schoolexpert@yandex.ru

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966). Вопросы и задания

Она связала эти времена
В туманно-теневое средоточье. 
И если Пушкин – солнце, то она
В поэзии пребудет белой ночью.
Е.А. Евтушенко

  Анна Андреевна Ахматова (Горенко)

Лирика А.А. Ахматовой

1. Что вам известно о детстве и юности А.А.Ахматовой? Когда она стала поэтом? Был ли в её творчестве период ученичества? 

2. Что, по вашему мнению, привело Ахматову в «Цех поэтов»? 

3. Прочитайте стихотворения Ахматовой (список прилагается внизу страницы). Какие темы вы можете выделить в поэзии Ахматовой, опираясь на данный список?

4. Прочитайте одно из ранних стихотворений Ахматовой "Молюсь оконному лучу...". Как здесь проявляется "вещный" психологизм? 

5. Проиллюстрируйте конкретными примерами "романность" лирики Ахматовой на примере любого стихотворения. 

6. Дайте развёрнутую характеристику лирической героине Ахматовой по двум-трём стихотворениям. 

7. Каковы признаки дневниковости и исповедальности в её поэзии? Приведите примеры. 

Схемы анализа художественных произведений

Ахматова читает свои стихи 

Лекция о творчестве А.А. Ахматовой 

 

Поэма "Реквием"

 Памятник А.А. Ахматовой возле тюрьмы "Кресты"

  1. Что означает слово "реквием"? Почему Ахматова использовала в качестве названия жанр музыкального произведения?
  2. С какими событиями в жизни страны и в личной жизни поэтессы связано содержание «Реквиема»? Что говорит об этом автор поэмы в главе "Вместо предисловия"? С какой целью Ахматова вводит в текст поэмы автобиографическую подробность?
  3. "Реквием" состоит из отдельных стихотворений, написанных в разные годы. Что позволяет поэтический цикл назвать поэмой?
  4. В чём необычность композиции "Реквиема"?
  5. Что составляет сюжет поэмы?
  6. Какое событие описано в первой главе? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?
  7. Что представляет собой вторая глава? Какой цвет и в связи с чем упоминается в этой главе?
  8. Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз? Что происходит с героиней поэмы?
  9. С какой целью героиня обращается к воспоминаниям о юности в четвёртой главе
  10. Как с помощью глаголов передано психологическое состояние матери в пятой главе?
  11. Какой смысл вложен в образы белых ночей и "креста высокого" в шестой главе?
  12. Почему седьмая глава названа "Приговор"? Это приговор кому?
  13. В чём смысл обращения героини к смерти в одноимённой восьмой главе?
  14. Как ожидание смерти сменяется желанием уступить безумию в девятой главе? Можно ли утверждать, что безумие сильнее смерти?
  15. Как помогают понять степень страдания героини исторические (в первой главе) и библейские (в десятой главе) образы и мотивы?
  16. Выучите наизусть фрагмент "Эпилога" (не менее 24 строк). 
  17. А.И. Солженицын писал Ахматовой о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына». Согласны ли вы с мнением Солженицына? Помогает ли ответить на это вопрос "Эпилог"?

 

 

    СПИСОК СТИХОТВОРЕНИЙ А. А. АХМАТОВОЙ

     

    1. "Молюсь оконному лучу..."
    2. "Песня последней встречи"
    3. "Сжала руки под тёмной вуалью…"
    4. "Смятение"
    5. "Сероглазый король"
    6. "В Царском Селе"
    7. "Мне ни к чему одические рати…"
    8. "Мне голос был. Он звал утешно…"
    9. "Родная земля"
    10. "«Заплаканная осень, как вдова..."
    11. "Читая «Гамлета»"
    12. "Приморский сонет"
    13. "Я пришла к поэту в гости..."
    14. "Двадцать первое. Ночь. Понедельник..."
    15. "Перед весной бывают дни такие..."
    16. "Не с теми я, кто бросил землю..."
    17. «Стихи о Петербурге"
    18. "Мужество"