Жизнь неабсурдна до тех пор, пока человек продолжает себя в человечестве.
Юрий Борев
Я славлю человека перед лицом того, что пытается его раздавить.
Альбер Камю
Писатели-экзистенциалисты | Философы-экзистенциалисты |
Альбер Камю (Франция) Жан Поль Сартр (Франция) Жан Ануй (Франция) Джеймс Болдуин (США) Мигель де Унамуно (Испания) Айрис Мёрдок (Великобритания) Уильям Голдинг (Великобритания) Абэ Кобо (Япония) |
Николай Бердяев Лев Шестов Мартин Хайдеггер Карл Ясперс Никола Аббаньяно Морис Мерло-Понти Альбер Камю Жан Поль Сартр |
Приметой двадцатого века стало стирание границ между философией и литературой. Причём этот процесс наметился уже в середине 19 века, когда писатели России и Европы стали обращаться к разрешению бытийных вопросов, вопросов смысла человеческого существования. В Европе это были философ и прозаик Сёрен Кьеркегор и поэт Гийом Аполлинер. В России – поэт Ф.И. Тютчев и романисты Достоевский и Толстой. Все перечисленные писатели, а также философ Ф. Ницше считаются предтечами экзистенциализма (а Аполлинер – ещё и основателем сюрреализма).
Экзистенциализм (от латинского existentia – «существование») – направление в философии и литературе 20 века, которое основывается на концепции абсурдности конечного бытия человека. Как философское учение экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны в работах русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева. Их идеи подхватили в 1920-е годы европейские философы Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер. В 1931 году Карл Ясперс назвал основателя экзистенциализма - датского философа Сёрена Кьеркегора, жившего в первой половине 19 века и не использовавшего термин "экзистенциализм", но объяснившего веру человека в Бога через парадокс. Отчаяние и страх руководят человеком на пути к вере.
В экзистенциализме выделяют религиозное и атеистическое течения. Представители обоих течений сходятся в том, что жизнь (существование) человека абсурдна, однако религиозные экзистенциалисты (Бердяев, Шестов, Ясперс) причины этой абсурдности усматривали в том, что бытие человека конечно, а сторонники атеистического экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Камю) отталкивались от известного тезиса Ницше о том, что «бог умер». Соответственно, драматизм бытия человечества в том, что оно оставлено богом.
Центральными понятиями экзистенциализма являются существование человека и свобода. Человек рождается не по своей воле и сразу после рождения получает смертный приговор. Однако никто не знает сроков исполнения этого приговора, никто не может существовать отдельно от мира, и в этом наша главная несвобода. Не случайно поэтому в произведениях писателей-экзистенциалистов действие, как правило, происходит в замкнутом пространстве, в котором человек остро ощущает свою обречённость. «Затворничество, – говорит один из героев Сартра, – это удел людей, проигравших азартную игру с судьбой».
Единственная свобода, которая предоставлена нам, это свобода выбора. Но и эта свобода становится источником тревоги, страха, отчуждённости, заблуждений: свобода выбора не означает мудрости выбора. Вся жизнь определяется тем, что мы постоянно помним о смерти. Мысль о смерти порождает самые сильные эмоции, связанные со страхом перед небытием. Страх делает существование человека неопределенным, размывает границы бытия и самой личности. Каждый человек – это отдельный, непознаваемый мир. Человек безысходно одинок, хотя и стремится к общению. Он не может понять ни самого себя, ни другого, и это усиливает в нём смятение и чувство одиночества.
Именно этим объясняется интерес писателей-экзистенциалистов к так называемым пограничным состояниям (ожидание смерти, опасность): в романе Камю «Чума» это ситуация эпидемии, в повести Камю «Посторонний» и в новелле Сартра «Стена» – ожидание казни. Писатели сознательно моделируют такие сюжетные ситуации, которые позволяют уяснить не только нравственную природу героев, но и авторское видение смысла бытия. Поведение людей в кризисных ситуациях даёт им наиболее достоверную характеристику. Внутри жизни до поры до времени дремлет смерть, и перед лицом смертельной опасности человек проявляет свои сущностные качества.
Существование человека динамично. Жизнь – постоянный процесс становления, цель которого – реализация всех возможностей, заложенных в человеке природой. Однако достижению этой цели мешает как раз свобода выбора: если выбираешь одно, значит, отказываешься от другого.
Тот же принцип, по мысли экзистенциалистов, положен и в основу исторического процесса. История лишена смысла и цели, она позволяет двигаться от плохого к худшему и вновь возвращаться к плохому. История подобна беличьему колесу, в котором иллюзорно вращается жизнь человечества. Метафорой бессмысленности бытия как отдельного человека, так и всего человечества, является миф о Сизифе, исследованный Альбером Камю.
С конца 1930-х до начала 1960-х годов экзистенциализм развивается как литературно-философское направление в творчестве Альбера Камю и Жана-Поля Сартра (1905-1980).
Альбер КАМЮ (1913-1960)
Писатель, создатель "Театра команды", лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года, участник движения Сопротивления, "совесть Запада". Окончил философский факультет Алжирского университета. Испытал влияние Ницше и Достоевского. Автор пьесы "Калигула" (1940), повести "Посторонний" (1942), эссе "Миф о Сизифе" (1943), романа "Чума" (1944). Погиб в автокатастрофе.
Жан-Поль Шарль Эмар САРТР (1905-1980)
Представитель атеистического экзистенциализма, писатель и педагог, лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (отказался от получения, чтобы не ставить под сомнение собственную независимость). Участвовал в акциях политического протеста, был арестован, но тут же выпущен по приказу Шарля де Голля со словами "Франция Вольтеров не сажает".
Первый роман, "Тошнота" (1938), представляет собой дневник 30-летнего Антуана Рокантена. Герой не верит в Бога, ощущает свою отчуждённость от общества, разочаровался в любви к Анни. Он обострённо чувствует время как череду мгновений, как ёмкую субстанцию, в которой вязнет реальность. Прошлого уже нет, будущее иллюзорно и бессмысленно. В целом своё мирощущение он называет Тошнотой. Сознание героя постепенно разрушается, реальность предстаёт в сильно искажённых формах, предметы утрачивают границы и теряют свою идентичность: скамейка трамвая мыслится как сдохший осёл, а собственная рука Антуана кажется ему крабом, шевелящим лапами. Герой чувствует себя лишним и ненужным. Он мог бы совершить самоубийство, но даже это ничего не изменит: его мёртвое тело тоже будет лишним. Состояние Антуана усугубляется чувством того, что не только его собственная жизнь лишена смысла и цели, но и жизнь всего человечества и мира в целом. Ужас существования в том, что оно существует независимо от желания существующего. Тем не менее, герой находит утешительный смысл своего бытия. Об этом можно узнать из романа "Тошнота".
В 1939 году выходит сборник новелл "Стена", в который вошли небольшие произведения "Стена", "Интим", "Комната", "Герострат", "Детство хозяина". В заглавной новелле, действие которой происходит в современной автору Испании, где идёт гражданская война между республиканцами и анархистами, смоделирована ситуация, когда герой Пабло, пытающийся посмеяться над судьбой, сам становится объектом её насмешки и невольным палачом Рамона Гриса, которого стремился спасти от смерти. Смысловой центр новеллы - ситуация ожидания расстрела и анализ изменений, происходящих в сознании героя, приговорённого к смерти и осознающего скорый и неизбежный конец.
Одновременно с философской работой "Бытие и ничто" в 1943 году Сартр пишет две пьесы.
Первая драма - "Мухи" - основана на переосмыслении античного сюжета об убийстве Орестом своей матери Клитемнестры и её любовника Эгисфа. История Ореста - это история выбора между свободой и несвободой. Ключевая сцена драмы - спор Юпитера и Ореста (то есть бога и человека) о том, почему люди боятся свободы.
Во второй драме, название которой имеет четыре варианта в русском переводе ("За запертой дверью", "За закрытыми дверями", "Нет выхода", "Взаперти"), участвуют всего 4 персонажа, три из которых оказываются в закрытой гостиной без окон и зеркал. Выясняется, что журналист Гарсен, богачка Эстель и почтовая служащая Инес умерли и находятся в Аду. Сначала они готовятся к страшным мукам, но ничего не происходит. Их наказание - вечно быть в замкнутом пространстве друг с другом.
У каждого из них свой грех:
- Гарсен, будучи трусливым по натуре, несколько лет издевался над своей кроткой, скромной женой, а во время боевых действий пытался бежать и был расстрелян, то есть его бегство от смерти привело к смерти;
- Эстель убила собственного ребёнка и довела до самоубийства любовника, с которым изменяла мужу, а замуж она вышла по расчёту;
- лесбиянка Инес отбила у кузена его подругу, в результате чего кузен покончил с собой, бросившись под трамвай, а его подруга отравила газом себя и саму Инес.
Никто из них не сожалеет о содеянном. Эстель не признаёт вины и пытается убедить себя и других, что они попали в Ад по ошибке. Единственный способ забыться - отдаться Гарсену, но она не может этого сделать из-за присутствия Инес. Та, в свою очередь, предлагает Эстель стать её любовницей, но Эстель отказывается. И теперь эти люди осуждены вечно быть друг с другом в замкнутом пространстве, что и является их наказанием. Они не могут даже убить друг друга, потому что уже мертвы.
В 1945 году Сартр прочитал в Париже лекцию "Экзистенциализм - это гуманизм". Она имела такой успех, что на её основе была впоследствии написана философская работа, в которой автор размышляет об ответственности человека за свои действия, о страдании и об отчаянии. Человек одинок, особенно если живёт без веры в Бога, а значит, без чёткого представления о том, как и для чего жить.
В автобиографической повести "Слова" (1964) Сартр рассказывает о своём детстве и об увлечении литературой. Книга делится на две части: "Читать" и "Писать". В этом же году Сартру присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он отказывается, чтобы не быть превратно понятым: в этот период Сартр активно критикует политику СССР, а Нобелевский комитет занимал явно антисоветскую позицию.
В последние десятилетия 20 века идеи экзистенциалистов используются в таких литературных течениях, как театр абсурда (Сэмюэл Беккет и Эжен Ионеско) и антироман (Натали Саррот, Анри Роб-Грийе, Хулио Кортасар). Сам термин "антироман", существующий с 17 века, ввёл во всеобщее употребление Жан Поль Сартр, написавший предисловие к роману Натали Саррот "Портрет неизвестного". Категория абсурда в антиромане и в антидраме (драме абсурда) доводится до крайности.
Поделиться с друзьями: