М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/1878)

 

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил, и сердцем я спокоен...
Н.А. Некрасов

 

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/78) занимает особое место в русской поэзии 19 века. Поэт-гражданин и в то же время тончайший лирик, успешный издатель и редактор литературного журнала, открывший путь в большую литературу многим талантливым писателям: Гончарову, Толстому, Салтыкову-Щедрину, Тютчеву, Тургеневу и другим, он стал первым поэтом-дворянином, избравшим для себя роль народного заступника. Некрасов первым прославил в литературе декабристов и их жён (поэма "Русские женщины"), а русским крестьянам посвятил несколько крупных поэм ("Крестьянские дети", "Мороз Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо"). В поэзии Некрасов сделал то же, что Гоголь в прозе: сделал поэзию предельно реалистичной и социально ориентированной, обратил её к проблемам "маленького человека", приблизил язык поэзии к разговорной речи, а лирику любви посвятил "прозе" отношений мужчины и женщины. 

Некрасов родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове (ныне Винницкой обл. Украины) в многодетной семье помещика и офицера Алексея Сергеевича Некрасова, отличавшегося деспотичным нравом, и получившей прекрасное домашнее образование польской красавицы из Херсонской губернии Елены Андреевны Закревской. Брак без согласия родителей Елены Андреевны был заключён в 1817 году. У будущего поэта было 13 братьев и сестёр.

В 1824 году Некрасовы перебрались в село Грешнёво Ярославской губернии. Главное влияние на юного Некрасова оказывала мать, отличавшаяся от грубого отца исключительной образованностью и культурой. Будущий поэт закончил пять классов гимназии в Ярославле, после чего отец забрал его. Именно там, в гимназии, Некрасов начал писать стихи. Отец прочил сыну военную карьеру и в 1838 году отправил его в Петербург для поступления в Дворянский полк, однако Некрасов пренебрёг угрозами отца остаться без денег и вместо военной службы попытался поступить на филологический факультет Петербургского университета. Не выдержав вступительного экзамена, был зачислен вольнослушателем. Отец сдержал слово и лишил сына материальной поддержки, поэтому учёбу приходилось совмещать с поиском заработка. Будучи однажды изгнанным из снимаемой комнаты за неуплату, он оказался в доме у нищих, которые его приютили. В частности, он пишет рассказы, повести и стихи для журнала "Пантеон" и "Литературной газеты". 

В 1840 году 18-летний Некрасов выпускает под инициалами Н.Н. свой первый поэтический сборник "Мечты и звуки", о котором отец русского романтизма В.А.Жуковский отозвался так: "Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи", впрочем, выделив во всём сборнике два стихотворения в качестве "приличных". Неодобрительно о первых стихах Некрасова отозвался и Белинский. По причине очевидной поэтической неудачи Некрасов временно отказывается от написания стихов и пробует силы в прозе.

Становится сотрудником журнала "Отечественные записки", сближается с ведущим литературным критиком того времени В.Г. Белинским и начинает заниматься издательской деятельностью. Вокруг Некрасова и Белинского сплачиваются начинающие писатели, которым близки идеи "натуральной школы" (так в то время именовали реализм). В период с 1843 по 1846 гг. Некрасов издаёт альманахи "Статейки в стихах без картинок", "Физиология Петербурга", "1 апреля", "Петербургский сборник". В этих альманахах были опубликованы первые произведения Тургенева, Достоевского, Григоровича, Герцена.

Окрылённый успехом издательского дела, Некрасов в 1846 году совместно с издателем И.И. Панаевым (1812-1862) приобретает права на издание журнала "Современник", который был основан Пушкиным десять лет назад. Большинство авторов и сотрудников "Отечественных записок" перешло к Некрасову, в том числе критик Белинский.

Талант издателя был у Некрасова настолько силён, что журнал "Современник" можно считать самым успешным литературным коммерческим проектом 19 века. Именно благодаря "Современнику" обрели известность и литературную славу такие писатели, как И.А.Гончаров, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Д.В. Григорович, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.Г.Чернышевский, критик Н.А. Добролюбов. Примечательно, что сам Некрасов почти ничего не пишет, и до поры до времени журнал приносит ему известность только как издателю.

Авдотья Яковлевна Панаева (до замужества Брянская, во втором браке Головачёва)

Сотрудничество с И.И. Панаевым связано также с важнейшим для Некрасова личным обстоятельством: он был влюблён в жену своего друга Авдотью Яковлевну Панаеву (1820-1893), которая после смерти мужа стала гражданской женой поэта (по некоторым данным, Некрасов, Панаев и Панаева много лет жили в одном доме) и сотрудником журнала "Современник", где она публиковала свои произведения - 8 повестей и 6 романов - под мужским псевдонимом "Н.Н. Станицкий".

"Они пожили, постоянно расходясь и сходясь, лет десять - одиннадцать", - так охарактеризовал отношения Некрасова и Панаевой Корней Иванович Чуковский. Отношения двух сильных людей, и без того сложные, усугублялись осуждением окружающих. У Некрасова и Панаевой в 1849 году родился сын, который, к сожалению, умер во младенчестве, и это скорбное обстоятельство навсегда омрачит их "свободный, по сердцу союз". 

Именно Панаевой будут посвящены любовные стихотворения Некрасова (он их называл интимной лирикой) под общим названием "Панаевский цикл". Литературовед Дмитрий Петрович Мирский охарактеризовал этот цикл как "несентиментальный, пронзительный, страстный и трагический рассказ о любви, которая приносит любящим больше страдания, чем радости". Споры и ссоры, встречи и расставания, взаимные укоры и обиды, невозможность быть вместе и в то же время невозможность быть порознь, усталость друг от друга - вот что составляет отношения влюблённых в интимной лирике Некрасова. Стилистически это выражено множеством вопросительных и побудительных предложений, риторических восклицаний, умолчаний, обращений к самому и себе и к возлюбленной. 

