М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Вопросы и задания

  1. Что вам известно о жизни и творчестве М.В. Ломоносова?
  2. Какие научные открытия принадлежат Ломоносову? Почему его называют учёным-энциклопедистом?
  3. Каков вклад Ломоносова в развитие русской словесности? Перечислите его филологические труды.
  4. Произведения каких жанров преобладают в литературном творчестве Ломоносова?
  5. Прочитайте «Оду на взятие Хотина». Какому историческому событию посвящена ода? Найдите признаки жанра оды в этом произведении.
  6. В чём необычность художественной формы произведения «Разговор с Анакреоном»? О чём спорят Ломоносов и древнегреческий поэт-философ Анакреон? Выделите микротемы произведения в каждой паре стихотворений «Анакреон – Ломоносов».
  7. Выучите наизусть и выразительно прочитайте отрывок из «Разговора с Анакреоном» (не менее 30 строк).
  8. В каком жанре написано «Письмо о пользе стекла»? К кому обращается поэт в своём стихотворении? В чём смысл названия произведения? Прочитайте отрывки из стихотворения, наиболее убедительно показывающие применение стекла в быту и в науке.
  9. Чему посвящено «Утреннее размышление о Божием величестве»? Можно ли отнести это произведение к тому же жанру, что и «Письмо о пользе стекла»? Почему вы так думаете? Почему восхищение солнцем завершается похвалой Творцу?
  10. Какое необычное природное явление описывает Ломоносов в «Вечернем размышлении о Божием величестве при случае великого северного сияния»? В чём философский смысл этого стихотворения? Почему оно завершается серией вопросов без ответа?
  11. Можно ли сказать, что «Ода на день восшествия…» – это прежде всего гимн наукам и мирной политике? Почему стихотворение начинается с образа «возлюбленной тишины»? Какие черты обретает в оде образ Елизаветы Петровны? В чём патриотический смысл произведения?

Схемы анализа художественных произведений