schoolexpert@yandex.ru

Максим Горький (1868-1936)

 

 

Горького читал с очень большим удовольствием. И сам читал, и другим давал.
В.И. Ленин

 

Всемирно известный под псевдонимом "Максим Горький" русский прозаик, драматург, поэт, основоположник русского неоромантизма и социалистического реализма, руководитель издательства "Всемирная литература", создатель Союза писателей СССР Алексей Максимович Пешков (1868-1936) родился в Нижнем Новгороде в семье столяра Максима Савватиевича Пешкова, происходившего из семьи разжалованного офицера. В возрасте 31 года отец будущего писателя внезапно умер от холеры, и мать, Варвара Васильевна Каширина, вторично вышла замуж, но тоже вскоре умерла от чахотки (туберкулёза). Так 11-летний Алексей остался сиротой. Экономный до патологической жадности дед будущего писателя отказался содержать внука и отдал его "в люди". Мальчику, не получившему даже начального образования и лишь научившемуся читать благодаря деду, придётся в течение многих лет перебиваться случайными заработками. Странствуя по Российской империи, он сменит профессии помощника продавца в магазине, мойщика посуды на пароходе, пекаря, иконописца, сторожа, весовщика. Попытка в 1884 году поступить в казанский университет не удастся, и вплоть до 1891 года будущий писатель остаётся на подённой работе, свободное время посвящая чтению. В 1880-е годы особое место в его читательских интересах занимают немецкие философы: Карл Маркс, Фридрих Ницше, Артур Шопенгауэр. Знакомство с их трудами формирует сознание юного Алексея Пешкова, который твёрдо решает стать писателем.

В 1892 году в тифлисской газете под псевдонимом "Максим Горький" публикуется рассказ "Макар Чудра", и  24-летний Пешков-Горький буквально врывается в русскую литературу, сразу обретая писательскую славу. Первый же рассказ Горького поразил читателей своей исключительностью во всём: от выбора героя и сюжета до стиля и композиции. Героем рассказа внезапно оказывается нетипичный для русской литературы цыган, одновременно выступающий в роли рассказчика. А основой для сюжета становится история яркой, сильной,страстной любви двух сильных людей - Радды и Лойко Зобара, причём история эта, рассказанная Макаром, служит иллюстрацией к его рассуждениям о свободе как абсолютной ценности для человека. В ситуации жёсткого выбора между любовью и свободой ценой жизни оба героя выбирают последнее и трагически гибнут. 

Так в русской литературе появился неоромантизм - течение, уже известное к тому времени на Западе (Жюль Верн, Джек Лондон, Роберт Стивенсон) и в известном смысле противостоящее критическому реализму. В произведениях неоромантизма - как правило, приключенческих - обычный человек может попасть в необычные обстоятельства и совершить подвиг, проявить неожиданные для него самого качества характера. В центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы, в которой авторы подчёркивали обычно одну яркую черту характера. Русский читатель, уставший от рефлексирующих слабовольных интеллигентов, жадно зачитывается неоромантическими рассказами Горького: "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Бывшие люди", "Супруги Орловы", а чуть позже - написанными речитативом "Песней о Соколе" и "Песней о Буревестнике". Все эти произведения посвящены теме сильной, исключительной личности и свободы как безусловной ценности. Всё это резко выделяло произведения Горького из привычной для читателя рубежа 19-20 веков русской классики.  

В 1896 году женится на Екатерине Волжиной. Через год у них родится сын Максим, скончавшийся в 1934 году при странных обстоятельствах. Внучка Горького Марфа Максимовна выйдет замуж за Серго Берия - сына Лаврентия Берия. Несмотря на то, что развод с Екатериной Волжиной-Пешковой Горький не оформит, с 1903 по 1919 годы будет фактически жить с актрисой Марией Андреевой и усыновит её детей. 

В 1899 году Горький пишет свой первый роман "Фома Гордеев", посвящённый теме судьбы человека, выросшего в среде русского купечества, но решающегося на жёсткий и бескомпромиссный конфликт с миром несправедливости, жестокости, социального неравенства. Объявленный сумасшедшим, бывший владелец крупного состояния Фома Гордеев оказывается на социальном дне, выпрашивая похлёбку в доме для нищих, построенном на деньги его отца. 

В 1900 году Горький знакомится с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым, активно участвует в работе издательства писателей-реалистов "Знание". 

В 1901 году обращается к драматургии. В письме К. Пятницкому писатель сообщает, что задумал цикл из четырёх драм, каждая из которых будет посвящена изображению определённого слоя русского общества. Так появится первая пьеса "Мещане". В 1902 году написана вторая драма Горького, принесшая ему всемирную славу, - "На дне".

