schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)

Задания по произведениям Ф.М. Достоевского 


Он - товарищ в болезни, сообщник не только в добре, но и во зле.
Он знает самые сокровенные наши мысли, самые преступные желания нашего сердца.
Д.С. Мережковский
 

 Обзор творчества

Романы Повести Рассказы Публицистика
  1. "Бедные люди" (1845)
  2. "Униженные и оскорблённые" (1861)
  3. "Преступление и наказание" (1866)
  4. "Игрок" (1867)
  5. "Идиот" (1869)
  6. "Бесы" (1872)
  7. "Подросток" (1875)
  8. "Братья Карамазовы" (1880)

"Двойник"

"Хозяйка"

"Слабое сердце"

"Неточка Незванова"

"Белые ночи"

"Дядюшкин сон"

"Село Степанчиково и его обитатели"

"Записки из подполья"

"Вечный муж"

 

"Господин Прохарчин"

"Честный вор"

"Ползунков"

"Бобок"

"Кроткая"

"Скверный анекдот"

"Мальчик у Христа на ёлке"

"Сон смешного человека"

"Записки из Мёртвого дома"

"Зимние заметки о летних впечатлениях"

"Г-н -бов и вопрос об искусстве"

"Книжность и грамотность"

"Дневник писателя"

 

Крупнейший романист, член-корреспондент Петербургской академии наук Ф.М. Достоевский, один из первых русских писателей мирового значения, вошёл в историю русской и мировой литературы как писатель-философ, писатель-пророк, как предтеча русской религиозной философии и западного экзистенциализма. Гениальность Достоевского проявилась, в частности, в том. что он предвосхитил духовный кризис следующего столетия и оказал мощное влияние на многих философов и писателей 20 века. 

 

Годы События
11.11.1821

Родился в Москве в семье военного врача, лекаря Мариинской больницы на Божедомке, дворянина Михаила Андреевича и дочери московского купца Марии Фёдоровны Нечаевой.

Род Достоевских происходил от привилегированного сословия - шляхты - в Белой Руси, в начале 16 века получившего имение Достоево (ныне Брестская область Республики Беларусь).

В семье было 8 детей, Фёдор Михайлович стал вторым сыном Достоевских. Мать писателя умерла от туберкулёза в 1837 году в возрасте 37 лет. Отец погиб в 52 года при невыясненных обстоятельствах в 1839 году в своём имении Даровое под городом Кашира (ныне имение относится к Зарайскому району Московской области). Согласно одной из версий, он был убит собственными крепостными. Со смертью отца некоторые исследователи связывают первое проявление наследственной болезни писателя - эпилепсии. (Подробнее см. статью Зигмунда Фрейда "Достоевский и отцеубийство").

1837-1843 Учился в Главном инженерном училище в Петербурге вместе с братом Михаилом.
1844-1845

В чине поручика Достоевский подал в отставку с военно-инженерной службы.

Знакомство с В.Г. Белинским и И.И. Панаевым. Публикует литературный перевод романа Бальзака "Евгения Гранде", работает над своим первым романом "Бедные люди". Роман был написан в эпистолярной форме в духе "натуральной школы" - с заострённым социальным подтекстом, именно поэтому роман понравился идеологам революционно-демократических идей Белинскому и Некрасову. В среде революционеров-демократов Достоевского принимают как "своего", он получает прозвище "новый Гоголь". 

 1846 Публикация написанной под влиянием гоголевских "Петербургских повестей" мистической повести (согласно авторскому определению, поэмы) "Двойник", посвящённой раздвоению сознания титулярного советника Голядкина, встречает непонимание Белинского. К Достоевскому в революционно-демократических кругах начинаю относиться с иронией, и это вынуждает писателя порвать с Некрасовым и перейти в журнал А.А. Краевского "Отечественные записки". 
1847-1849

Достоевский пишет сентиментальные повести "Неточка Незванова", "Слабое сердце", "Белые ночи"

Входит в кружок М.В. Петрашевского, увлекается западническими идеями. На собраниях в квартире Петрашевского обсуждали освобождение крестьян, свободу слова и печати, судебную реформу. Широко обсуждалось публично прочитанное Достоевским  знаменитое "Письмо Белинского к Гоголю". В апреле 1849 года участники кружка Петрашевского были арестованы. Именно за чтение и обсуждение "Письма Белинского..." Достоевский был приговорён к лишению всех чинов и званий и смертной казни. 

