СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения:
1) рассказать о своём восприятии произведения;
2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении;
3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание.
Здесь приводится схема анализа лирического произведения.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Элементы комментария:
- История создания (если это существенно);
- Жанр, его признаки
- Интертекст: что ещё есть у данного поэта или у других авторов на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)?
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Связь содержания и формы:
- Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукописи, ассонанса, аллитерации;
- Стихотворный размер, ритм, строфика, графика, их смысловая роль (если существенно);
- Роль художественных средств в раскрытии идеи.
5. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).
6. Обобщение анализа, выводы: типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации.
Главное: опираться следует только на текст произведения! Текст – основной аргумент. То, чего нет в тексте, ошибка!
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Лирическое произведение обычно носит характер размышления (медитации) или изображения (визуализации).
Тематика лирики
- поэт и поэзия, назначение поэзии, судьба поэта
- любовь, любовные переживания; воспоминания, связанные с любовью
- будущее: мотивы тревоги или, наоборот, уверенности в грядущем
- природа: пейзажные зарисовки; мотив вечности; картины природы (образы моря, леса, ветра, неба, ночи и т.д.)
- смысл жизни, существования: поиск смысла или ощущение бессмысленности; мотив одиночества, обречённости, безысходности; конфликт мечты и реальности
- жизненный путь, мотив и образ дороги
- добро и зло
- свобода и несвобода
Поэтическая лексика: как с помощью лексики переданы чувства и идеи?
С какой целью используются синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы?
Каково назначение тропов?
ЭПИТЕТ - художественное определение;
СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ - скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА - художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевлённых предметов и явлений, при котором они наделяются свойствами живых существ;
МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы – противопоставления;
- градация;
- рефрены – периодически повторяющиеся предложения, фразы (как припев в песне);
- инверсия.
Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
- Ассонанс – повторение гласных звуков;
- Анафора – единоначатия.
Композиция лирического произведения и лирический герой
Каково ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении?
Что можно сказать о лирическом герое (он находится в гармонии/дисгармонии с окружающим миром, его настроение носит временный характер, он переживает внутренний конфликт, он к чему-то эмоционально призывает, он внутренне несвободен и т.д.)?
Как подчинена композиция выражению мысли?
Как связаны между собой части стихотворения (контрастно, ретроспективно, последовательно)?
СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)
1. История создания произведения:
- факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
- связь произведения с исторической эпохой его создания;
- место произведения в творчестве автора.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения и его смысл.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
7. Система образов произведения:
- персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные);
- особенности имён и фамилий персонажей;
- поступки персонажей и их мотивация;
- предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
- связь персонажа с общественным окружением;
- отношение к герою произведения других персонажей;
- самохарактеристика персонажей;
- авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
8. Композиция произведения:
- деление текста произведения на части, смысл такого деления;
- наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
- наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
- наличие эпиграфов и их смысл;
- наличие лирических отступлений и их смысл.
9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
11. Особенности языка произведения.
Поделиться с друзьями: