schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Ломоносов, быть может, наш первый гений со времён Андрея Рублёва…
Даниил Андреев, «Роза Мира»

 


Биография. М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне недалеко от Холмогор Архангельской губернии, на крайнем севере России. Его отец Василий Дорофеев, как и многие жители Поморья, занимался рыбными помыслами, а юный Ломоносов помогал ему. Мать будущего учёного Елена Ивановна Сивкова умерла, когда Ломоносову исполнилось 9 лет. С детства отличаясь тягой к знаниям, Ломоносов овладел грамотой и пристрастился к книгам. Первыми и любимыми его книгами стали «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого и «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. Эти книги Ломоносов назовёт впоследствии «вратами своей учёности».
Именно тяга к знаниям заставила девятнадцатилетнего юношу в 1730 году уйти тайком вместе с рыбным обозом в Москву и поступить в Славяно-греко-латинскую академию.

Здание Славяно-греко-латинской академии в Москве (ул. Никольская)

Эта академия была открыта в 1687 году и положила начало высшему образованию в России. Несмотря на бедность, Ломоносов проявляет незаурядные способности, проходя программу обучения в три раза быстрее своих одноклассников. Через шесть лет в числе двенадцати лучших студентов Ломоносова отправили продолжать учёбу сначала в Санкт-Петербург, затем в Германию. Михаил Васильевич учится в Марбургском университете, переводится в Фрейберг, где его обучают химии, горному делу, естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике. Одновременно Ломоносов пишет стихи. Его первым произведением становится «Ода на взятие Хотина», прославившая победы русских над турками.
К 1740 году Академия Петербурга сокращает расходы на обучение русских студентов в Германии, и Ломоносов отправляется странствовать по Германии. Женится на Елизавете-Христине Цильх. Из нескольких детей, рождённых в браке, останется лишь дочь Елена, впоследствии вышедшая замуж за сына брянского священника. В 1741 году возвращается в Петербург, становится адъюнктом, затем профессором химии при Академии наук, читает лекции студентам по физике и химии, сопровождая теорию демонстрацией опытов. Занятие естественными науками не мешает увлечению филологией: Ломоносов создаёт «Риторику», «Российскую грамматику», «Предисловие (трактат) о пользе книг церковных в российском языке», продолжает писать литературные произведения. В 1755 году вместе с графом И.И. Шуваловым принимает активное участие в открытии Московского университета, ныне носящего имя Ломоносова.

Первое здание Московского университета, открытого в 1755 году на Красной площади (сейчас на этом месте Исторический музей)

Сконструированный Ломоносовым телескоп позволил ему сделать ряд открытий в области астрономии, а «ночезрительная труба», изобретённая им, стала одним из первых в истории науки прибором ночного видения.
В 1760-е гг. Ломоносов занимается географическими трудами, выдвигает ряд предложений по увеличению рождаемости в России (трактат «О сохранении и размножении российского народа»). Создаёт фундаментальный труд «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Ярослава Первого».
4 апреля 1765 года Ломоносов умер в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.

Научные открытия. Исследования Ломоносова позволили ему сделать важнейшие открытия в области
 химии
 физики
 горного дела
 географии
 математики
 астрономии
 филологии
 истории
Все эти открытия положили начало современной концепции естествознания и языкознания.

Ломоносов разработал теорию об атомно-молекулярном строении материи, сформулировал закон сохранения массы вещества, выдвинул кинетическую теорию теплоты, изучил агрегатные состояния вещества. Открыл атмосферу на Венере. Открытия Ломоносова в области естественных наук позволили ему заняться искусством мозаики на основе разработанной им технологии производства цветных стёкол.

Мозаика Ломоносова "Полтавская баталия"

 

Самая известная мозаичная картина Ломоносова – «Полтавская баталия».

Открытия Ломоносова в области русской словесности. 

1) 1739 – «Письмо о правилах российского стихотворства». В этой работе, созданной совместно с В.К. Тредиаковским, Ломоносов описывает силлабо-тоническую систему стихосложения, составляющую основу русской поэзии по сей день. Это открытие позволило уйти от не вполне приемлемой для русского языка силлабической системы стихосложения, которой пользовались поэты 17 и начала 18 века.
2) 1748 – учёный пишет книгу о науке красноречия, обычно именуемую «Риторика», но у Ломоносова она имела очень длинное название: «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки».
3) 1755 – «Российская грамматика». Это первая научная грамматика русского языка. Ломоносовым был сформулирован ведущий принцип русской орфографии – морфемный. Тредиаковский предлагал ввести фонетическое правописание («пишем, как слышим»), однако в разных регионах большой страны это породило бы разные варианты написания одного и того же слова. Ломоносовым были описаны также части речи, знаки препинания, основы лексики и синтаксиса русского языка.
4) 1758 – «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Здесь Ломоносов описал свою знаменитую теорию «трёх штилей», положившую начало стилистике русского языка. Все слова языка учёный разделил на «три рода речений»: высокий, средний и низкий. При этом произведения «высоких» жанров полагалось писать только высоким «штилем», а разного рода просторечия и «грубые» слова можно было использовать в сатирах, баснях и комедиях.
5) Среди литературных произведений М.В. Ломоносова
20 од (по версии профессора Макогоненко): «Ода на день восшествия…», «Ода на взятие Хотина», "Ода на торжественный праздник рождения Императора Иоанна III", "Я знак бессмертия себе воздвигнул..." и другие
две трагедии: «Демофонт» и «Тамира и Селим»
научные стихотворения («Письмо о пользе стекла», "Случились вместе два астронома в пиру...",  "Утреннее размышление о Божием величестве", "Вечернее размышление о Божием величестве..." и другие)
поэма «Пётр Великий»
сатиры («Гимн бороде», "Женился Стил...", "О сомнительном произношении буквы Г в российском языке", "Злобное примирение Сумарокова с Тредиаковским" и другие) 

Задания по творчеству М.В. Ломоносова