 22.12.1849 (03.01.1850) Инсценировка казни "петрашевцев". В последний момент, когда на приговорённых уже были наставлены ружья, смертную казнь заменили каторгой и ссылкой. Впечатления от несостоявшейся казни Достоевский подробно описал в монологе князя Мышкина в романе "Идиот".  
1850-1860

Четыре года каторжных работ в Омском остроге. Впечатления от этих лет описаны в книге "Записки из Мёртвого дома", которая будет опубликована в журнале "Время" и станет сенсацией для современников: никто никогда не касался в литературе жизни каторжников. И это не удивительно: из русских писателей на каторге побывали только Достоевский и Чернышевский, автор романа "Что делать?". 

С 1854 года - военная служба в качестве ссыльного в Семипалатинске (ныне город Семей, Казахстан). В 1856 году новый император Александр Второй объявил о прощении петрашевцев. В этом же году Достоевский произведён в прапорщики. Благодаря военной службе Достоевскому удалось вернуть себе дворянство. 

В феврале 1857 - женитьба в Кузнецке (ныне Новокузнецк) на Марии Дмитриевне Исаевой. Брак продлится семь лет. Мария Дмитриевна умрёт в возрасте 39 лет от туберкулёза. Впоследствии она станет прототипом жены Семёна Мармеладова, персонажа романа "Преступление и наказание", а её первый муж, Александр Исаев, прототипом самого Мармеладова. 

В июле 1859 года Достоевский выезжает в Тверь, а с декабря этого же года живёт в Петербурге. 

 1861-1865

Достоевский - один из идеологов почвенничества. Издание журналов "Время" и "Эпоха".

В 1864 году публикует одну из главных своих книг - повесть "Записки из подполья", представляющую собой пронзительную исповедь русского антигероя-интеллигента. Именно в этой книге зарождаются идеи экзистенциализма.   

В этом же году - смерть жены Марии Дмитриевны и брата Михаила. Писатель берёт на себя обязательства по финансовым долгам брата. 

К 1863-1865 годам относится увлечение писателя Аполлинарией Сусловой, с которой ездит за границу. Увлекается игрой в рулетку и в карты, проигрывает большие суммы. Впоследствии своё увлечение и сложные отношения с Сусловой Достоевский опишет в романе "Игрок". 

 1865-1866

Обязательства по долгам вынуждают Достоевского заключить невыгодный договор с крупнейшим предпринимателем - издателем книг и владельцем книжных магазинов Фёдором Стелловским.

Работает над романом "Преступление и наказание", который, вопреки договору со Стелловским, публикует в "Русском вестнике". Чтобы выполнить условия контракта, писатель за 26 дней - с 4 по 29 октября 1866 года - пишет роман "Игрок", для чего приглашает стенографистку, 20-летнюю Анну Григорьевну Сниткину (1846-1918). 

Анна Григорьевна Сниткина (Достоевская)

1867год

В начале 1867 года роман "Игрок" был опубликован, и писатель сделал предложение Анне Григорьевне Сниткиной.

15 февраля состоялось их венчание. В браке с Анной Григорьевной родилось четверо детей: Софья, Любовь, Фёдор и Алексей.                     

 1867-1871

Сразу после бракосочетания супруги уехали за границу, где прожили до 1871 года. 

В 1869 году опубликован начатый в Женеве и завершённый во Флоренции роман "Идиот".  

 1872-1878 Жил в Старой Руссе Новгородской губернии, периодически выезжая в Германию. В Старой Руссе написаны романы "Бесы" и "Подросток", повесть "Кроткая", а также "Дневник писателя".  После смерти сына Алексея некоторое время живёт вместе с молодым философом В.С. Соловьёвым в монастыре Оптина пустынь в городе Козельске, общается со старцем Амвросием, ставшим прообразом старца Зосимы в романе "Братья Карамазовы"
 Октябрь1878 Возвращается в Петербург, дописывает роман "Братья Карамазовы".  Приглашён на приём к императору Александру Второму для представления царской семье. 
 Июнь 1880 Достоевский принимает участие в открытии памятника Пушкину в Москве, произносит знаменитую речь, определившую раз и навсегда "всемирное значение" творчества Пушкина. 
 09.02.1881

Достоевский умер спустя два дня после эмоционального объяснения с сестрой Верой по поводу рязанского имения, доставшегося ему по наследству. Причиной смерти стал туберкулёз и эмфизема лёгких.

