schoolexpert@yandex.ru

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)

  

Этого несравненного поэта, которым бы гордилась любая литература, 
хорошо знают только немногие любители поэзии, огромному же большинству
он известен только по имени да по двум-трём стихотворениям...
Владимир Соловьёв

 

 

Русский поэт и дипломат Ф.И. Тютчев был почти ровесником Пушкина, однако его творчество относят ко второй половине 19 века. Связано это с тем, что публикация стихотворений и широкая известность пришли к Тютчеву лишь в начале 1850-х годов. Соответственно, и участником литературного процесса Тютчев-поэт стал лишь во второй половине 19 столетия. Но и этого бы не произошло, если бы не старания Н.А. Некрасова как редактора авторитетнейшего литературного журнала "Современник".. Именно Некрасов обратил внимание на поэтический талант Тютчева в условиях, когда поэзии почти не стало: со смертью Пушкина и Лермонтова щедрый на стихи период в истории русской литературы резко прервался. 

В отличие от своих предшественников (Пушкина и Лермонтова, например) и современников, Тютчев - только лирический поэт. Он не пытался писать прозу и драматургию, не писал поэм. Поэтическое наследие Тютчева составляет около 350 стихотворений. Из них на русском языке - 250. Это сравнительно немного, если учесть, что творческий путь поэта растянулся на шестьдесят лет.

В творчестве Тютчева, родившегося 5 декабря 1803 года в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, знаменитый литературовед Юрий Лотман выделил три периода.

I. 1812-начало 1820-х гг. - начальный период, когда юный Тютчев создавал в основном архаичные по стилю стихи - подражание поэтам 18 века. К этому периоду относится его учёба в Московском университете, который он закончил в 1821 году (в неполные 18 лет) в звании кандидата словесных наук. 

II. Начало 1820-х - начало 1840-х гг. - период создания зрелых стихов, сплав одической поэзии и европейского романтизма. К этому периоду относится служба Тютчева в Мюнхене (Германия) в качестве атташе российского посольства и публикация в пушкинском "Совоеменнике" семи стихотворений под инициалами Ф.Т.

В 1826 году Тютчев женится на Элеоноре Петерсон (1800-1838). В этом браке, первом для поэта и втором для Элеоноры, родилось трое детей: Анна, Дарья, Екатерина. В 1838 году Элеонора вместе с детьми пережила страшный пожар на судне около города Любека. Физически не пострадав, она испытала сильнейшее психологическое потрясение, что и привело к преждевременной смерти. Примечательно то, что в первой семье великого русского поэта не говорили по-русски, то есть русский был для Тютчева только языком его творчества. 

 Эрнестина Дёрнберг-Пфеффель

В 1839 году женится на Эрнестине Дёрнберг-Пфеффель (1810-1894). В этом браке родилось трое детей: Мария, Дмитрий, Иван. Семейная жизнь с Эрнестиной была непростой, так как, встретив Елену Александровну Денисьеву (см. далее), поэт фактически создал параллельную семью. Однако после смерти Денисьевой примирился с женой и умер на её руках. 

С начала 40-х до начала 50-х наступает длится десятилетие молчания: Тютчев ничего из стихов не пишет. В 1844 году он возвращается в Россию и выступает с рядом публицистических статей по поводу взаимоотношений России и Запада. Эти статьи получают одобрение Николая I. Служа в Министерстве иностранных дел, получает должность старшего цензора и лично запрещает распространение в России "Манифеста Коммунистической партии" Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Этот Манифест прогремел на всю Европу, однако перевод на русский язык Тютчев запрещает, полагая, что "кому нужно, тот прочтёт и на немецком". 

III. Начало 1850-х - начало 1870-х гг. - самый продуктивный период творчества Тютчева. Лучшие его социально-политические, философские и любовные стихи создаются именно в этот период, в том числе знаменитый сборник потрясающей любовной лирики "Денисьевский цикл", посвящённый Елене Александровне Денисьевой, с которой поэта связывали 14 лет совместной жизни и трое детей: Елена, Фёдор, Николай.

Елена Денисьева

По свидетельству современников, Денисьева, несмотря на неофициальный брак, считала себя "даже больше женой Тютчева, чем предыдущие жёны". В возрасте 38 лет она умерла от туберкулёза, что стало тяжёлым потрясением для поэта. В память о ней и был написан "Денисьевский цикл". Самое реалистичное стихотворение цикла - "Весь день она лежала в забытьи...", описывающем смерть возлюбленной. 


Основное его измерение - вертикаль, причём устремлённая не снизу вверх, а сверху вниз, от неба к земле...
Михаил Гаспаров

 

Особенности лирики Тютчева. Тютчев - самый сложный русский поэт 19 века, во многом опередивший своё время. Испытав влияние философии Шеллинга, он явился первым поэтом подсознательного, первым поэтом-философом. Космизм и мифологизм - отличительные черты тютчевской лирики. Пейзажные картины - это лишь части грандиозной панорамы мироздания. Все его стихи, о чём бы он ни писал, укладываются в философскую схему борьбы Хаоса (неупорядоченного, первичного бытия) и Космоса (бытия упорядоченного, гармоничного). хаос и Космос - две стихии, ареной борьбы которых становится природа, социальная жизнь, душа человека. Бунтарское разрушение и гармоничное созидание - два состояния, постоянно сменяющих друг друга. 

Одно из самых знаменитых стихотворений - "Весенняя гроза" ("Люблю грозу в начале мая..."), написанное в 1829 году. В "детском" варианте оно состоит из трёх строф, хотя в действительности их четыре, и последняя, четвёртая строфа чрезвычайно важна для понимания характера тютчевской поэзии. В первых трёх строфах - традиционная, казалось бы, картина: гроза, гром, солнце, дождь, птичий гам; звукопись стихотворения строится на аллитерации (гроза, гром, играя, грохочет, гремят). Но последняя строфа, по словам известного литературоведа Игоря Сухих, резко меняет изобразительную перспективу: конкретный пейзаж превращается в вечное космическое явление, в картину-миф, и долгожданный дождь оказывается следствием того, что "ветреная Геба" (древнегреческая богиня юности, в чьи обязанности входило разливать вино для богов) пролила на землю "громокипящий кубок". По аналогичной схеме выстроены и другие стихотворения Тютчева. 

Самобытность поэта особенным образом выразилась в написании поэтических философских миниатюр ("Умом Россию не понять...", "Нам не дано предугадать..."). Таких лаконичных и ёмких по смысловому наполнению стихов до Тютчева никто не писал. В социально-политической лирике поэт отстаивает духовную мощь России, которая, несмотря на экономическую бедность, превосходит Европу ("Эти бедные селенья...", "Наш век").

В любовной лирике Тютчев впервые в русской поэзии показывает любовь как чувство стихийное, роковое и потому непредсказуемое, зачастую несущее в себе разрушительное начало ("О, как убийственно мы любим!.."). В пушкинском стиле написано одно из самых известных стихотворений Тютчева "Я встретил Вас...", посвящённое баронессе Амалии Крюденер, жившей в Мюнхене по соседству с Тютчевым. Баронесса отличалась особенной красотой - Гейне называл её "божественной Амалией". В 50-е годы она вышла замуж за военного губернатора Таврической губернии (Крыма) и жила в Симферополе, а затем - в российской Финляндии.   

В 50-60-е гг. Тютчев делает успешную карьеру, возглавляя Комитет иностранной цензуры. Его производят в тайные советники, что в армейской иерархии равносильно генеральскому званию. В конце 1872 года у Тютчева парализовало левую руку, а в январе 1873 и всю левую часть тела.  Тютчев умер 27 июля 1873 года в Царском Селе. 

Задания по лирике Ф.И. Тютчева