schoolexpert@yandex.ru

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

 

Сергей Эфрон и Марина Цветаева 

Задания по лирике М.И. Цветаевой 

 

Она - поэт восклицательных знаков, форсированного голоса, крика, стона.
И.Н. Сухих

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
М.И. Цветаева, 1913

Крупнейший русский поэт (Цветаева очень не любила слова "поэтесса"), прозаик, переводчик Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года в семье профессора-филолога, основателя Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ивана Владимировича Цветаева и пианистки Марии Александровны Мейн. Стихи начала писать в шестилетнем возрасте сразу на трёх языках: русском, немецком, французском. Детство будущего поэта прошло в Тарусе (ныне Калужская область). Училась в московской женской частной гимназии (теперь это школа №110), а также в пансионах Лозанны и Фрайбурга. 

В 17-летнем возрасте на собственные средства Цветаева издаёт свой первый поэтический сборник "Вечерний альбом", в который вошло 111 стихотворений. Сборник был посвящён Владимиру Нилендеру, возлюбленному юной Цветаевой, с которым она только что пережила расставание. Сама Цветаева в 1925 году писала, что эта книга стихов появилась "взамен любовного признания человеку, с которым иначе объясниться я не могла". Сборник имеет форму поэтического дневника и разделён на циклы "Детство", "Любовь", "Только тени". 

На её стихи сразу же обратили внимание основатель русского символизма Валерий Брюсов и крупнейший независимый поэт Серебряного века Максимилиан Волошин. С последним Цветаеву будет связывать многолетняя дружба.

Будучи в 1911 году в гостях у Волошина в Коктебеле (Крым, городской округ Федосия), Цветаева встретила своего будущего мужа, Сергея Яковлевича Эфрона. Ему было 17, ей 18, и в январе 1912 года они поженились. В этом браке у них родились дочери Ариадна (1912-1975), Ирина (1917-1920), сын Георгий (1925-1944).

Отношения Цветаевой с мужем несколько раз прерывались по разным причинам. В 1914 году она ушла от мужа, завязав романтические отношения с переводчицей Софией Парнок, которой посвятила цикл "Подруга". В этот цикл ошли такие известные стихотворения, как "Под лаской плюшевого пледа" и "Хочу у зеркала, где муть...". Сергей Эфрон был в отчаянии и даже собирался вызвать Софью Парнок на дуэль, хотя это и не вписывалось в представления о дворянской чести. Впоследствии Цветаева свои отношения с Парнок охарактеризует как "первую катастрофу" в её жизни. В 1916 году она вернулась к Эфрону, однако вскоре их разлучила гражданская война, а впоследствии - эмиграция мужа, служившего в армии Деникина.

Лето 1916 года Цветаева проводит в Александрове (ныне город во Владимирской области), где жила её сестра Анастасия с гражданским мужем Маврикием Минцем. Именно в "александровское лето" были написаны циклы "К Ахматовой" и "Стихи о Москве". 

 

В 1917-1921 годах работает в разных учреждениях советской России: в комиссариате по делам национальностей, в коллегии по делам пленных и беженцев, в театральном отделе Народного комиссариата просвещения. В это же время пишет цикл "Лебединый стан", в котором ясно ощущается симпатия к белому движению. Впоследствии Сергей Эфрон, служивший в белой гвардии, говорил, что в этих стихах Марины Ивановны "всё совсем не так, как было на самом деле". Создаёт поэмы "Егорушка", "Царь-девица", "На красном коне". 