Жене Достоевского Анне Григорьевне на момент его смерти было 34 года, однако замуж вторично она не вышла и до конца своих дней - до смерти на 72-м году жизни - была хранительницей его рукописей и вещей, создательницей музея писателя (это был третий музей подобного рода в России, после музеев Пушкина и Лермонтова), а её воспоминания стали важным исочником сведений о биографии Достоевского.  

 История создания и художественные особенности романа "Преступление и наказание"

У меня свой, особенный взгляд на действительность в искусстве, 
и то, что большинство называет фантастическим, для меня составляет самую сущность действительности.
Ф.М. Достоевский

 

М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. Часть первая

М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. Часть вторая

Уже современники Достоевского понимали, что его романы - принципиально новое явление в русской литературе и потому затруднялись в определении жанра произведений писателя. В большинстве крупных его произведений присутствуют признаки социального, психологического, детективного, философского романа. По определению Михаила Михайловича Бахтина, крупнейшего литературоведа 20 века, Достоевский - создатель полифонического романа, существенно нового романного жанра. В основе полифонического романа лежит диалог идей и сознаний. Диалог - основная форма античных философских произведений, и поэтому диалог является фундаментом полифонического романа.

Слово "полифонический" означает "многоголосый". Полифонический роман, во-первых, сочетает в себе черты различных жанров. В случае с "Преступлением и наказанием" это черты детективного, социально-философского, авантюрного и психологического романов. Во-вторых, в полифоническом романе автор не возвышается над героями: точка зрения автора либо скрыта, либо звучит как одна из равноправных. В-третьих, полифонический роман отличает диалогичность. Каждая идея, выдвигаемая героями, проверяется в диалоге, в сопоставлении с другими идеями. Именно так писатель приближает читателя к познанию истины. В-четвёртых, каких-либо окончательных выводов в полифоническом романе нет, его финал принципиально открыт. "Всё ещё впереди и всегда впереди", - такова, по словам Бахтина, философская подоплёка романов Достоевского. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что роман "Преступление и наказание" завершается началом осознания Раскольниковым своих ошибок на каторге, а его теория не дана в тексте непосредственно, а показана в ходе обсуждения тремя персонажами: мы помним о важности диалога в полифоническом романе. В-пятых, Бахтин выделяет ещё такую черту полифонического романа, как карнавальность. Карнавал - это жизнь наоборот. Герои романов (подобно карнавальным королям, которых сначала коронуют, а затем избивают) примеривают на себя несвойственные им роли, а в финале терпят крах. 

Замысел романа "Преступление и наказание" относится к 1859 году, когда у Достоевского возникла мысль о создании романа, построенном в форме исповеди убийцы, объясняющего причины своих преступлений. И действительно, главный герой романа Раскольников долго готовится к преступлению и даже создаёт целую теорию, оправдывающую убийство. К мысли о таком романе писатель пришёл благодаря реальным событиям, происходившим в 1850-1860-е годы. У замысла романа "Преступление и наказание" было несколько реальных источников.

1. Дело французского преступника Пьера Франсуа Ласенера, считавшего себя жертвой общества и совершавшего убийства во имя борьбы с несправедливостью.

2. Дело 27-летнего Герасима Чистова, раскольника по убеждениям (отсюда, по-видимому, и фамилия главного героя). В январе 1865 года Чистов убил двух старух в Москве с целью ограбления.

3. Книга Наполеона Третьего "Жизнь Юлия Цезаря", вышедшая в марте 1865 года. Именно в ней была изложена теория о сильной личности, которая, совершая преступления, переступая через законы морали, оставляет яркий след в истории. 

В письме редактору "Русского вестника" Михаилу Каткову Достоевский писал по поводу будущего романа: "Это - психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым недоконченным идеям... решил разом выйти из своего скверного положения. Он решился убить одну старуху, обобрать, с тем, чтоб сделать счастливою свою мать...". 

Известно также, что в начале 1860-х гг. Достоевский интересовался проблемой пьянства. В то время пьянство стало осознаваться как национальная трагедия, и у писателя возникает мысль написать роман "Пьяненькие". Вскоре два замысла - роман в форме "психологического отчёта одного преступления" и роман о пьянстве - переплелись в романе "Преступление и наказание".

Страшная жизнь социальных низов Петербурга, нищета и проституция становятся фоном романного действия, атмосферой, внутри которой рождается страшный замысел героя.  Петербург Достоевского совсем не похож на привычную парадную столицу России. Образ Петербурга складывается из таких деталей, как грязные улицы, канавы, подворотни, распивочные, убогие интерьеры жилища бедняков. Преобладающий цвет в описании города - жёлтый, цвет болезни и сумасшествия. Эти детали лишены материальной осязательности, зато наделены способностью к самовыражению: например, комната Раскольникова не случайно сравнивается с гробом, а углы в комнате Сони Мармеладовой запоминаются тем, что один из них "безобразно тупой", а другой "ужасно острый". Люди, встречающиеся Раскольникову, жалки и убоги. Всё это подчёркивает безысходность существования главного героя и неотвратимость появления в его болезненном сознании страшной идеи. 

Раскольникова в романе мучает не столько отсутствие денег, сколько отсутствие справедливости. Он беден и голоден, в нищете прозябают его сестра и мать. Незадолго до убийства он узнаёт, что Дуня готова выйти замуж за мерзкого человека Петра Лужина ради улучшения материального положения семьи. В распивочной Мармеладов рассказывает Раскольникову похожую историю о том, как его дочь Соня вынуждена была пойти в проститутки, чтобы спасти семью от голода. В то же время на глазах героя ростовщица Алёна Ивановна наживается на бедах окружающих, вынужденных нести ей в залог под проценты последние фамильные ценности. Мир в сознании героя оказывается разделённым на палачей и жертв, и выбирать приходится между плохим и худшим: кто не хочет стать жертвой, вынужден быть палачом. Раскольников понимает, что роль палача отвратительна, но, в отличие от роли жертвы, не унизительна. 

Раскольников - не исключение из правил, не герой, резко выделяющийся среди остальных. В 60-е годы в российском обществе господствовала идея кровопролития во имя "справедливости", идея "террора во благо". Интеллигенция, образованная молодёжь совершала в Петербурге покушения на убийство, поджоги, взрывы. "Народовольцы" стреляли в притеснителей народа. На императора Александра Второго было совершено семь покушений. Именно этим запомнились 1860-1870-е годы.

В этом смысле роман "Преступление и наказание" стал ответом на вызовы современности, предупреждением о том, что далеко не всегда цель оправдывает средства. Теория Раскольникова проста и убедительна, как любая схема. На уровне общих суждений её трудно опровергнуть. Раскольников делит людей на обыкновенных и необыкновенных, причём последним разрешено переступать через законы нравственности во имя великих целей. В теории Раскольникова отражаются все противоречивые качества его души. В начале романа мы видим человека, ищущего выход из тупика, пытающегося по-своему преодолеть законы жестокого мира. Так у него рождается идея "убийства по совести". Если социальная несправедливость в порядке вещей, то остаётся либо смириться, либо бунтовать. В мотивах его преступления заложен глубочайший самообман: освободить мир от зловредной старухи, а награбленные деньги отдать нуждающимся, прежде всего - матери и сестре. Следуя логике "простой арифметики", Раскольников пытается с помощью "одного маленького преступления" сделать "тысячи добрых дел". Однако вопреки самообману, главный мотив преступления - эгоистический, желание "Наполеоном сделаться". 

Поэтому Достоевский не ищет теоретических аргументов, а просто испытывает теорию жизнью - на этом и строится роман. Раскольников идёт на преступление-эксперимент: убивает старуху-процентщицу не столько ради обогащения, сколько ради проверки собственной способности совершить убийство "зловредной" ростовщицы, способности забрать её нечестно нажитые деньги и помочь бедным. Но жизнь не поддаётся теории уже в момент убийства: внезапно пришедшая сестра старухи Лизавета стала невольным свидетелем преступления, и Раскольникову пришлось убить и её, хотя в его планы это не входило. После преступления страх разоблачения не позволил Раскольникову воспользоваться старухиными деньгами, поэтому герою не удалось помочь ни самому себе, ни другим обездоленным, ради которых якобы и совершалось убийство. Да и ощущение отрешённости от мира едва не лишило Раскольникова рассудка. 

Гениальный метод следователя Порфирия Петровича лежит в основе детективной линии романа. Здесь нет интриги поимки преступника, но есть интрига следствия: Порфирий Петрович психологически вычисляет убийцу, не имея ни одной реальной улики. Следователь знает, что убийца - Раскольников, но, не имея прямых доказательств, постепенно сужает круги, психологически атакует героя романа, зная что тот рано или поздно сам выдаст себя правосудию, так как для него это последняя возможность восстановить контакт с миром. 

Осмысление всего случившегося приходит к Раскольникову на каторге, Свидетельство тому - страшное видение: герой оказывается в мире, где каждый человек возомнил себя необыкновенным, где каждый поверил в своё право "сильной личности", где каждый убеждён только в собственной правоте. Все захотели стать палачами, но не жертвами. Люди в бессмысленной злобе истребляют друг друга, и каждый уверен, что совершает преступление ради правды и справедливости. Мир, в котором торжествует теория Раскольникова, обречён на гибель. 

Раскольников - герой-идеолог, то есть носитель идеи, которой подчинены все его поступки. Поэтому система персонажей романа и сюжетные повороты призваны испытать идею героя. В связи с этим Достоевский вслед за Лермонтовым (см. роман "Герой нашего времени") использует систему героев-двойников. Это такие герои, которые карикатурно отражают отдельные стороны личности главного героя, пародируют его поведение и суждения. Именно "двойники" вызывают крайнее неприятие Раскольникова, ибо в них он видит своё кривое отражение. Такими героями-двойниками в "Преступлении и наказании" являются Пётр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов, оттеняющие злые стороны натуры Раскольникова. Лужин, например, подлец по убеждению, одержимый, как и Раскольников, идеей наполеонизма. Он - приверженец теории "целых кафтанов", теории убедительной и кажущейся справедливой. Однако на практике это не что иное как оправдание крайнего эгоизма. Лужин убеждён, что "всё на свете на личном интересе основано". Свидригайлов с самого начала ощущает "какую-то точку общую" между собой и Раскольниковым и в разговорах нередко дословно воспроизводит суждения главного героя. Свидригайлов дошёл до крайней степени нравственного падения - до неразличения добра и зла, что в итоге приводит его к самоубийству. Раскольников чувствует, что находится на том же пути, что и Лужин со Свидригайловым, которые, кстати, согласно теории Раскольникова, вполне могли бы принадлежать к "высшему разряду" человечества. Именно они своим поведением и образом жизни наглядно демонстрируют бесчеловечность и цинизм теории Раскольникова.
По этой причине герой с ужасом отшатывается от них обоих и пытается искать сходство между собой и Соней Мармеладовой, которая, как и он, тоже пошла на преступление ради благой цели. Но, в отличие от Раскольникова, Соня жертвует собой, а не другими, она идёт на страдание ради ближнего. Именно Соня сыграет ключевую роль в наставлении Раскольникова на путь спасения души. Она олицетворяет для героя надежду на спасение от одиночества. Именно ей он признаётся в убийстве. Она читает ему евангельские строки о воскрешении Лазаря, предлагает "страдание принять и искупить себя им". Соня сопровождает Раскольникова в Сибирь, терпеливо сносит его равнодушие. Её самоотверженная любовь помогает Раскольникову вернуться к новой жизни. Как и князь Мышкин ("Идиот"), Макар Долгорукий ("Подросток"), старец Зосима и Алексей Карамазов ("Братья Карамазовы"), Соня принадлежит к числу "положительно прекрасных людей" в произведениях Достоевского.

Как и другие книги Достоевского, роман "Преступление и наказание" отличается своеобразным художественным методом, который исследователи называют фантастическим реализмом: границы и масштабы реальности смещены, все чувства предельно обострены, мысли превращены в навязчивые идеи, а события огромными массами нагромождаются в небольшие промежутки времени. Последнее обстоятельство называют "катастрофическим временем" Достоевского. Например, вся история преступления Раскольникова укладывается в 13 дней (в эпилоге мы видим героя спустя полтора года на каторге). Всё в художественном мире Достоевского доведено до крайних пределов, всё существует на границе реальности и фантасмагории.  