После расставания с Авдотьей Панаевой поэта несколько лет связывали отношения с француженкой Селиной Лефрен

В 1869 году 48-летний Некрасов женится на 23-летней Фёкле Анисимовне Викторовой, которая в браке сменит не только фамилию, но и имя-отчество, став Зинаидой Николаевной Некрасовой. Однако и в браке с Викторовой Некрасов продолжит посвящать свои стихи Панаевой. 

Зинаида Николаевна Некрасова (до брака - Фёкла Анисимовна Викторова)

Слава поэта приходит к Некрасову сравнительно поздно. Лишь в 1856 году выходит первый полноценный поэтический сборник "Стихотворения Н. Некрасова", имеющий громкий успех. Сборник открывается поэтической декларацией "Поэт и Гражданин", написанной в традиционной для такого рода произведений диалогической форме (достаточно вспомнить "Разговор с Анакреоном" Ломоносова "Поэт и толпа" и "Разговор книгопродавца с поэтом" Пушкина, "Журналист, читатель и писатель" Лермонтова). Это стихотворение продолжает дискуссию о роли поэта в обществе и о назначении поэзии. В представлении Некрасова поэт - учитель и защитник народа, и жизнь его - жертвоприношение Отчизне. Так рождается манифест гражданской поэзии, лозунгом которого становится цитата из "Поэта и Гражданина": "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". В сборник 1856 года вошли также 72 стихотворения и поэма "Саша", составившие четыре раздела: 1) стихи о народе, 2) стихи, разоблачающие угнетателей народа, 3) поэма "Саша", 4) интимная лирика.

Николай Гаврилович Чернышевский, извещая читателей о выходе сборника "Стихотворения Н Некрасова", перепечатал декларацию «Поэт и Гражданин» и стихотворение "Забытая деревня". Цензура увидела в сборнике подрывное политическое содержание. Распоряжениями министра народного просвещения А.С. Норова и министра внутренних дел С.С. Ланского предписывалось, «чтобы отпечатанная недавно в Москве книга под заглавием «Стихотворения» Н. Некрасова не была дозволяема к новому изданию и чтобы не разрешались к печати ни статьи, касающиеся книги, ни в особенности выписки из оной». Впоследствии Чернышевский вспоминал: «Беда, которую я навлек на «Современник» этою перепечаткою, была очень тяжела и продолжительна». До Некрасова, находившегося за границей, дошёл слух, что при возвращении в Россию он будет арестован и заключён в Петропавловскую крепость. Однако это не испугало поэта.

Идейным продолжением первого сборника становятся стихотворения "Размышления у парадного подъезда" (1858), остро ставящее вопрос о грядущих судьбах русского народа, и "Железная дорога" (1864). 

Теме народных страданий посвящаются и поэмы 1860-х гг.: "Крестьянские дети" (всем известен фрагмент "Однажды в студёную зимнюю пору..."), "Коробейники", "Мороз, Красный Нос".

В это же время Некрасов начинает работу над самым значительным своим произведением - эпической поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1863-1877), написанной вслед за отменой крепостного права. Основу сюжета поэмы составит поиск семерыми мужиками счастливого человека. Поэма создавалась отдельными завершёнными главами и согласно первоначальному замыслу должна была состоять из семи или восьми частей. Однако тяжёлая болезнь и смерть Некрасова не позволили завершить задуманное. Поэма была свёрстана уже после смерти поэта. Её содержание составили четыре части: "Пролог. Часть первая", "Последыш", "Крестьянка", "Пир - на весь мир". Выстраивание поэмы по принципу отдельных сюжетно завершённых глав соответствовало законам классической эпопеи. Все части связаны образом дороги и "коллективным героем" - путешествующими мужиками. Введённые в поэму сказочные мотивы (сказочный зачин, неопределённый хронотоп, говорящие животные, скатерть-самобранка и т.д.) позволили Некрасову свободно обращаться со временем и пространством: переносить действие из одного конца страны в другой, замедлять и ускорять время действия. 

В 1866 году, после покушения на Александра Второго, усиливается цензура, и журнал "Современник" закрывается. С 1868 года Некрасов издаёт и редактирует журнал "Отечественные записки". В 1870-е гг. пишет поэмы "Дедушка", "Недавнее время". 

Поэма "Русские женщины" (1872) стала первым открытым упоминанием декабристов в русской литературе, сопровождаемым восхищением их мужеством и мужеством жён, отправившихся вслед за своими героическими супругами в сибирскую ссылку. Первая часть поэмы посвящена Екатерине Ивановне Трубецкой, жене декабриста Сергея Петровича Трубецкого, а вторая - Марии Николаевне Волконской, жене декабриста Сергея Григорьевича Волконского. Екатерина Ивановна, отправившись в ссылку вслед за мужем, умерла там в возрасте 53 лет от рака, а Мария Николаевна, вернувшись из ссылки в Москву, умерла в возрасте 63 лет в поместье мужа в Черниговской губернии. 

Будучи смертельно больным, Некрасов пишет прощальный цикл стихотворений "Последние песни", с поразительной искренностью подводящий итог жизни поэта. 

Некрасов умер 27 декабря 1877 года по старому стилю, или 8 января 1878 года по современному календарю. 

 

Задания по произведениям Н.А. Некрасова