М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)

  

Этого несравненного поэта, которым бы гордилась любая литература, 
хорошо знают только немногие любители поэзии, огромному же большинству
он известен только по имени да по двум-трём стихотворениям...
Владимир Соловьёв

 

 

Русский поэт, переводчик и дипломат Ф.И. Тютчев был почти ровесником Пушкина, однако его творчество относят ко второй половине 19 века. Связано это с тем, что публикация стихотворений и широкая известность пришли к Тютчеву лишь в начале 1850-х годов. Соответственно, и участником литературного процесса Тютчев-поэт стал лишь во второй половине 19 столетия. Его назвали впоследствии гением, которого "прозевали" современники.

Но и такой бы запоздалой славы не было бы, если бы не старания Н.А. Некрасова как редактора авторитетнейшего литературного журнала "Современник".. Именно Некрасов обратил внимание на поэтический талант Тютчева в условиях, когда поэзии почти не стало: со смертью Пушкина и Лермонтова щедрый на стихи период в истории русской литературы резко прервался. 

В творчестве Тютчева, родившегося 5 декабря 1803 года в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, знаменитый литературовед Юрий Лотман выделил три периода.

I. 1812-начало 1820-х гг. - начальный период, когда юный Тютчев создавал в основном архаичные по стилю стихи - подражание поэтам 18 века. К этому периоду относится его учёба в Московском университете, который он закончил в 1821 году (в неполные 18 лет) в звании кандидата словесных наук. 

II. Начало 1820-х - начало 1840-х гг. - период создания зрелых стихов, сплав одической поэзии и европейского романтизма. К этому периоду относится служба Тютчева с 1822 по 1844 годы в Мюнхене (Германия) в качестве атташе российского посольства и публикация в двух номерах пушкинского "Современника" двадцати четырёх стихотворений под инициалами Ф.Т.

Формально первым выступлением в печати можно считать публикацию четырёх стихотворений Тютчева ("Летний вечер", "Бессонница", "Сны", "Видение") в журнале Семёна Егоровича Раича "Галерея". Однако публикация прошла совершенно незаметной. Настоящую популярность стихи Тютчева (без указаня его имени) приобрели благодаря публикации 1836 года. Пушкин напечатал в "Современнике" стихотворения "Фонтан", "Полдень", "Я помню время золотое… ", "Душа хотела быть звездой… ", "Как над горячею золой.., ", "Яркий снег сиял в долине… ", "О чем ты воешь, ветр ночной?.. ", "Поток сгустился и тускнеет… ", "Сон на море" , "Не то, что мните вы, природа… ", "Что ты клонишь над водами… " , "И гроб опущен уж в могилу… ", "Душа моя — Элизиум теней… ", "Два демона... " 

 

Славянофил Юрий Самарин вспоминал, что Пушкин, прочитав эти стихотворения, "носился с ними целую неделю". Однако публикация 1836 года не повляла на творческую судьбу Тютчева. К своей поэзии, а тем более к связанной с ней славе он относился равнодушно. 

 Элеонора Петерсон

В 1826 году Тютчев женится на Элеоноре Петерсон-Ботмер (1800-1838). В этом браке, первом для поэта и втором для Элеоноры, родилось трое детей: Анна, Дарья, Екатерина. В 1838 году Элеонора вместе с детьми пережила страшный пожар на судне около города Любека. Физически не пострадав, она испытала сильнейшее психологическое потрясение, что и привело к преждевременной смерти. Примечательно то, что в первой семье великого русского поэта не говорили по-русски, то есть русский был для Тютчева только языком его творчества. 

 Эрнестина Дёрнберг-Пфеффель

В 1839 году женится на Эрнестине Дёрнберг-Пфеффель (1810-1894). В этом браке родилось трое детей: Мария, Дмитрий, Иван. Семейная жизнь с Эрнестиной была непростой, так как, встретив Елену Александровну Денисьеву (см. далее), поэт фактически создал параллельную семью. Однако после смерти Денисьевой примирился с женой и умер на её руках. 

С начала 40-х до начала 50-х наступает длится десятилетие молчания: Тютчев ничего из стихов не пишет.