 
Роман "Идиот" 
Идиот - малоумный, неосмысленный от рожденья, тупой, убогий, юродивый.
В.И. Даль, "Толковый словарь живого великорусского языка" 

 

 Обложка DVD с фильмом "Идиот" (2003; режиссёр Владимир Бортко, в главной роли Евгений Миронов)

"Идиот" - наименее понятый современниками и наиболее раскритикованный роман Достоевского. Работа над романом началась в 1867 году, когда писатель поставил перед собой задачу подвести итог размышлениям о личности Иисуса Христа и о судьбе Его учения. Начав работу над произведением, Достоевский так определил его главную мысль: "...изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь". Задача действительно была трудновыполнимой, так как опыт мировой литературы свидетельствует, что любые попытки создать образ идеального героя оборачивались фальшью. Тем не менее, писатель признавал существование в мировой литературе по меньшей мере двух положительно прекрасных героев: это Иисус Христос и Дон Кихот. В черновиках романа главный герой именовался "князь Христос" и, подобно Дон Кихоту был смешным и величественным одновременно. 

Главный герой романа "Идиот" - носитель истины, в силу этого обстоятельства противостоящий другим персонажам. Одержимый своей правдой, герой обрекается на одиночество. Но это не одиночество эгоиста. Достоевский считал основой человеческих взаимоотношений сострадание. Например, героиней, умеющей сострадать и чувствовать чужую боль, была Соня Мармеладова. Отталкиваясь от её образа, Достоевский создаёт новый образ - 26-летнего князя Льва Николаевича Мышкина, вся жизнь которого состраданием и определяется. 

В образе искреннего и по-настоящему невинного человека Льва Мышкина немало автобиографических черт. Выросший в одиночестве и болезни, герой на собственном опыте познал отверженность и страдание, что и сформировало его чуткость ко всем несчастным людям. Он болен эпилепсией, но эта болезнь - результат избытка духовных сил. 

Действие романа начинается в вагоне третьего класса, где "друг против друга" оказываются будущие друзья-антагонисты: князь Мышкин и Парфён Рогожин. Мышкин едет из Швейцарии, где он лечился от душевной болезни у доктора Шнейдера, и у князя нет ни денег, ни места, где можно было бы остановиться, хотя он знает, что в Петербурге у него есть родственники - семья Епанчиных.  Открытость Мышкина вызывает ответную откровенность купца Рогожина, и он рассказывает историю своей страсти к Настасье Филипповне, бывшей содержанке Афанасия Тоцкого, - к той самой, которую впоследствии полюбит Мышкин. 

Судьба Настасьи Филипповны складывается так, что её красота в буквальном смысле становится предметом торга, в котором участвуют Рогожин, Тоцкий, генерал Епанчин и Ганя Иволгин. И лишь князь Мышкин видит, что перед ним - страдающая душа. Внутренний мир героини скрыт от читателя, и лишь некоторые детали позволяют судить о её характере: лицо на портрете, сочетающее, по словам Мышкина, "гордость и страдание"; роман Флобера "Мадам Бовари", найденный в комнате и т.д. 

Действие романа "Идиот" происходит в Петербурге, но это уже не Петербург Раскольникова, а всеми узнаваемая столица России: Варшавский вокзал, Литейная и Гороховая улицы, Петроградская сторона, Павловск... Это город-зеркало, искажённо отражающий европейскую цивилизацию. Несмотря на то, что события разворачиваются в большом городе, писатель так спрессовывает пространство Петербурга, что там постоянно происходят случайные встречи, случайные совпадения, и вообще возникает ощущение, что все люди друг с другом знакомы и тесно связаны. Собственно, события в романе выстроены в соответствии с логикой поступков героев: каждый персонаж раскрывается перед читателем в острой драматической ситуации. Ход событий определяется рядом случайностей, которые ведут к неминуемой катастрофе.  

