М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда. Альбер Камю и Жан-Поль Сартр

 

Жизнь неабсурдна до тех пор, пока человек продолжает себя в человечестве.
                                                                                                                            Юрий Борев
 
                                                                         Я славлю человека перед лицом того, что пытается его раздавить.
                                                                                                                            Альбер Камю
                                     

 

 

Писатели-экзистенциалисты Философы-экзистенциалисты

Альбер Камю (Франция)

Жан Поль Сартр (Франция)

Жан Ануй (Франция)

Джеймс Болдуин (США)

Мигель де Унамуно (Испания)

Айрис Мёрдок (Великобритания)

Уильям Голдинг (Великобритания)

Абэ Кобо (Япония)

Николай Бердяев

Лев Шестов

Мартин Хайдеггер

Карл Ясперс

Никола Аббаньяно

Морис Мерло-Понти

Альбер Камю

Жан Поль Сартр


Приметой двадцатого века стало стирание границ между философией и литературой. Причём этот процесс наметился уже в середине 19 века, когда писатели России и Европы стали обращаться к разрешению бытийных вопросов, вопросов смысла человеческого существования. В Европе это были философ и прозаик Сёрен Кьеркегор и поэт Гийом Аполлинер. В России – поэт Ф.И. Тютчев и романисты Достоевский и Толстой. Все перечисленные писатели, а также философ Ф. Ницше считаются предтечами экзистенциализма (а Аполлинер – ещё и основателем сюрреализма).

Экзистенциализм (от латинского existentia – «существование») – направление в философии и литературе 20 века, которое основывается на концепции абсурдности конечного бытия человека. Как философское учение экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны в работах русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева. Их идеи подхватили в 1920-е годы европейские философы Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер. В 1931 году Карл Ясперс назвал основателя экзистенциализма - датского философа Сёрена Кьеркегора, жившего в первой половине 19 века и не использовавшего термин "экзистенциализм", но объяснившего веру человека в Бога через парадокс. Отчаяние и страх руководят человеком на пути к вере. 

В экзистенциализме выделяют религиозное и атеистическое течения. Представители обоих течений сходятся в том, что жизнь (существование) человека абсурдна, однако религиозные экзистенциалисты (Бердяев, Шестов, Ясперс) причины этой абсурдности усматривали в том, что бытие человека конечно, а сторонники атеистического экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Камю) отталкивались от известного тезиса Ницше о том, что «бог умер». Соответственно, драматизм бытия человечества в том, что оно оставлено богом.

Центральными понятиями экзистенциализма являются существование человека и свобода. Человек рождается не по своей воле и сразу после рождения получает смертный приговор. Однако никто не знает сроков исполнения этого приговора, никто не может существовать отдельно от мира, и в этом наша главная несвобода. Не случайно поэтому в произведениях писателей-экзистенциалистов действие, как правило, происходит в замкнутом пространстве, в котором человек остро ощущает свою обречённость. «Затворничество, – говорит один из героев Сартра, – это удел людей, проигравших азартную игру с судьбой».

Единственная свобода, которая предоставлена нам, это свобода выбора. Но и эта свобода становится источником тревоги, страха, отчуждённости, заблуждений: свобода выбора не означает мудрости выбора. Вся жизнь определяется тем, что мы постоянно помним о смерти. Мысль о смерти порождает самые сильные эмоции, связанные со страхом перед небытием. Страх делает существование человека неопределенным, размывает границы бытия и самой личности. Каждый человек – это отдельный, непознаваемый мир. Человек безысходно одинок, хотя и стремится к общению. Он не может понять ни самого себя, ни другого, и это усиливает в нём смятение и чувство одиночества.

Именно этим объясняется интерес писателей-экзистенциалистов к так называемым пограничным состояниям (ожидание смерти, опасность): в романе Камю «Чума» это ситуация эпидемии, в повести Камю «Посторонний» и в новелле Сартра «Стена» – ожидание казни. Писатели сознательно моделируют такие сюжетные ситуации, которые позволяют уяснить не только нравственную природу героев, но и авторское видение смысла бытия. Поведение людей в кризисных ситуациях даёт им наиболее достоверную характеристику. Внутри жизни до поры до времени дремлет смерть, и перед лицом смертельной опасности человек проявляет свои сущностные качества.

Существование человека динамично. Жизнь – постоянный процесс становления, цель которого – реализация всех возможностей, заложенных в человеке природой. Однако достижению этой цели мешает как раз свобода выбора: если выбираешь одно, значит, отказываешься от другого.

Тот же принцип, по мысли экзистенциалистов, положен и в основу исторического процесса. История лишена смысла и цели, она позволяет двигаться от плохого к худшему и вновь возвращаться к плохому. История подобна беличьему колесу, в котором иллюзорно вращается жизнь человечества. Метафорой бессмысленности бытия как отдельного человека, так и всего человечества, является миф о Сизифе, исследованный Альбером Камю.

С конца 1930-х до начала 1960-х годов экзистенциализм развивается как литературно-философское направление в творчестве Альбера Камю  и Жана-Поля Сартра (1905-1980).

 

Альбер КАМЮ (1913-1960) 

Писатель, создатель "Театра команды", лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года, участник движения Сопротивления, "совесть Запада". Окончил философский факультет Алжирского университета. Испытал влияние Ницше и Достоевского. Автор пьесы "Калигула" (1940), повести "Посторонний" (1942), эссе "Миф о Сизифе" (1943), романа "Чума" (1944). Погиб в автокатастрофе. 

