в повести он фигурирует под фамилией Головин). Герой повести показан как человек средний во всех отношениях. Его жизнь идёт по накатанной колее. Он женится не столько по любви, сколько потому, что так принято. Семейные неурядицы уравновешиваются успехами в карьере. Случайное падение во время предсмертной болезни становится причиной предсмертной болезни, которая приводит Ивана Ильича к переосмыслению всего прожитого. Герой с ужасом осознаёт пустоту своей жизни, отсутствие искренних привязанностей. Идеал "приличия и приятности" рассыпается: вся жизнь героя, за исключением детства, была "не то". 

С 1887 по 1891 годы Толстой работает над повестью "Крейцерова соната", сюжет которой выстроен в форме исповеди героя, совершившего убийство своей жены. Этой исповеди предшествует спор пассажиров в поезде, связанный с отношениями мужчины и женщины. Устами героя писатель озвучивает собственные мысли о воспитании юношей, о природе страсти, о половых отношениях, о положении женщины в обществе, о природе ревности. Вопросы морали у Толстого неразрывно связаны с размышлениями о природе искусства, о таинственном воздействии музыки на человека. Отталкиваясь от высказывания Артура Шопенгауэра "Музыка есть тайное упражнение в метафизике души, не осознающей того, что она философствует", Толстой рассуждает о том, как тесно может быть связана музыка с нашими страстями. И Позднышев, главный герой и рассказчик повести, отмечает, что искусство в целом и музыка в частности побуждает человека к определённым действиям и поступкам. "Крейцерова соната" Бетховена порождает в герое страсть, ревность и в итоге приводит к убийству жены. Но дело, конечно, не в самой музыке, и судьба Позднышева - сложнейшее переплетение жизненных обстоятельств и общественных предрассудков. 

 

 

Роман "Воскресение"

Толстой обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, 
экономические порядки, выразил непосредственный и искренний протест против общества лжи и фальши.
В.И. Ленин
 

Работа над "Воскресением" заняла у писателя десять лет - с 1889 по 1899 годы. Роман писал создавался с перерывами, и в целом у писателя ушло около трёх лет на написание "Воскресения". Последний роман Толстого так же, как и предыдущие, имел огромный успех и сразу вслед за публикацией на русском языке был переведён на множество языков европейских.

Первоначальное название - "Коневская повесть" - было связано с тем, что историю, пложенную в основу сюжета, рассказал писателю знаменитый русский юрист Анатолий Фёдорович Кони. Проблематика романа, в центре которого - судьба соблазнённой и брошенной офицером Дмитрием Ивановичем Нехлюдовым девушки Катюши (Екатерины Михайловны) Масловой, чувство вины перед которой становится началом коренных жизненных изменений для обоих, оказалась актуальной для современников Толстого. Будучи 16-летней девушкой, Маслова влюбилась в князя Нехлюдова, доверилась ему, а позже узнала о своей беременности. Зная, что Нехлюдов не вернётся, она тайно родила ребёнка, который вскоре умер, а сама оказалась в доме терпимости. Чтобы успокоить свою совесть, она уверила себя, что её назначение - доставлять удовольствие мужчинам, смысл отношений с которыми видела исключительно в интимной близости. 

Жизнь её резко меняется после подозрения в отравлении одного из клиентов. Так она оказывается в зале суда, где один из присяжных - Нехлюдов. Герой тоже проходит сложный путь от романтического идеалиста, мечтающего сделать всех людей счастливыми и даже отдающего собственное имение крестьянам, до скучающего эгоиста, находящего смысл только в удовольствиях. 

В результате судебной ошибки Маслову приговаривают к четырём годам каторги в Сибири. Поражённый несправедливостью, Нехлюдов приходит прощаться с Катюшей перед отправкой в острог, он готов просить прощения, каяться и по возможности жениться на ней. Он видит, что прежней Катюши нет, осталась только уличная девка Маслова, но это не меняет его намерений. Кассационная жалоба князя по приговору Масловой отклонена, и Нехлюдов отправляется вслед за Катюшей в Сибирь. Нехлюдов добивается сначала перевода Масловой из уголовных преступниц в политические, а затем и вовсе замены каторги на поселение. Видя участие князя в своей судьбе, Катюша постепенно начинает осознавать, что любовь заключается не только в половых отношениях. Толстой показывает постепенное воскресение двух падших душ - Нехлюдова и Масловой. Однако, любя Нехлюдова, Маслова не хочет портить ему жизнь и уходит к влюблённому в неё Владимиру Симонсону. Нехлюдов находит для себя истину в евангельском учении. Устами героя Толстой высказывает собственное понимание христианства в финале романа. Если у Раскольникова Евангелие под подушкой, то Нехлюдов во внутреннем монологе прямо цитирует слова Иисуса Христа, сказанные в Нагорной проповеди: "Ищите Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам". Человек же, как правило, ищет "остального" и не находит его. 

 www.mosliter.ru  Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

В 1901 году Толстой был отлучён от церкви. Причиной стали многочисленные (с 1879 года) публикации писателя с резкой критикой духовенства и официальной церкви. Толстому предлагали покаяться и вернуться в лоно православной церкви, однако в своём «Ответе синоду» писатель подтвердил разрыв с церковью: «То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему».

В ночь на 10 ноября (28 октября по старому стилю) 1910 года Толстой, не имея какого-либо чёткого плана действий, покинул Ясную Поляну в сопровождении врача Маковицкого. Узнав об уходе мужа, Софья Андреевна Толстая сначала пыталась покончить с собой, утопившись в пруду, а после спасения отправила ему с дочерью Александрой (она единственная была посвящена в тайну местонахождения Толстого) письмо: "Лёвочка, голубчик, вернись домой, милый, спаси меня от вторичного самоубийства. Лёвочка, друг всей моей жизни, всё, всё сделаю, что хочешь, всякую роскошь брошу совсем; с друзьями твоими будем вместе дружны, буду лечиться, буду кротка, милый, милый, вернись, ведь надо спасти меня...". Однако Толстой уже не вернётся. 

Доехав на поезде до города Козельска и посетив Оптину пустынь и Шамординский монастырь, Толстой решил ехать дальше, однако по дороге почувствовал себя плохо: простуда осложнилась воспалением лёгких. 

Последние дни писатель провёл на станции Астапово Рязанской железной дороги, где скончался 20 (7) ноября 1910 года. По свидетельству доктора Маковицкого, последними его словами были "Я люблю всех". 

 

Произведения Льва Николаевича Толстого

 

Романы 

www.mosliter.ru  Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

Повести

www.mosliter.ru  Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

Рассказы (избранные)

Пьесы

www.mosliter.ru  Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

Религиозно-философские произведения
  1. "Семейное счастье" (1859)
  2. "Декабристы" (1861, незаверш.)
  3. "Война и мир" (1869)
  4. "Анна Каренина" (1877)
  5. "Роман о времени Петра Первого" (1879, незаверш.)
  6. "Сто лет" (1879, незаверш.)
  7. "Воскресение" (1899) 
  1. "Детство" 
  2. "Отрочество" 
  3. "Юность"
  4. "Два гусара"
  5. "Утро помещика"
  6. "Поликушка"
  7. "Казаки"
  8. "Кавказский пленник"
  9. "Смерть Ивана Ильича"
  10. "Крейцерова соната"
  11. "Дьявол"
  12. "Хозяин и работник"
  13. "Отец Сергий"
  14. "Фальшивый купон"
  15. "Хаджи-Мурат"

 

"Набег"

"Рубка леса"

"Севастопольские рассказы"

"Люцерн"

"Три смерти"

"Рассказ Аэронавта"

"Чем люди живы"

"Много ли человеку земли нужно"

"Холстомер"

"После бала"

"Ходынка"

"Святочная ночь"

 

 

"Заражённое семейство"

"Нигилист"

"Власть тьмы"

"Драматическая обработка легенды об Аггее"

"Первый винокур, или Как чертёнок краюшку заслужил"

"Плоды просвещения"

"Пётр Хлебник"

"Живой труп"

"И свет во тьме светит"

www.mosliter.ru  Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

"Соединение и перевод четырёх Евангелий"

"Исповедь"

"В чём моя вера?"

"Царство Божие внутри нас"

 

 Демоверсии работ по произведениям Л.Н. Толстого

 * В русской литературе есть несколько писателей по фамилии Толстой: www.mosliter.ru  Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович

1. Лев Николаевич Толстой - его биография представлена на этой странице.

2. Алексей Константинович Толстой (1817-1875) - поэт, прозаик, драматург, автор известного романа "Князь Серебряный".

3. Алексей Николаевич Толстой (1882-1945) - автор исторических романов "Пётр Первый", "Хождение по мукам", фантастических романов "Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина", сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино". 

4. Александра Львовна Толстая (1884-1979) - писательница, дочь Л.Н. Толстого, автор романа "Предрассветный туман" и мемуаров "Отец. Жизнь Льва Толстого". 

5. Татьяна Никитична Толстая (род. 1951) - писательница, публицист, литературный критик, телеведущая, внучка А.Н. Толстого, автор романа "Кысь", ряда рассказов.