schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Лирика

I. «Поэтом можешь ты не быть...»: гражданская лирика Некрасова

1. Принято считать, что роль Некрасова в развитии русской поэзии так же значительна, как роль Гоголя в развитии русской прозы. В чём новаторство лирики Некрасова? Каким темам поэт посвящает свои стихи?

2. Прочитайте стихотворения 

  • «Еду ли ночью по улице тёмной»
  • «В дороге»,
  • «Забытая деревня»,
  • «Железная дорога»,
  • «Несжатая полоса»,
  • «Вчерашний день, часу в шестом...»,
  • «Размышления у парадного подъезда»,
  • «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»).  

А) Какие жанровые признаки можно выделить в этих стихотворениях?

Б) Как изображена в перечисленных стихотворениях русская действительность?

3. Какой тип повествования преобладает в данных стихотворениях – эпический или драматический? Аргументируйте ответ.

4. Прочитайте стихотворение «Поэт и Гражданин».

А) О чём спорят герои стихотворения?

Б) Какова идея этого произведения?

В) Чья позиция ближе Некрасову?

Г) Почему, по вашему мнению, именно стихотворением «Поэт и Гражданин» открывался сборник «Стихотворения Н.Некрасова» 1856 года?

Д) С какой целью поэт обращается к форме диалога? Насколько традиционна эта форма для русской лирики?

5. Прочитайте стихотворения «Рыцарь на час», «Элегия» ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт...» и «Муза». В чём вы видите связь этих стихотворений с поэтической декларацией «Поэт и Гражданин»?

6. Выучите наизусть одно из стихотворений (можно выучить логически завершённый отрывок объёмом не менее 20 строк).

II. Интимная лирика Некрасова

1. В чём своеобразие лирики Некрасова, посвящённой теме любви?

2. Расскажите об известных вам адресатах интимной лирики поэта. Чем интересен «Панаевский цикл»?

3. Прочитайте стихотворения 

  • «Так это шутка? Милая моя...»,
  • «О письма женщины, нам милой!»,
  • «Давно – отвергнутый тобою...»,
  • «Тяжёлый крест достался ей на долю...»,
  • «Прощанье». 

А) Что осложняет взаимоотношения любящих героев?

Б) Что можно сказать о характерах героя и героини?

В) Выучите наизусть одно из стихотворений (или логически завершённый отрывок объёмом не менее 20 строк). 

Творчество Н.А. Некрасова 

Схемы анализа художественных произведений