schoolexpert@yandex.ru

Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда. Альбер Камю и Жан-Поль Сартр

 

Жизнь неабсурдна до тех пор, пока человек продолжает себя в человечестве.
                                                                                                                            Юрий Борев
 
                                                                         Я славлю человека перед лицом того, что пытается его раздавить.
                                                                                                                            Альбер Камю
 
                                     Сизиф столько раз становится человеком,  сколько раз он выбирает свой  тяжкий и бессмысленный труд.
                                                                                                                             Альбер Камю

 

 

 

Писатели-экзистенциалисты Философы-экзистенциалисты

Альбер Камю (Франция)

Жан Поль Сартр (Франция)

Жан Ануй (Франция)

Джеймс Болдуин (США)

Мигель де Унамуно (Испания)

Айрис Мёрдок (Великобритания)

Уильям Голдинг (Великобритания)

Абэ Кобо (Япония)

Николай Бердяев

Лев Шестов

Мартин Хайдеггер

Карл Ясперс

Никола Аббаньяно

Морис Мерло-Понти

Альбер Камю

Жан Поль Сартр


Приметой двадцатого века стало стирание границ между философией и литературой. Причём этот процесс наметился уже в середине 19 века, когда писатели России и Европы стали обращаться к разрешению бытийных вопросов, вопросов смысла человеческого существования. В Европе это были философ и прозаик Сёрен Кьеркегор и поэт Гийом Аполлинер. В России – поэт Ф.И. Тютчев и романисты Достоевский и Толстой. Все перечисленные писатели, а также философ Ф. Ницше считаются предтечами экзистенциализма (а Аполлинер – ещё и основателем сюрреализма).

Экзистенциализм (от латинского existentia – «существование») – направление в философии и литературе 20 века, которое основывается на концепции абсурдности конечного бытия человека. Как философское учение экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны в работах русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева. Их идеи подхватили в 1920-е годы европейские философы Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер.

С конца 1930-х до начала 1960-х годов экзистенциализм развивается как литературно-философское направление в творчестве Альбера Камю  и Жана-Поля Сартра (1905-1980).

Альбер Камю (1913-1960) - писатель, создатель "Театра команды", лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года, участник движения Сопротивления, "совесть Запада". Окончил философский факультет Алжирского университета. Испытал влияние Ницше и Достоевского. Автор пьесы "Калигула" (1940), повести "Посторонний" (1942), эссе "Миф о Сизифе" (1943), романа "Чума" (1944). Автор ставшей знаменитой фразы "Ад - это другие". Погиб в автокатастрофе. 

Жан-Поль Сартр (1905-1980) - писатель и педагог, лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от получения, чтобы не ставить под сомнение собственную независимость). Участвовал в акциях политического протеста, был арестован, но тут же выпущен по приказу Шарля де Голля со словами "Франция Вольтеров не сажает". Автор романа "Тошнота" (1938), повести "Слова" (1964), новелл "Стена", "Герострат", "Интим", драм "Мухи", "За запертой дверью", "Мёртвые без погребения", "Дьявол и Господь Бог", "Альтонские затворники".

В последние десятилетия 20 века идеи экзистенциалистов используются в таких литературных течениях, как театр абсурда (Сэмюэл Беккет и Эжен Ионеско) и антироман (Натали Саррот, А.Роб-Грийе).

Альбер Камю

В экзистенциализме выделяют религиозное и атеистическое течения. Представители обоих течений сходятся в том, что жизнь (существование) человека абсурдна, однако религиозные экзистенциалисты (Бердяев, Шестов, Ясперс) причины этой абсурдности усматривали в том, что бытие человека конечно, а сторонники атеистического Э. (Хайдеггер, Сартр, Камю) отталкивались от известного тезиса Ницше о том, что «бог умер». Соответственно, драматизм бытия человечества в том, что оно оставлено богом.

Центральными понятиями экзистенциализма являются существование человека и свобода. Человек рождается не по своей воле и сразу после рождения получает смертный приговор. Однако никто не знает сроков исполнения этого приговора, никто не может существовать отдельно от мира, и в этом наша главная несвобода. Не случайно поэтому в произведениях писателей-экзистенциалистов действие, как правило, происходит в замкнутом пространстве, в котором человек остро ощущает свою обречённость. «Затворничество, – говорит один из героев Сартра, – это удел людей, проигравших азартную игру с судьбой».

 Жан-Поль Сартр

Единственная свобода, которая предоставлена нам, это свобода выбора. Но и эта свобода становится источником тревоги, страха, отчуждённости, заблуждений: свобода выбора не означает мудрости выбора. Вся жизнь определяется тем, что мы постоянно помним о смерти. Мысль о смерти порождает самые сильные эмоции, связанные со страхом перед небытием. Страх делает существование человека неопределенным, размывает границы бытия и самой личности. Каждый человек – это отдельный, непознаваемый мир. Человек безысходно одинок, хотя и стремится к общению. Он не может понять ни самого себя, ни другого, и это усиливает в нём смятение и чувство одиночества.

Именно этим объясняется интерес писателей-экзистенциалистов к так называемым пограничным состояниям (ожидание смерти, опасность): в романе Камю «Чума» это ситуация эпидемии, в повести Камю «Посторонний» и в новелле Сартра «Стена» – ожидание казни. Писатели сознательно моделируют такие сюжетные ситуации, которые позволяют уяснить не только нравственную природу героев, но и авторское видение смысла бытия. Поведение людей в кризисных ситуациях даёт им наиболее достоверную характеристику. Внутри жизни до поры до времени дремлет смерть, и перед лицом смертельной опасности человек проявляет свои сущностные качества.

Существование человека динамично. Жизнь – постоянный процесс становления, цель которого – реализация всех возможностей, заложенных в человеке природой. Однако достижению этой цели мешает как раз свобода выбора: если выбираешь одно, значит, отказываешься от другого.

Тот же принцип, по мысли экзистенциалистов, положен и в основу исторического процесса. История лишена смысла и цели, она позволяет двигаться от плохого к худшему и вновь возвращаться к плохому. История подобна беличьему колесу, в котором иллюзорно вращается жизнь человечества. Метафорой бессмысленности бытия как отдельного человека, так и всего человечества, является миф о Сизифе, исследованный Альбером Камю.

Задания по повести Альбера Камю "Посторонний"/"Чужой" 

Задания по рассказу Жана-Поля Сартра "Стена"