М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Анализ фрагмента романа "Обыкновенная история". Демоверсия

         Юлия любила Александра ещё сильнее, нежели он её. Она даже не сознавала всей силы своей любви и не размышляла о ней. Она любила в первый раз – это бы ещё ничего – нельзя же полюбить прямо во второй раз; но беда была в том, что сердце у ней было развито донельзя, обработано романами и приготовлено не то что для первой, но для той романической любви, которая существует  в некоторых  романах, а не в природе, и  которая оттого всегда бывает несчастлива, что невозможна на деле. Между тем ум Юлии не находил в чтении одних романов здоровой пищи и отставал от сердца. Она не могла никак представить себе тихой, простой любви без бурных проявлений, без неумеренной нежности. Она бы тотчас разлюбила человека, – если б он не пал к её ногам, при удобном случае, если б не клялся ей всеми силами души, если б осмелился не сжечь и испепелить её в своих объятиях, или дерзнул бы,  кроме  любви, заняться другим делом, а не пил бы только чашу жизни по капле в её слезах  и поцелуях.

      Отсюда родилась мечтательность, которая создала ей особый мир. Чуть что-нибудь в простом мире совершалось не по законам  особого,  сердце  её возмущалось, она страдала. Слабый и без того организм женщины подвергался потрясению, иногда весьма сильному. Частые волнения раздражали нервы и, наконец, довели их до совершенного расстройства. Вот отчего эта задумчивость и грусть без причины, этот сумрачный взгляд на жизнь у многих женщин; вот отчего стройный, мудро созданный и совершающийся, по непреложным законам, порядок людского существования кажется им тяжкою цепью; вот, одним словом, отчего пугает их действительность, заставляя строить мир, подобный миру фата-морганы.

      Кто же постарался обработать преждевременно и так неправильно сердце Юлии и оставить в покое ум?.. Кто? А тот классический триумвират педагогов, которые, по призыву родителей, являются воспринять на своё попечение юный ум, открыть ему всех вещей действа и причины, расторгнуть завесу прошедшего и показать, что под нами, над нами, что в самих нас – трудная обязанность!

    Зато и призваны были три нации на этот важный подвиг. Родители сами отступились от воспитания, полагая, что все их заботы кончаются тем, чтоб, положась на рекомендацию добрых приятелей, нанять француза Пуле, для обучения французской литературе и другим наукам; далее немца Шмита, потому что это принято учиться, но отнюдь не выучиваться по-немецки; наконец, русского, учителя Ивана Иваныча.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. О какой героине идёт речь в этом отрывке? Что связывало Юлию и Александра Фёдорыча?
  2. Какие события в жизни Александра предшествовали отношениям с Юлией? Какую роль Юлия сыграет в судьбе Александра?
  3. На кого из персонажей романа похожа Юлия? В чём это сходство проявляется?
  4. Какие черты характера Юлии осложняли ей жизнь?
  5. Что можно сказать об авторском отношении к Юлии? Какими средствами автор выражает это отношение? Над чем иронизирует автор?
  6. На кого автор возлагает ответственность за формирование неверного мировоззрения? Кому адресовано осуждение в последнем абзаце?
  7. Какова смысловая и эмоциональная роль вопросов и восклицаний в данном фрагменте?
  8. Кто ещё из героинь русской литературы переживал подобный внутренний конфликт? Разрешим ли он?