schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Комедия "Ревизор"

Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!
Николай Первый

Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого,
когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня,
литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем.
Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия. 
Н.В. Гоголь

 

 

 В октябре 1835 года Пушкин рассказал Гоголю историю о том, как в провинциальном городе обычного проезжего господина принимают за важного петербургского чиновника. По одной версии, Пушкин рассказал о случае в городе Устюжна Новгородской губернии, где хорошо одетого вологодского помещика Платона Волкова сочли петербургским проверяющим. Согласно другой версии, в 1833 году губернатор Нижнего Новгорода Бутурлин самого Пушкина встретил как ревизора из Петербурга: в лицо Пушкина тогда никто, кроме друзей и знакомых, не знал. На основе этой истории Гоголь за полтора месяца написал комедию. Идея, однако, оказалась не нова: в 1827 году украинский писатель Г.Ф. Квитка-Основьяненко написал комедию с похожим сюжетом "Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе". 

Действие комедии хотя и происходит в неизвестном уездном городе, действующие там порядки показаны как свойственные всей государственной системе России, что подтверждается словами самого Гоголя: "В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем". Завязкой комедии служит известие о приезде чиновника из Петербурга, о чём и сообщает городничий своим подчинённым. Оказывается, он всё знает о том, как обстоят дела во всех ведомствах, но только грядущий визит ревизора заставляет его вспомнить о беспорядке в городском хозяйстве. Предметом осменяния в комедии стали городские чиновники, для которых приезд ревизора страшен расплатой за неисполнение своих обязанностей, за взяточничество и воровство. Именно ситуация страха вызывает серию само- и взаиморазоблачений персонажей. 

Однако комедия написана была не только ради сатирического изображения нерадивых чиновников. Центральной фигурой "Ревизора" является Хлестаков - самый сложный и нетрадиционный для русской литературы 19 века образ. Ничтожный человек, проигравший в карты большие деньги, едущий в Саратов к отцу, остановился в уездном городе, где не может заплатить ни за гостиницу, ни за обед. Он не авантюрист, не обманщик, не интриган. Он не ставит перед собой каких-либо корыстных целей, но атмосфера всеобщего страха превращает мелкого чиновника в значительное лицо. Хлестаков, понимая, что его принимают за важную персону, начинает врать, да так, что сам верит своему вранью. Он называет себя и приятелем Пушкина, и руководителем департамента, он приписывает себе авторство знаменитых произведений, он верит и в 35.000 курьеров, ищущих его по Петебургу, и в суп, который ему привозят в кастрюльке из Парижа. Однако Хлестаков не имеет ничего общего с традиционным образом плута и трюкача: роль ревизора он берёт на себя не сознательно, а в силу навязанных ему обстоятельств. Он до конца пребывания в городе так и не поймёт, за кого же его приняли. Чиновники сами объявляют Хлестакова ревизором, сами дают ему взятки, а жена и дочь городничего принимают его ухаживания. Простодушие Хлестакова проявится и в письме, которое он адресует другу Тряпичкину и в котором даст уничтожающую характеристику всем чиновникам города. Развязка комедии столь же стремительна, сколь и завязка, поэтому завершается сюжет немой сценой. Такой финал уникален, и в русской литературе немая сцена ассоциируется только с "Ревизором". 

В январе 1836 года состоялось первое публичное чтение автором комедии "Ревизор" в присутствии большого количества литераторов. Комедия встретила неоднозначную реакцию слушателей, но привела в восторг Пушкина и Жуковского. Первые отзывы критиков были достаточно жёсткими, цензоры решили запретить комедию как к публикаци, так и к постановке. Однако Жуковский, близкий к царскому двору, убедил Николая Первого, что комедия Гоголя в целом безобидна и лишь содержит насмешку над нравами провинциальных чиновников. Разрешительная рецензия императора в течение одного дня изменила тон критических публикаций и мнение цензоров.

В апреле 1836 года в Александринском театре состоялась премьера комедии, на которой присутствовал и Николай Первый. Именно тогда и была им произнесена фраза, вынесенная в эпиграф настоящей главы. Впоследствии комедия "Ревизор" стала одной из самых инсценируемых в российских театрах и сохраняет своё лидирующее положение по сей день. 

    © Осмоловский М.В., Осмоловская И.Ю.

    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов с данного сайта разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки с разрешения администрации сайта.