М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Роман "Обыкновенная история"

 

 

  

Лекция о романе "Обыкновенная история"


1. Каким был замысел романа "Обыкновенная история"?

2. Письменное задание. Используя цитаты (рекомендуемый объём каждой цитаты 50-70 слов), дайте ответы на вопросы:

А) Что представляет собой Александр Адуев в первой главе первой части романа?

Б) Каковы взгляды героя на любовь и дружбу?

В) Чего он ждёт от поездки в столицу?

3. Как описана мать Александра? Каких нравственных принципов придерживается Анна Павловна (часть первая, глава I)

4. Письменное задание. Как описаны усадьба Грачи и Петербург в восприятии Александра Адуева? Почему он разочаровывается в Петербурге? 

      Описание усадьбы Грачи             Описание Петербурга      
   
   

5. Как описан Пётр Иваныч Адуев во второй главе? Какие действия и слова Адуева-старшего позволяют судить о его характере?

6. Какой виделась Александру встреча с дядей? Почему Адуев-старший проявляет сдержанность при встрече с племянником?

7. Почему Пётр Иванович считает необходимым разрушить иллюзии племянника? Как Александр относится к дядиным «урокам»? (по главе II)

8. Какие изменения происходят в Александре через два года (глава III)?

9. Как проявляет себя герой в отношениях с Наденькой Любецкой (главы III-V)?

10. Почему Наденька разочаровалась в Александре? Была ли она, по вашему мнению, жестока с ним?

11. Как Адуев-старший отнёсся к любовным переживаниям племянника (глава VI)? На самом ли деле Александр любил Наденьку? 

12. Какую роль в жизни Александра сыграла тётя (часть вторая, глава I)? Счастлива ли она сама с Петром Ивановичем?

13. Какую характеристику даёт автор Юлии Тафаевой (часть вторая, глава III)? Какова её роль в сюжете романа и в судьбе Александра?

14. Каков характер взаимоотношений Александра с Юлией? Насколько изменилось представление Адуева-младшего о любви и о женщинах?

15. Что открыл в себе Александр, решившись на интригу с Лизой (часть вторая, глава IV)

16. Были ли в жизни Адуева-старшего романтические моменты? Что изменило его характер?

17. Можно ли сказать, что в эпилоге дядя и племянник меняются местами? С чем это связано?

18. Почему автор не определяет чётко своего отношения к героям романа и к их жизненным позициям?

19. В чём смысл названия романа? Обыкновенная ли история здесь рассказана?

20. Насколько современна «Обыкновенная история»?