В 1922 году, выпустив поэтический сборник "Вёрсты", вместе с Ариадной Цветаева выезжает за границу: ей разрешают уехать к мужу. Они живут в Берлине - здесь публикуется поэтический цикл "Разлука". Затем они переезжают в Прагу - здесь написаны "Поэма Горы" и "Поэма Конца"; обе поэмы посвящены жившему в их пражском доме Константину Родзевичу, с которым у Цветаевой был продолжительный роман. Наконец, емья поселяется в Париже. Пишет свой последний поэтический цикл "После России". Однако в эмиграции Цветаева ощущает свою ненужность, большинство написанных поэтических произведений остаётся неопубликованным, зато неожиданно популярной оказывается проза Цветаевой: "Дом у Старого Пимена", "Мать и музыка", "Мой Пушкин", "Живое о живом", "Нездешний вечер", "Пленный дух".

В 1920-1930-е годы Цветаева ведёт очень активную переписку с поэтом Борисом Пастернаком. Она пишет ему многостраничные письма почти каждый день. Характер переписки был слишком откровенным, что вызвало крайнее возмущение у жены Пастернака. 

Серьёзные финансовые трудности привели фактически к нищете: "...мы медленно умираем от голода", - писала Цветаева об этом периоде жизни. Все эти сложные обстоятельства заставили её семью постепенно вернуться на родину: сначала в 1937 году разрешение вернуться получила Ариадна, затем удалось бежать в СССР Сергею Эфрону - к тому времени агенту НКВД, а в 1939 году вернулась и сама Марина Ивановна с сыном Георгием. По свидетельству Ирины Одоевцевой, провожавшей Цветаеву на вокзал, Марина Ивановна не хотела возвращения на родину, но решилась на этот шаг ради сына. Семье был предоставлен дом в Болшеве (ныне район подмосковного города Королёва). В этом же году были арестованы Ариадна (15 лет ссылки, реабилитирована в 1955 году) и Сергей (расстрелян в октябре 1941 года). Марина Ивановна в это время занимается исключительно переводами.  

 Анастасия Цветаева (1894-1993)

В августе 1941 года Цветаева уежает в эвакуацию в город Елабугу (райцентр в Татарстане). Там она и покончила с собой 31 августа 1941 года, оставив три предсмертные записки: Асееву, сыну Георгию (Муру) и тем, кто будет её хоронить. Точное место захоронения долгое время было неизвестно. Сестра Цветаевой Анастасия Ивановна в 1960 году разыскала примерное место погребения Марины Ивановны, и там впоследствии установили гранитную плиту. 

Гранитное надгробие на предполагаемом месте захоронения М.И. Цветаевой в Елабуге

Поэтические сборники Поэмы Сказки Драмы Эссе, проза

"Вечерний альбом" (1910)

"Волшебный фонарь" (1912)

"Из двух книг" (1913)

"Юношеские стихи" (1915)

"Подруга" (1916)

"Вёрсты" (1921)

"Лебединый стан" (1921)

"Стихи к Блоку" (1921)

"Конец Казановы" (1922)

"Разлука" (1922)

"Ремесло" (1923)

"Психея. Романтика" (1923)

"После России" (1928)

"Чародей" (1914)

"На Красном Коне" (1921)

"Поэма Горы" (1924, 1939)

"Поэма Конца" (1924)

"Крысолов" (1925)

"С моря" (1926)

"Попытка комнаты" (1926)

"Поэма Лестницы" (1926)

"Новогоднее" (1927)

"Поэма Воздуха" (1927)

"Красный бычок" (1928)

"Перекоп" (1929)

"Сибирь" (1930)

"Царь-Девица" (1920)

"Переулочки" (1922)

"Мо́лодец" (1922)

"Червонный валет" (1918)

"Метель" (1918)

"Фортуна" (1918)

"Приключение" (1918-1919)

"Каменный Ангел" (1919)

"Феникс" (1919)

"Ариадна" (1924)

"Федра" (1927)

«Живое о живом» (воспоминания о Максимилиане Волошине)

«Пленный дух» (воспоминания об Андрее Белом)

"Нездешний вечер" (воспоминания о Михаиле Кузмине) 

«Мой Пушкин»

«Пушкин и Пугачёв»

«Искусство при свете совести»

«Поэт и время»

«Эпос и лирика современной России»