schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

 Сергей Эфрон и Марина Цветаева 

Задания по лирике М.И. Цветаевой 

 

К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
М.И. Цветаева, 1913

Крупнейший русский поэт (Цветаева очень не любила слова "поэтесса"), прозаик, переводчик Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года в семье профессора-филолога, основателя Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ивана Владимировича Цветаева и пианистки Марии Александровны Мейн. Стихи начала писать в шестилетнем возрасте сразу на трёх языках: русском, немецком, французском. Детство будущего поэта прошло в Тарусе (ныне Калужская область). Училась в московской женской частной гимназии (теперь это школа №110), а также в пансионах Лозанны и Фрайбурга. 

В 17-летнем возрасте на собственные средства Цветаева издаёт свой первый поэтический сборник "Вечерний альбом". На её стихи сразу же обратили внимание основатель русского символизма Валерий Брюсов и крупнейший независимый поэт Серебряного века Максимилиан Волошин. С последним Цветаеву будет связывать многолетняя дружба.

Будучи в 1911 году в гостях у Волошина в Коктебеле (Крым, городской округ Федосия), Цветаева встретила своего будущего мужа, Сергея Яковлевича Эфрона. Ему было 17, ей 18, и в январе 1912 года они поженились. В этом браке у них родились дочери Ариадна (1912-1975), Ирина (1917-1920), сын Георгий (1925-1944).

Отношения Цветаевой с мужем несколько раз прерывались по разным причинам. В 1914 году она ушла от мужа, завязав романтические отношения с переводчицей Софией Парнок, которой посвятила цикл "Подруга". В этот цикл ошли такие известные стихотворения, как "Под лаской плюшевого пледа" и "Хочу у зеркала, где муть...". Сергей Эфрон был в отчаянии и даже собирался вызвать Софью Парнок на дуэль, хотя это и не вписывалось в представления о дворянской чести. В 1916 году она вернулась к Эфрону, однако вскоре их разлучила гражданская война, а впоследствии - эмиграция мужа, служившего в армии Деникина.

В 1922 году вместе с Ариадной Цветаева выезжает за границу: ей разрешают уехать к мужу. Они живут в Берлине, затем в Праге и, наконец, в Париже. Пишет свой последний поэтический цикл "После России". Однако в эмиграции Цветаева ощущает свою ненужность, большинство написанных поэтических произведений остаётся неопубликованным, зато неожиданно популярной оказывается проза Цветаевой: "Дом у Старого Пимена", "Мать и музыка", "Мой Пушкин", "Живое о живом", "Пленный дух".

В 1920-1930-е годы Цветаева ведёт очень активную переписку с поэтом Борсом Пастернаком. Она пишет ему многостраничные письма почти каждый день. Характер переписки был слишком откровенным, что вызвало крайнее возмущение у жены Пастернака. 

Серьёзные финансовые трудности привели фактически к нищете, что заставило её семью постепенно вернуться на родину: сначала в 1937 году разрешение вернуться получила Ариадна, затем удалось бежать в СССР Сергею Эфрону - к тому времени агенту НКВД, а в 1939 году вернулась и сама Марина Ивановна с сыном Георгием. Семье был предоставлен дом в Болшеве (ныне район подмосковного города Королёва). В этом же году были арестованы Ариадна (15 лет ссылки) и Сергей (расстрелян в октябре 1941 года). Марина Ивановна в этот период занимается исключительно переводами.  

 Анастасия Цветаева (1894-1993)

В августе 1941 года Цветаева уежает в эвакуацию в город Елабугу (райцентр в Татарстане). Там она и покончила с собой 31 августа 1941 года, оставив три предсмертные записки. Похоронена на городском кладбище, однако точное место захоронения долгое время было неизвестно. Сестра Цветаевой Анастасия Ивановна в 1960 году разыскала примерное место погребения Марины Ивановны, и там впоследствии установили гранитную плиту. 

Гранитное надгробие на предполагаемом месте захоронения М.И. Цветаевой в Елабуге

Поэтические сборники Поэмы Сказки Драмы Эссе, проза

"Вечерний альбом" (1910)

"Волшебный фонарь" (1912)

"Из двух книг" (1913)

"Юношеские стихи" (1915)

"Подруга" (1916)

"Вёрсты" (1921)

"Лебединый стан" (1921)

"Стихи к Блоку" (1921)

"Конец Казановы" (1922)

"Разлука" (1922)

"Ремесло" (1923)

"Психея. Романтика" (1923)

"После России" (1928)

"Чародей" (1914)

"На Красном Коне" (1921)

"Поэма Горы" (1924, 1939)

"Поэма Конца" (1924)

"Крысолов" (1925)

"С моря" (1926)

"Попытка комнаты" (1926)

"Поэма Лестницы" (1926)

"Новогоднее" (1927)

"Поэма Воздуха" (1927)

"Красный бычок" (1928)

"Перекоп" (1929)

"Сибирь" (1930)

"Царь-Девица" (1920)

"Переулочки" (1922)

"Мо́лодец" (1922)

"Червонный валет" (1918)

"Метель" (1918)

"Фортуна" (1918)

"Приключение" (1918-1919)

"Каменный Ангел" (1919)

"Феникс" (1919)

"Ариадна" (1924)

"Федра" (1927)

«Живое о живом» (воспоминания о Максимилиане Волошине)

«Пленный дух» (воспоминания об Андрее Белом)

"Нездешний вечер" (воспоминания о Михаиле Кузмине) 

«Мой Пушкин»

«Пушкин и Пугачёв»

«Искусство при свете совести»

«Поэт и время»

«Эпос и лирика современной России»