Катастрофичность заложена уже в характерах центральных героев: Мышкин, Рогожин и Настасья Филипповна страдают резкой раздвоенностью личности, что и приводит к психической подвижности персонажей. Двоится и структура романа: два тома, в каждом из которых по две части. Князь Мышкин, в имени и фамилии которого читается раздвоенность, сочетание беззащитности и величия, живёт в двух странах - Швейцарии и России, любит одновременно двух женщин - Аглаю Епанчину и Настасью Филипповну. При этом ни в одной из стран не чувствует себя гармонично, ни с одной из женщин не может быть счастлив. Двойственно сознание Рогожина, который, страстно желая убить Мышкина, вдруг предлагает ему стать "братьями во Христе". Безумно любя Настасью Филипповну, он убивает её, и лишь тогда обретает цельность и спокойствие. Настасья Филипповна, желая быть счастливой, подсознательно ищет спасения в смерти, потому и приходит к Рогожину, зная, что тот убьёт её. Князь Мышкин, проведя ночь вместе с Рогожиным у тела убитой Настасьи Филипповны, снова сходит с ума и вновь оказывается на лечении в Швейцарии. 

 

Роман "Братья Карамазовы"

 

Роман  Достоевского есть роман катастрофический, потому что всё его развитие спешит к трагической катастрофе.
В.И. Иванов

 

"Братья Карамазовы" - последний роман Достоевского, вершина не только творчества писателя, но и всей мировой литературы 19 века. Этот роман называют Библией 20 века - настолько пророческими и беспрецедентными "Братья Карамазовы" оказались по глубине и глобальности поднимаемых вопросов. Роман задумывался как первая часть эпопеи "История великого грешника", однако весь замысел так и не был реализован. Впрочем, "Братья Карамазовы" по объёму страниц и по масштабности проблематики оказались более чем самодостаточным произведением. 

Структура романа. Роман состоит из двенадцати книг, которые включены в четыре части - по три книги в каждой:

Часть первая: "История одной семейки", "Неуместное собрание", "Сладострастники".

Часть вторая: "Надрывы", "Pro и contra", "Русский инок".

Часть третья: "Алёша", Митя", "Предварительное следствие".

Часть четвёртая: "Мальчики", "Брат Иван Фёдорович", "Судебная ошибка".

Достоевский отмечал, что деление на книги мотивировано тем, что каждая из них представляет собой "нечто целое и законченное". 

События романа разворачиваются в вымышленном провинциальном городе Скотопригоньевске и показаны глазами вымышленного рассказчика. Как и в "Преступлении и наказании", в романе "Братья Карамазовы" отправной точкой служит детективный сюжет. Внешний конфликт сводится к судьбе трёх сыновей беспутного, развратного мелкого помещика Фёдора Карамазова, который погибает при невыясненных до конца обстоятельствах, и подозрение падает на сыновей: Дмитрия, Ивана и Алексея, так как, в сущности, каждый из них мог иметь мотивы для убийства. История семьи, расследование, судьбы очень разных по характеру братьев Карамазовых, их сложные искания составляют основу сюжета, который, впрочем, является у Достоевского лишь средством организации романного материала. 

Внутреннее содержание "Братьев Карамазовых" определяется религиозно-философскими, нравственно-этическими идеями писателя, в частности, заявленной ещё в "Преступлении и наказании" проблемой различения добра и зла. На создание романа, особенно первых его книг, сильное влияние оказала поездка Достоевского с молодым философом Владимиром Соловьёвым (см., в частности, тему "Русский символизм") в Оптину пустынь, куда писатель отправился после потрясшей его смерти сына Алексея. Вернувшись оттуда "утешенным и вдохновлённым", Достоевский приступил к написанию романа.

Существенно повлияли на писателя и идеи самого Владимира Соловьёва, понимавшего историю как богочеловеческий процесс и предрекавшего скорое преображение мира, который будет спасён Софией - Премудростью Божией. Достоевскому идеи, провозглашённые Соловьёвым в "Лекциях о Богочеловечестве", оказались близки, что и послужило началом их дружбы.

Ещё один источник философской основы романа - книга Николая Фёдорова "Философия общего дела", где религия представлена как космическая сила, преображающая мир и ведущая человечество к бессмертию. Мысль о религиозном смысле исторического процесса оказалась близка Достоевскому и потому легла в основу духовных исканий Алёши Карамазова и его бесед со старцем Зосимой. 