В России нет ничего серьёзного, кроме самой России.
Ф.И. Тютчев

 

В 1843 году Тютчев встречается с графом Бенкендорфом, начальником Третьего отделения Канцелярии Его Величества. Цель встречи - разработать комплекс мер по созданию и поддержке позитивного образа России на Западе. Выражаясь современным языком, Тютчев должен был заняться контрпропагандой в европейских странах.

"Не могу довольно нарадоваться, что приобрёл знакомство такого славного человека, каков хозяин здешнего места. Это, конечно, одна из лучших человеческих натур, когда-либо мной встреченных...", - писал Тютчев жене о своей встрече с Александром Христофоровичем Бенкендорфом, которого впоследствии советские учебники изображали едва ли не как свирепого и безжалостного палача. 

Поэт был назначен чиновником по особым поручениям при государственном канцлере, а затем - председателем иностранного цензурного комитета, стал другом Александра Горчакова. Своими статьями 1840-1850-х годов Тютчев отвечал на потоки лжи и клеветы в адрес России со стороны Запада: "Письмо к г-ну доктору Кольбу", "Записка царю", "Россия и революция", "Папство и римский вопрос", "О цензуре в России".

"Единственная естественная политика России по отношению к западным державам - это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными - по бессилию", - писал Тютчев. 

"Давно уже можно было предугадать, что бешеная ненависть, которая тридцать лет с каждым годом разжигалась на Западе против России, сорвётся же когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал. России просто-напросто предложили самоубийство, отречение от самой основы своего бытия, торжественного признания, что она не что иное в мире, как дикое и безобразное явление, как зло, требующее исправления", - отмечал Тютчев в связи с началом Крымской войны в 1854 году. 

Впоследствии материалы статей лягут в основу трактата "Россия и Запад". Эти статьи получают одобрение Николая I. Служа с 1844 года в Министерстве иностранных дел, получает должность старшего цензора и лично запрещает распространение в России "Манифеста Коммунистической партии" Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Этот Манифест прогремел на всю Европу, однако перевод на русский язык Тютчев запрещает, полагая, что "кому нужно, тот прочтёт и на немецком". 

III. Начало 1850-х - начало 1870-х гг. - самый продуктивный период творчества Тютчева. Лучшие его социально-политические, философские и любовные стихи создаются именно в этот период, в том числе знаменитый сборник потрясающей любовной лирики "Денисьевский цикл", посвящённый Елене Александровне Денисьевой (1826-1864), с которой поэта связывали 14 лет совместной жизни и трое детей: Елена, Фёдор, Николай. Любовь в "Денисьевском цикле" описывается как фатальная сила, ведущая к опустошению души и к гибели. При этом следует учитывать условность названия цикла: сам поэт не принимал участия в формировании "Денисьевского цикла" и не обозначал адресата своих любовных произведений этого периода. Поэтому до конца не ясно, кому именно посвящены эти стихотворения. 

Елена Денисьева

По свидетельству современников, Денисьева, несмотря на неофициальный брак, считала себя "даже больше женой Тютчева, чем предыдущие жёны". В возрасте 38 лет она умерла от туберкулёза, что стало тяжёлым потрясением для поэта. В память о ней и был написан "Денисьевский цикл". Самое реалистичное стихотворение цикла - "Весь день она лежала в забытьи...", описывающем смерть возлюбленной. 


Основное его измерение - вертикаль, причём устремлённая не снизу вверх, а сверху вниз, от неба к земле...
Михаил Гаспаров

 

Особенности лирики Тютчева. В отличие от своих предшественников (Пушкина и Лермонтова, например) и современников, Тютчев - только лирический поэт. Он не пытался писать прозу и драматургию, не писал поэм. Поэтическое наследие Тютчева за шесть (!) десятилетий творческого пути составляет около 350 стихотворений. Из них на русском языке - 250, причём большая часть из них - эпиграммы, посвящения, поздравления, то есть так называемые "стихи на случай". У Тютчева нет никаких намёков на факты биографии, из его стихов мы не сможем узнать имён его друзей, и в этом отношении его поэзия существенно отличается от пушкинской или лермонтовской. 

Тютчев - самый сложный русский поэт 19 века, во многом опередивший своё время. Испытав влияние философии Шеллинга, он явился первым поэтом подсознательного, первым поэтом-философом. Космизм и мифологизм - отличительные черты тютчевской лирики. Пейзажные картины - это лишь части грандиозной панорамы мироздания. Все его стихи, о чём бы он ни писал, укладываются в философскую схему борьбы Хаоса (неупорядоченного, первичного бытия) и Космоса (бытия упорядоченного, гармоничного). хаос и Космос - две стихии, ареной борьбы которых становится природа, социальная жизнь, душа человека. Бунтарское разрушение и гармоничное созидание - два состояния, постоянно сменяющих друг друга.

Персонажи его стихотворений условны, так как смысловым центром его лирики является не лирический герой, а картина мира в целом. Причём задача поэта - не нарисовать картину, а осмыслить её. "Мыслью, как тончайшим эфиром, обвеяно и проникнуто каждое его стихотворение", - писал Иван Аксаков, первый биограф Тютчева и муж одной из дочерей поэта, Анны. 

Одно из самых знаменитых стихотворений Тютчева - "Весенняя гроза" ("Люблю грозу в начале мая..."), написанное в 1829 году. В "детском" варианте оно состоит из трёх строф, хотя в действительности их четыре, и последняя, четвёртая строфа чрезвычайно важна для понимания характера тютчевской поэзии. В первых трёх строфах - традиционная, казалось бы, картина: гроза, гром, солнце, дождь, птичий гам; звукопись стихотворения строится на аллитерации (гроза, гром, играя, грохочет, гремят). Но последняя строфа, по словам известного литературоведа Игоря Сухих, резко меняет изобразительную перспективу: конкретный пейзаж превращается в вечное космическое явление, в картину-миф, и долгожданный дождь, как бы вписанный в мифологический контекст, оказывается следствием того, что "ветреная Геба" (древнегреческая богиня юности, в чьи обязанности входило разливать вино для богов) пролила на землю "громокипящий кубок". По аналогичной схеме выстроены и другие стихотворения Тютчева. 

Самобытность поэта особенным образом выразилась в написании поэтических философских миниатюр ("Умом Россию не понять...", "Нам не дано предугадать...", "Не то, что мните вы, природа...", "Природа - сфинкс. И тем она верней..."). Таких лаконичных и ёмких по смысловому наполнению стихов до Тютчева никто не писал. В социально-политической лирике поэт отстаивает духовную мощь России, которая, несмотря на экономическую бедность, превосходит Европу ("Эти бедные селенья...", "Наш век").

В любовной лирике Тютчев впервые в русской поэзии показывает любовь как чувство стихийное, роковое и потому непредсказуемое, зачастую несущее в себе разрушительное начало ("О, как убийственно мы любим!..", "В разлуке есть высокое значенье...", "Она сидела на полу...").

В пушкинском стиле написано одно из самых известных стихотворений Тютчева "Я встретил Вас...", посвящённое баронессе Амалии Крюденер, жившей в Мюнхене по соседству с Тютчевым. Баронесса отличалась особенной красотой - Гейне называл её "божественной Амалией". В восемнадцатилетнем возрасте Тютчев был влюблён в неё, но 15-летняя Амалия не ответила на его чувства. В 50-е годы она вышла замуж за военного губернатора Таврической губернии (Крыма) и жила в Симферополе, а затем - в российской Финляндии. На склоне лет поэт и его юношеская любовь снова встретились, и тогда, уже в возрасте 67 лет, Тютчев написал это стихотворение, ставшее романсом на музыку Леонида Малашкина.   

В 50-60-е гг. Тютчев делает успешную карьеру, возглавляя Комитет иностранной цензуры. Его производят в тайные советники, что в армейской иерархии равносильно генеральскому званию. В конце 1872 года у Тютчева парализовало левую руку, а в январе 1873 и всю левую часть тела.  Тютчев умер 27 июля 1873 года в Царском Селе. 

Задания по лирике Ф.И. Тютчева