М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)

 Когда при мне говорят, что Гоголь - юморист, я сразу понимаю, что человек этот не слишком разбирается в литературе.
В.В. Набоков 
 
 

 

Цикл "Петербургские повести"

Комедия "Ревизор"

Поэма "Мёртвые души"

Задания по произведениям Н.В. Гоголя 

В русской литературе есть целый период, именуемый гоголевским, что само по себе свидетельствует об огромном значении творчества писателя. Своим учителем Гоголь считал А.С. Пушкина, хотя по тематике и стилю их произведения совершенно не похожи. 

Гоголь - не только сатирик, но и лирик, фантаст, романтик, религиозный мыслитель. Сложная личность писателя, пережитый им тяжёлый духовный кризис вызывают разноречивые суждения, однако основополагающая мысль гоголевского творчества - боль за гибнущие силы русского народа - остаётся неизменно актуальной. 

Прозаик, драматург и публицист Николай Васильевич Гоголь-Яновский родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и его жены Марии Ивановны Косяровской. Был третьим среди 12 детей в семье. Детство писателя прошло в имении отца в Миргородском уезде. В возрасте девяти лет Гоголь поступил в Полтавское уездное училище, по окончании которого с 1821 по 1828 годы получал высшее образование в гимназии города Нежина, где он увлёкся театром и литературой.

В 1828 году 19-летний Гоголь приехал в Петербург с намерением поступить на сцену одного из театров, но ему это не удаётся. Неудачным спустя несколько лет окажется и опыт преподавания истории студентам в Петербургском университете. Поэтому трудовой путь Гоголь начинает в роли мелкого чиновника в Департаментах государственного хозяйства и уездов. В это же время под псевдонимом В. Алов Гоголь публикует романтическую поэму "Ганц Кюхельгартен", которая не имела успеха.

(Другие псевдонимы Гоголя: ОООО, П. Глечик, Пасичник Рудый Панько, N.N., Г. Янов).

 Впрочем, успех не заставил себя ждать: в 1830 году была напечатана в журнале "Отечественные записки" и с восторгом встречена читателями повесть "Вечер накануне Ивана Купала" - первое произведение из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки",  куда вошло восемь повестей: "Сорочинская ярмарка", "Вечер накануне Ивана Купала", "Майская ночь, или Утопленница", "Пропавшая грамота", "Ночь перед Рождеством", "Страшная месть", "Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка", "Заколдованное место"Через год отдельными сборниками были опубликованы все повести цикла, принесшие писателю широкую известность. На эту книгу Гоголя обратил внимание Пушкин, и встреча двух писателей состоялась в 1831 году.

«Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…» Александр Пушкин

Именно Пушкину принадлежат идеи комедии "Ревизор" и поэмы "Мёртвые души": в первом случае Пушкин поведал Гоголю о том, как в Нижнем Новгороде (по другим данным - в Новгородской губернии) его из-за петербургского костюма приняли за важного чиновника, а во втором поделился историей, случившейся в городе Бендеры: в один год там официально не было зарегистрировано ни одной смерти, так как беглые крепостные крестьяне присваивали себе паспорта умерших и продолжали "за них" жить.  Последняя история привела Гоголя к идее написания произведения о том, как мог бы использовать аферу с мёртвыми душами какой-нибудь ловкий проходимец.

До 1835 года Гоголь работал над сборниками сатирических повестей "Арабески" и "Миргород".

В сборник "Мирород" вошла знаменитая героическая повесть "Тарас Бульба". рассказывающая о событиях 17 века в Запорожской Сечи. Гоголь указывает 15 век как время рождения Тараса, но это неверно по целому ряду исторических причин. В частности, полк Бульбы участвует в походе казацкого гетмана Остраницы (Острянина), а это событие относится к 1638 году. К тому же Тарас часто курит: табак появился в Европе в самом конце 15 века благодаря Колумбу, а курение распространилось в 17-м. В целом повесть посвящена не столько историческим событиям (эпоха изображена схематично и почти не связана с какими-либо конкретными фактами), сколько проблемам патриотизма и предательства, храбрости и трусости, готовности бороться с врагами до конца, не жалея своей жизни. Прототипами Тараса Бульбы исследователи считают запорожских казаков Охрима Макуху или Ивана Гонту. В частности, из троих сыновей Макухи один оказался предателем, а другой мужественным героем, которого казнили поляки.

Весной 1836 года в главном драматическом театре России - Александринском (Санкт-Петербург) - состоялась премьера комедии "Ревизор", вызвавшей противоречивые мнения критиков. В июне 1836 года Гоголь уехал за границу. "Писатель современный должен быть подальше от своей родины. Пророку нет славы в отчизне", - писал Гоголь М.П. Погодину по поводу своего отъезда. Пиатель живёт сначала в Париже, затем в Риме. В общей сложности Гоголь проведёт за границей 12 лет.

В Париже Гоголь узнаёт о смерти Пушкина и в память о нём начинает работу над поэмой "Мёртвые души", первый том которой завершает в Риме в 1842 году.

Вслед за первым томом поэмы Гоголь публикует свою знаменитую повесть "Шинель", одно из лучших произведений о судьбе "маленького человека". "Шинель" стала одной из самых известных повестей, вошедших в цикл "Петербургские повести", создававшийся на протяжении 10 лет. 

Во второй половине 1840-х годов Гоголь переживает душевный кризис, связанный с переоценкой собственного творчества и с мыслью о настоящем призвании писателя. Он пишет публицистическую книгу "Выбранные места из переписки с друзьями", в которой ставит больные, острые вопросы жизни России. Эта книга, которую автор назвал "единственной дельной" своей книгой, явилась для поклонников писателя полной неожиданностью, так как открывала им совершенно другого Гоголя. В основе книги - тексты 31 письма Гоголя разным лицам: адресатов он обозначает инициалами. С резким осуждением "Выбранных мест..." выступил критик В.Г. Белинский, опубликовавший открытое "Письмо к Гоголю", в котором назвал писателя "проповедником кнута, апостолом невежества" и "поборником мракобесия". 

...Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, ...а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр — не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть.    Виссарион Белинский

Последние годы Гоголь живёт в доме графа Александра Петровича Толстого на Никитском бульваре в Москве. К этому же времени относится попытка писателя ухаживать за Анной Виельгорской, дочерью гофмейстера императорского двора, приближённого Николая Первого. Сохранилась их переписка. На предложение руки и сердца Гоголю ответят не только отказом, но и недоумением: как мог бедный писатель свататься к дочери высокопоставленного царского вельможи!

В 1848 году Гоголь совершает паломничество в Иерусалим, затем возвращается в Россию и работает над вторым томом "Мёртвых душ". В это время писатель посещает монастырь Оптина пустынь, много размышляет о пути возрождения человеческой души, о мессианской роли России. Именно к такому возрождению должен был, по замыслу автора, прийти в третьем томе главный герой "Мёртвых душ". Однако в итоге третий том написан не был, а второй том сожжён в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года.

 

По воспоминаниям журналиста и историка Николая Васильевича Берга, накануне сожжения второго тома Гоголь сказал графу Толстому: «Я скоро умру; свези, пожалуйста, эту тетрадь к митрополиту Филарету и попроси его прочитать, а потом, согласно его замечаниям, напечатай» - Тут он передал графу довольно большую пачку бумаг, в виде нескольких тетрадей, сложенных вместе и перевязанных шнурком. Это было одиннадцать глав второго тома «Мертвых душ». Толстой, желая откинуть от приятеля всякую мысль о смерти, не принял рукописи и сказал: «Помилуй! Ты так здоров, что, может быть, завтра или послезавтра сам свезешь это к Филарету и выслушаешь от него замечания лично». Второй том был уже почти готов, остались мелкие правки и корректорская вычитка. Гоголь уже прочитал второй том «Мертвых душ» в Москве по главам в разных домах, но взял с этих людей обязательства не рассказывать о сюжете.

 

В эту же ночь после разговора с графом Гоголь около трёх часов ночи приказал затопить печь и отправил в неё «большую кипу писанных тетрадей».

 

4 марта (21 февраля) 1852 года при отсутствии видимых причин Гоголь умер, оставив неазгаданным множество тайн своего творчества.

Неясность причин смерти писателя породила разные домыслы. Одна из популярных, но недоказанных версий заключалась в том, что Гоголя, заснувшего летаргическим сном, похоронили заживо, и это, в частности, нашло отражение в стихотворении Андрея Вознесенского (см. ссылку). Однако эта версия оповергается скульптором Рамазановым, делавшим посмертную маску с лица покойного писателя. Высказывалась также мысль о неправильном лечении, ослабившем и без того слабый организм. По всей видимости, узнать истинную причину ранней смерти Гоголя не удастся.