Драма "На дне" (1902)

Ещё на стадии создания драмы Горький отмечал: "Это будет страшно". Первоначально пьеса называлась "Без солнца", "Ночлежка", "На дне жизни". К окончательному варианту названия Горький пришёл благодаря совету его друга, писателя Леонида Андреева. За постановку пьесы "На дне" взялся знаменитый режиссёр Московского художественного театра К.С. Станиславский, сам сыгравший в спектакле роль Сатина. Премьера имела оглушительный успех, а первое издание пьесы отдельной книгой огромным тиражом в 75.000 экземпляров разошлось за две недели. До пьесы "На дне" ни одно произведение русской литературы не пользовалось таким успехом

Пьеса "На дне", действие которой происходит в петербургской ночлежке для бывших воров, проституток, чернорабочих, на первый взгляд, перенаселена персонажами. Однако Горькому важно не только проследить тот путь, который привёл каждого из них на "дно", но и проанализировать жизненную философию антигероев "дна". 

Большинство обитателей петербургской ночлежки - люди, смирившиеся со своим положением на "дне". И всё же среди этих опустившихся людей находятся те, кто рад был бы начать новую жизнь (Актёр, Настя, Пепел, Анна), но не знает, как это сделать. С этим состоянием персонажей связаны и строки песни, которую исполняют ночлежники: "Мне и хочется на волю - цепь порвать я не могу".

Одним из основных вопросов драмы Горький считал проблему противостояния истины и сострадания. В этом смысле закономерно противопоставление центральных персонажей пьесы, Сатина и Луки. Что лучше для отчаявшихся людей: беспощадная правда Сатина или утешительная ложь Луки? В самой драме окончательного ответа на этот вопрос нет. Трагический нерв драмы - надежда, которую Актёр сначала обретает благодаря Луке, а затем утрачивает после жестокой отповеди Сатина. Кто виноват в самоубийстве Актёра: давший призрачную надежду на исцеление от алкоголизма Лука или отнявший эту надежду Сатин? На этот вопрос в драме тоже нет однозначного ответа. 

Горький уже в советскую эпоху писал: «…Есть ещё весьма большое количество утешителей, которые утешают только для того, чтобы им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. Самое дорогое для них именно этот покой, это устойчивое равновесие их чувствований и мыслей. Затем для них очень дорога своя котомка, свой собственный чайник и котелок для варки пищи... Утешители этого рода — самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому и самые вредоносные. Именно таким утешителем должен был быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким».

Именно на этом высказывании и базировалось бывшее долгие годы господствующим понимание пьесы как обличения «утешительной лжи» и дискредитации «вредного старичка». Однако объективный смысл пьесы сопротивляется такому толкованию: Горький нигде не дискредитирует образа Луки художественными средствами — ни в сюжете, ни в высказываниях симпатичных ему персонажей. Ехидно посмеиваются над Лукой лишь озлобленные циники: Бубнов, Барон, отчасти Клещ. Не принимает ни Луки, ни его философии хозяин ночлежки Костылев. Сохранившие же «душу живу» — Настя, Анна, Актер, Татарин — чувствуют в нём очень нужную им правду — правду участия и жалости к человеку. Даже Сатин, который как будто бы должен быть идейным антагонистом Луки, и тот заявляет: «Дубьё… молчать о старике! Старик — не шарлатан. Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Да и в сюжете Лука проявляет себя лишь с самой хорошей стороны: по-человечески говорит с умирающей Анной, старается спасти Актёра и Пепла, слушает Настю и т. п. Из всей структуры пьесы неизбежно вытекает вывод: Лука — носитель гуманного отношения к человеку, и его ложь иногда нужнее людям, чем унижающая правда. 

 

В этом же 1902 году Горького избирают почётным академиком Императорской академии наук, однако это избрание царское правительство тут же аннулирует. Причина - участие в марксистских кружках и тайный надзор полиции. В знак протеста писатели А.П. Чехов и В.Г. Короленко отказались от званий почётных академиков. 

В 1904-1905 годах пишет пьесы "Дачники", "Дети Солнца", "Варвары". Вступает в РСДРП, знакомится с В.И. Лениным. После январских событий 1905 года Горького арестовывают и заключают в Петропавловскую крепость по подозрению в революционной деятельности, однако под давлением общественности, в особенности известных европейских писателей Генриха Гауптмана и Анатоля Франса, освобождают под залог. 

С 1906 по 1913 годы Горький вместе с гражданской женой Марией Андреевой живёт за границей - сначала в Америке, затем в Италии. Проживание за границей было связано с двумя причинами: во-первых, Горький стал считаться политически неблагонадёжным, что грозило очередным арестом; во-вторых, южный климат необходим был писателю в связи с обострением туберкулёза.

В 1907 году публикует "Мать" - первый роман, написанный методом социалистического реализма. Роман был задуман Горьким давно, и революционные события в России лишь ускорили его создание. Роман о молодом рабочем Павле Власове и его матери, посвящённый борьбе пролетариев за свои права, по сути представлял собой переосмысление христианских идей, поэтому был назван "Евангелием социализма", хотя содержание романа сводится отнюдь не только к социально-политическим идеям.

В 1913 году, в связи с 300-летием правления династии Романовых, объявляется политическая амнистия, что позволяет Горькому вернуться в Россию и поселиться в Санкт-Петербурге. Пишет цикл рассказов "По Руси" и автобиографическую трилогию: "Детство", "В людях", "Мои университеты" (последняя часть трилогии будет опубликована в 1923 году).

В 1917 году приветствует Февральскую и Октябрьскую революции, однако к политическим методам большевиков относится критически, что находит своё отражение в цикле статей "Несвоевременные мысли". Название этого цикла, запрещённого к публикации вплоть до распада СССР, являлось перелицовкой заглавия одной из философских работ философа Ф. Ницше - "Несвоевременные размышления". Статьи, составившие цикл, Горький публикует в газете "Новая жизнь" с подзаголовком "Заметки о революции и культуре". Идеологические разногласия с властью большевиков стали одной из причин нового отъезда Горького за границу. Согласно официальной версии, Ленин настоял на необходимости пройти Горькому курс лечения. В 1921 году писатель уезжает из России. Живёт сначала в Хельсинки, затем в Берлине и Праге. С 1924 по 1932 годы живёт в Сорренто (Италия). Публикует воспоминания о Ленине и роман "Дело Артамоновых".

В 1925 году начинает писать большой роман-эпопею "Жизнь Клима Самгина", над которым будет работать до конца жизни. В романе-эпопее, где прослеживается сложный путь русского интеллигента, считающего себя "жертвой истории", показана жизнь России четырёх десятилетий - с 1880 по 1918 годы. Несмотря на то, что роман не был дописан, он стал самым крупным произведением русской литературы, опередив по объёму "Войну и мир" Толстого: в произведении около 1600 страниц, более 800 персонажей. Значительную часть романа-эпопеи занимают дискуссии на социально-политические и морально-этические темы, в идейных спорах героев звучат имена 70 знаменитых философов, политиков и писателей (например, более 100 раз упоминаются Лев Толстой, Фёдор Достоевский и Леонид Андреев). К 1928 году, когда были опубликованы первые две части "Жизни Клима Самгина", Горький был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, однако не получил её.

 Горький и Сталин

Роман "Жизнь Клима Самгина" Горький посвятит своей новой гражданской жене Марии Будберг: с ней, секретарём издательства "Всемирная литература", он познакомится в 1920 году и уедет за границу в 1921-м. Разрыв с М. Будберг состоится в 1933 году, однако она приедет из-за границы на похороны писателя. 

М. Горький, Л.М. Каганович, К.Е. Ворошилов и И.В. Сталин на трибуне Мавзолея

В 1928 году по личному приглашению И.В. Сталина писатель приезжает в СССР и совершает пятинедельную поездку по стране. Посещает Курск, Харьков, Крым, Ростов-на-Дону и Нижний Новгород, восхищается достижениями социалистического строительства. Результатом поездки становится цикл очерков "По Советскому Союзу". 

В 1929 году приезжает в СССР во второй раз, посещает Соловецкий лагерь особого назначения и отмечает хорошую организацию работы по перевоспитанию заключённых. В 1932 году окончательно возвращается в СССР, по распоряжению Сталина получает в пользование двухэтажный дом в центре Москвы и дачу в Крыму. Основывает журнал "Литературная учёба", возобновляет издание основанной Пушкиным "Литературной газеты". Начинает подготовку к созданию единого Союза писателей СССР. 

Плакат, посвящённый открытию Первого съезда советских писателей

В 1934 году на Первом съезде советских писателей избирается председателем СП СССР. 

18 июня 1936 года Горький умер в Кремлёвской больнице от последствий простуды и заболеваний сердца. Несколько раз после смерти Горького возникали слухи о его отравлении, однако убедительных доказательств представлено не было. Писателя похоронили в Кремлёвской стене. 

Задания по произведениям М. Горького