М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941). Вопросы и задания

 Марина Ивановна Цветаева и Сергей Яковлевич Эфрон

 

Лекция о творчестве М.И. Цветаевой

СПИСОК СТИХОТВОРЕНИЙ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ

Прочитайте указанные здесь стихотворения.

Схемы анализа художественных произведений

  • Молитва
  • Прохожий («Идёшь, на меня похожий...»)
  • «Моим стихам, написанным так рано...»
  • «Я с вызовом ношу его кольцо!..»
  • «Мне нравится, что вы больны не мной...»
  • «Москва! Какой огромный...»
  • «Красною кистью...»
  • «В огромном городе моём – ночь...»
  • Бессонница («Вот опять окно...»)
  • «Имя твоё – птица в руке...»
  • «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...»
  • «Пригвождена к позорному столбу...»
  • «Кто создан из камня, кто создан из глины...»
  • «Вчера ещё в глаза глядел...»
  • Письмо
  • Попытка ревности
  • «Рас-стояние: вёрсты, мили...»
  • «Вскрыла жилы: неостановимо...»
  • «Уж сколько их упало в эту бездну...»
  • Анне Ахматовой («Узкий нерусский стан...»)
  • «Тоска по Родине! Давно...»
  • «Чтобы помнил не часочек, не годок...»
  • Генералам двенадцатого года

 

  1. Что повлияло на формирование мировоззрения М.И. Цветаевой?
  2. Опираясь на стихотворение "Моим стихам, написанным так рано...", расскажите о детстве и раннем творчестве поэта.
  3. Что представлял собой сборник "Вечерний альбом"? На какие циклы он разделён? Как можно охарактеризовать образ лирической героини?
  4. Кто и почему оценил по достоинству первый поэтический сборник Цветаевой? 
  5. Каковы ведущие мотивы сборника "Волшебный фонарь"?
  6. Письменное задание. Сформулируйте основные особенности ранней лирики Цветаевой на основе сборников "Вечерний альбом" и "Волшебный фонарь".
  7. В чём необычность поэтического цикла "Подруга"?
  8. Какова тема сборника "Лебединый стан"? Как представлен в нём образ России?
  9. В каких ещё стихотворениях Цветаевой звучит тема России? 
  10. В чём необычность трактовки темы любви в лирике Цветаевой? Дайте характеристику её лирической героине на основе стихотворений "Я с вызовом ношу его кольцо!", "Мне нравится, что вы больны не мной...", "Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...", "Попытка ревности", "Рас - стояние: вёрсты, мили...", "Чтобы помнил не часочек, не годок...". 
  11. В каких стихотворениях Цветаевой звучит мотив одиночества? Какими художественными средствами передано настроение одиночества? 
  12. Какое отражение получила в лирике Цветаевой тема смерти? Почему эта тема звучит уже в ранних стихах ("Молитва", "Уж сколько их упало в эту бездну...")? 

 

    Однажды Ариадне Эфрон (1912-1975), дочери Марины Цветаевой, пришло письмо от литературоведа Анны Саакянц (1932-2002), исследователя творчества её матери, в котором та жаловалась, что в русском языке есть проблема — трудно подобрать большое количество рифм на "ща": "Сочиняю длинную поэму, девять пар рифм уже есть, надо еще четыре". И буквально за полчаса был написан ответ, хотя их автор уже и сама забыла, когда в последний раз писала свои собственные стихи.

    Сожравши макароны и порцию борща,
    Сижу я над Скарроном, зубами скрежеща,
    Сжигая папиросы и семечки луща,
    Решаю я вопросы, душою трепеща:
    Нужны ли сочиненья в честь шпаги и плаща
    При свете выступлений великого Хруща?
    Нужны ль народу темы про даму и хлыща?
    В век атомной проблемы нужна ли нам праща?
    Проходят по страницам, подолом полоща,
    Испанские девицы, любовников ища;
    Та — толстая как бочка, а эта — как моща,
    Толкаются по строчкам, болтая и пища,
    Одна другой милее — но все ж не клевеща,
    Ведь каждая глупее свинячьего хряща!
    А юноши не краше на заднице прыща,
    Не сеют и не пашут, по принципу клеща.
    Но их существованье, достойное хвоща,
    Расходится в изданьях, хоть и по швам треща.
    "Искусства" и "Гослиты", свой опыт обобща,
    Пускают в свет пиитов, всю прозу истоща.
    Все это наш читатель приемлет не ропща,
    Театра почитатель сидит рукоплеща,
    Любуясь, как на сценах средь лилий и плюща
    Купаются в изменах актёры сообща.
    Гряди скорей, Софронов, комедию таща,
    Гони взашей Эфронов — на них нужна вожжа!
    Итак, Анетке рыжей (пусть примет не взыща!)
    Нажив на этом грыжу, шлю тридцать рифм на "ща".