 

Жан-Поль Шарль Эмар САРТР (1905-1980)

Представитель атеистического экзистенциализма, писатель и педагог, лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от получения, чтобы не ставить под сомнение собственную независимость). Участвовал в акциях политического протеста, был арестован, но тут же выпущен по приказу Шарля де Голля со словами "Франция Вольтеров не сажает".

Первый роман, "Тошнота" (1938), представляет собой дневник 30-летнего Антуана Рокантена. Герой не верит в Бога, ощущает свою отчуждённость от общества, разочаровался в любви к Анни. Он обострённо чувствует время как череду мгновений, как ёмкую субстанцию, в которой вязнет реальность. Прошлого уже нет, будущее иллюзорно и бессмысленно. В целом своё мирощущение он называет Тошнотой. Сознание героя постепенно разрушается, реальность предстаёт в сильно искажённых формах, предметы утрачивают границы и теряют свою идентичность: скамейка трамвая мыслится как сдохший осёл, а собственная рука Антуана кажется ему крабом, шевелящим лапами. Герой чувствует себя лишним и ненужным. Он мог бы совершить самоубийство, но даже это ничего не изменит: его мёртвое тело тоже будет лишним. Состояние Антуана усугубляется чувством того, что не только его собственная жизнь лишена смысла и цели, но и жизнь всего человечества и мира в целом. Ужас существования в том, что оно существует независимо от желания существующего. Тем не менее, герой находит утешительный смысл своего бытия. Об этом можно узнать из романа "Тошнота". 

В 1939 году выходит сборник новелл "Стена", в который вошли небольшие произведения "Стена", "Интим", "Комната", "Герострат", "Детство хозяина". В заглавной новелле, действие которой происходит в современной автору Испании, где идёт гражданская война между республиканцами и анархистами, смоделирована ситуация, когда герой Пабло, пытающийся посмеяться над судьбой, сам становится объектом её насмешки и невольным палачом Рамона Гриса, которого стремился спасти от смерти. Смысловой центр новеллы - ситуация ожидания расстрела и анализ изменений, происходящих в сознании героя, приговорённого к смерти и осознающего скорый и неизбежный конец. 

Одновременно с философской работой "Бытие и ничто" в 1943 году Сартр пишет две пьесы.

Первая драма - "Мухи" - основана на переосмыслении античного сюжета об убийстве Орестом своей матери Клитемнестры и её любовника Эгисфа. История Ореста - это история выбора между свободой и несвободой. Ключевая сцена драмы - спор Юпитера и Ореста (то есть бога и человека) о том, почему люди боятся свободы. 

Во второй драме, название которой имеет четыре варианта в русском переводе ("За запертой дверью", "За закрытыми дверями", "Нет выхода", "Взаперти"), участвуют всего 4 персонажа, три из которых оказываются в закрытой гостиной без окон и зеркал. Выясняется, что журналист Гарсен, богачка Эстель и почтовая служащая Инес умерли и находятся в Аду. Сначала они готовятся к страшным мукам, но ничего не происходит. Их наказание - вечно быть в замкнутом пространстве друг с другом.

У каждого из них свой грех:

  • Гарсен, будучи трусливым по натуре, несколько лет издевался над своей кроткой, скромной женой, а во время боевых действий пытался бежать и был расстрелян, то есть его бегство от смерти привело к смерти;
  • Эстель убила собственного ребёнка и довела до самоубийства любовника, с которым изменяла мужу, а замуж она вышла по расчёту;
  • лесбиянка Инес отбила у кузена его подругу, в результате чего кузен покончил с собой, бросившись под трамвай, а его подруга отравила газом себя и саму Инес.

Никто из них не сожалеет о содеянном. Эстель не признаёт вины и пытается убедить себя и других, что они попали в Ад по ошибке. Единственный способ забыться - отдаться Гарсену, но она не может этого сделать из-за присутствия Инес. Та, в свою очередь, предлагает Эстель стать её любовницей, но Эстель отказывается. И теперь эти люди осуждены вечно быть друг с другом в замкнутом пространстве, что и является их наказанием. Они не могут даже убить друг друга, потому что уже мертвы. 

В 1945 году Сартр прочитал в Париже лекцию "Экзистенциализм - это гуманизм". Она имела такой успех, что на её основе была впоследствии написана философская работа, в которой автор размышляет об ответственности человека за свои действия, о страдании и об отчаянии. Человек одинок, особенно если живёт без веры в Бога, а значит, без чёткого представления о том, как и для чего жить. 

В автобиографической повести "Слова" (1964) Сартр рассказывает о своём детстве и об увлечении литературой. Книга делится на две части: "Читать" и "Писать". В этом же году Сартру присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он отказывается, чтобы не быть превратно понятым: в этот период Сартр активно критикует политику СССР, а Нобелевский комитет занимал явно антисоветскую позицию. 

 

В последние десятилетия 20 века идеи экзистенциалистов используются в таких литературных течениях, как театр абсурда (Сэмюэл Беккет и Эжен Ионеско) и антироман (Натали Саррот, Анри Роб-Грийе, Хулио Кортасар). Сам термин  "антироман", существующий с 17 века, ввёл во всеобщее употребление Жан Поль Сартр, написавший предисловие к роману Натали Саррот "Портрет неизвестного". Категория абсурда в антиромане и в антидраме (драме абсурда) доводится до крайности. 

 

Задания по повести Альбера Камю "Посторонний"/"Чужой" 

Задания по рассказу Жана-Поля Сартра "Стена"