Трагедия Дмитрия Карамазова - внутренне благородного, страстного, но очень горячего по характеру человека - определяется его ненавистью к отцу и склонностью к необдуманным поступкам. В начале романа Дмитрию 28 лет, он поручик в отставке, его отличает необыкновенная физическая сила. В детстве он был брошен матерью - Аделаидой Миусовой, а вечно пьяному блудливому отцу до него вовсе не было дела. Вся сложность отношений с отцом впервые показана в эпизоде, когда Дмитрий и Фёдор Павлович сталкиваются в келье старца Зосимы. Конфликт отца и сына связан не только с вопросом наследства, но и с соперничетвом из-за женщины - Грушеньки Светловой. Именно последнее обстоятельство усугубит впоследствии подозрения в виновности Дмитрия, из-за чего он будет безвинно осуждён как предполагаемый убийца отца. 

Сознание среднего брата, Ивана Карамазова, разрывается между верой и безверием, что и создаёт ощущение загадочности и двойственности героя. Душевный конфликт Ивана сразу угадывает старец Зосима: «Идея эта ещё не решена в вашем сердце и мучает его. <...> В этом ваше великое горе, ибо настоятельно требует разрешения. <...> Но благодарите творца, что дал вам сердце высшее, способное такою мукой мучиться». Иван - человек глубоко мыслящий, способный к необыкновенным и парадоксальным прозрениям и открытиям. Он пытается понять природу человеческой морали, особенно вне религии, что формулируется тезисом "Если Бога нет, то всё позволено": Иван не видит действительных причин, которые побуждали бы людей любить друг друга. Раздвоенность сознания приводит героя к серьёзной психической болезни. Внутренний разрыв достигает апогея в эпизоде разговора Ивана с чёртом - его собственным "тёмным" двойником. Именно Иван, узнавший о том, что истинным убийцей отца стал внебрачный сын Фёдора Павловича - Павел Смердяков, вдруг осознаёт, что косвенным образом подтолкнул того к убийству. 

Младшему брату, Алексею Карамазову, в начале романа двадцать лет. Алексей - результат своеобразного развития образа князя Мышкина. В романе он не столько действует и рассуждает, сколько слушает, и именно поэтому перед ним фактически исповедуются центральные персонажи: Дмитрий, Иван, Грушенька, Снегирёв и другие. 

Литературовед Константин Мочульский считал, что в образе мыслей всех братьев Карамазовых отразились этапы духовной эволюции самого Достоевского: романтизм - атеизм - глубокая религиозность. 

Некоторые ключевые цитаты из романа

  • Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому. 
  • Любовью всё покупается, всё спасается… Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь. 
  • А слышал давеча его глупую теорию: «Нет бессмертия души, так нет и добродетели, значит, всё позволено». Соблазнительная теория подлецам…
  • Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. Я, брат, очень необразован, но я много об этом думал. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека.
  • Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил.
  • Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. А впрочем, что у кого болит, тот о том и говорит. 
  • В скверне-то слаще: все её ругают, а все в ней живут, только все тайком, а я открыто. — Глава II, Фёдор Павлович Карамазов
  • Вы именно любите его таким, каким он есть, вас оскорбляющим его любите. Если б он исправился, вы тотчас забросили бы и разлюбили его вовсе. Но он вам нужен, чтобы созерцать беспрерывно ваш подвиг верности и упрекать его в неверности. И все это от вашей гордости. О, тут много принижения и унижения, но всё это от гордости…
  • Нет ничего обольстительнее для человека как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее.
  • Что есть ад? Страдание о том, что нельзя более любить.
  • Боже тебя сохрани, милого мальчика, когда-нибудь у любимой женщины за вину свою прощения просить! У любимой особенно, особенно, как бы ни был ты пред ней виноват! Потому женщина — это, брат, чёрт знает что такое, уж в них-то я по крайней мере знаю толк! Ну попробуй пред ней сознаться в вине, «виноват дескать, прости, извини»: тут-то и пойдет град попреков! Ни за что не простит прямо и просто, а унизит тебя до тряпки, вычитает, чего даже не было, всё возьмет, ничего не забудет, своего прибавит, и тогда уж только простит.
  • Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных.