schoolexpert@yandex.ru

"Петербургские повести"

К циклу "Петербургские повести" относятся пять повестей Гоголя: "Портрет", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Нос", "Шинель", к которым позднее писатель добавил ещё повесть "Коляска" и отрывок "Рим". Все повести объединяют три фактора: 1) место действия - Санкт-Петербург, 2) тема судьбы "маленького человека", 3) использование средств фантастики, призванные подчеркнуть нелепость, парадоксальность изображаемой действительности. 

В повести "Портрет"  Гоголь размышляет над властью денег, над тем, как желание обогатиться губит даже очень талантливых людей. Именно злое обаяние денег заставляет бедного художника Чарткова превратиться из творца прекрасного в ремесленника, угождающего вкусам богатых заказчиков. Талант и любовь к искусству соседствуют в художнике с тщеславием. Потому-то и посылается герою повести ситуация, заставляющая его сделать выбор в пользу лёгкого, но губительного жизненного пути. Живущий на грани нищеты Чартков, которого вот-вот должны выгнать на улицу за неуплату аренды квартиры, внезапно и, как ему кажется, случайно обогащается: в купленном им за двугривенный портрете ростовщика обнаруживается мешок, содержавший 1000 червонцев. Эти деньги позволили ли бы молодому художнику открыть мастерскую и безбедно жить несколько лет, посвятив себя искусству. Но Чартков делает иной выбор: желая компенсации за годы нищеты, он переезжает в дорогую квартиру в центре Петербурга, нанимает роскошную карету и становится художником, пишущим парадные портреты на заказ. Незаметно для самого себя он утрачивает свой настоящий талант. Позднее осознание утраты себя как художника приводит Чарткова к бесславной и скропостижной смерти. В финале повести истинный владелец злополучного портрета ростовщика рассказывает историю портрета, принесшего несчастье всем своим обладателям. 

Повесть "Невский проспект" открывается описанием главной улицы Петербурга, по которой движется вереница шляпок, сюртуков, бакенбардов, усов, но не видно человеческих лиц. На фоне этой обычной для большого города суеты рассказывается о приключениях художника Пискарёва и поручика Пирогова.  Оба пытаются ухаживать за гуляющими по проспекту дамами. Художник следует за понравившейся ему брюнеткой и в своих романтических мечтаниях представляет её своей женой. Однако, войдя вместе с ней в четырёхэтажный дом, Пискарёв понимает, что юная красавица промышляет проституцией. Её прекрасный облик не уживается в сознании художника ни с её занятием, ни с её глупыми разговорами. Попытка Пискарёва образумить семнадцатилетнюю девушку, готовность  жениться на ней приводят лишь к тому, что она высмеивает своего ухажёра... Художник внезапно осознаёт, что, подобно тому как за внешней красотой женщины скрывается пошлость и разврат, так и за внешним великолепием Петербурга скрывается его отвратительное дно, где растлевается женственность. Через неделю Пискарёва находят мёртвым в собственной комнате. 

Трагический пафос повести усиливается противоположной историей поручика Пирогова, который следует за блондинкой. Он не думает о высоком и прекрасном, его ухаживания грубы и бесцеремонны. Однако и Пирогов терпит крах своих надежд: понравившаяся ему красавица оказывается хотя и глупой, но вполне добропорядочной женой немецкого ремесленника. Разгневанный супруг с друзьями подвергает поручика "секуции", и тот, поначалу суля ремесленнику плети и Сибирь, съедает пирожки в кондитерской, затем читает газету, веселится с друзьями и успокаивается. Таким парадоксальным образом Гоголь показывает в повести трагическую нелепость петербургской жизни.

 Картина И.Е. Репина "Поприщин"

Одной из самых сильных в творчестве Гоголя является третья повесть цикла - "Записки сумасшедшего", представляющая собой дневник главного героя, где развивается мотив безумия мира и отдельного человека, где показана тонкая и не всегда ощутимая грань между здравомыслием и психической болезнью. 

Герой повести, титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин, вначале жалок и духовно ничтожен. Он, кажется, ничем не отличается от других мелких чиновников. Однако в этом "маленьком человеке" живёт тайное намерение непременно дослужиться до высокого чина, стать вровень с "большими" людьми, а это стремление усиливается внезапно вспыхнувшей его любовью к директорской дочке. По-видимому, с этого момента начинается его сумасшествие. Гоголь мастерски и клинически верно изображает постепенное (это видно, в частности, по датам в дневнике) разложение сознания Поприщина. Он подслушивает "разговор" двух собак - Меджи и Фидели - и захватывает их переписку, из которой узнаёт, что отец его возлюленной, генерал, такой же честолюбец, как и сам Поприщин, а генеральская дочь влюблена в камер-юнкера. Бунт Поприщина вызывает неравенство: он лишён права любить ту, которая выше его по социальной лестнице. Он задаётся почти гамлетовским вопросом: "Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник? Может быть, я какой-нибудь граф или генерал, а только так кажусь титулярным советником?". В какой-то момент Поприщин вдруг понимает, что он - не мелкий чиновник, даже не граф и не генерал, а король Испании Фердинанд VIII. Это новое самосознание меняет его поведение. Парадоксальным образом безумие Поприщина выпрямляет его личность, позволяет обрести достоинство. Он теперь не боится начальства, не чувствует себя униженным, а с подлинно королевским величием встречает новые испытания. Сумасшедший на глазах читателей превращается в мудреца, по-новому перекраивающего расколотый, разорванный мир, подобно тому, как чиновничий мундир герой перекроил в королевскую мантию. Пройдя через страдания, Поприщин открывает в себе духовные глубины, а образ "маленького человека" перерастает в образ мученика и страдальца. 

Памятник носу майора Ковалёва в Санкт-Петербурге

Повесть "Нос", написанная в 1833 году, показалась современникам Гоголя настолько абсурдной и даже пошлой, что её отказывались печатать и подвергали жёсткой критике. Лишь А.С. Пушкин убедил Гоголя опубликовать "Нос" в журнале "Современник" в 1836 году. Писатель, прибегая, как и в других произведениях цикла, к мистике и фантастике, высмеивает бессодержательную внешнюю благопристойность, которая оказывается важнее личностных качеств человека. Герой повести майор (коллежский асессор) Ковалёв мечтает о карьере, но однажды утром обнаруживает, что его нос куда-то пропал. И поражает героя не столько сама невероятная пропажа носа, сколько невозможность дальнейшей общественной жизни. Отсутствие носа слишком заметно окружающим, и без носа «…не появишься в официальном учреждении, в светском обществе, не прогуляешься по Невскому проспекту». По дороге к обер-полицмейстеру он встречает собственный нос, причём в мундире статского советника, то есть на три чина выше самого Ковалёва. Нос едет в Казанский собор и высокомерно отказывается общаться со своим бывшим хозяином. Возвращается нос к Ковалёву так же неожиданно, как и исчез. 

 

В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья божьего создания до той степени, 
что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя.
Аполлон Григорьев

 

Повесть "Шинель", написанная в 1842 году, идейно связана с "Записками сумасшедшего" и "Носом": здесь Гоголь снова размышляет о мире, где ценность человека определяется его чином. Однако титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин, в отличие от Поприщина и Ковалёва, хоть и выглядит униженным и жалким, вовсе не стремится к карьерному и социальному росту. Это в принципе герой без развития. Его не удручает ничтожная должность переписчика в департаменте, он увлечённо занимается своей работой, получая удовольствие даже от написания букв-фаворитов. Движущим началом в повести становится желание героя пошить новую шинель взамен старой, пришедшей в негодность. Гоголь подчёркивает, что ради этого Акакию Акакиевичу пришлось существенно ограничить свои расходы: перестать пить чай, ходить на цыпочках и носить дома только халат. Однако недолго Башмачкину пришлось радоваться новой шинели - неизвестные люди ограбили его ночью, сорвав с него шинель. Попытки добиться справедливости у "значительного лица" привели к тому, что Акакий Акакиевич заболел и умер. После смерти образ "маленького человека" Башмачкина демонизируется: ничтожный мелкий чиновник, которого обижали все кому не лень, превращается в грозного призрака, срывающего шинели с прохожих, не разбирая чинов. 

     

    © Осмоловский М.В., Осмоловская И.Ю.

    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов с данного сайта разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки с разрешения администрации сайта.