М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Возникновение и периодизация древнерусской литературы

Нажмите на иллюстрации, чтобы увеличить.

Письменная литература на древнерусском языке (это общий предок русского, белорусского и украинского языков, существовавший в период с 5 по 14 века) появилась в 11 веке, вскоре после крещения Руси князем Владимиром. Её основу первоначально составили церковные книги, привезённые из Византии, и произведения устного народного творчества.

Возникновению письменной литературы на Руси предшествовало создание в 863 году братьями Кириллом и Мефодием славянской азбуки, существовавшей в двух вариантах алфавита: кириллицы и глаголицы. Кириллицей называют алфавит, составленный на основе греческой азбуки, и этим алфавитом мы пользуемся по сей день.

(Важно! Кирилл и Мефодий не имели непосредственного отношения к Руси: братья жили в городе Солуни - тогда это был город на территории Первого Болгарского царства, а ныне это город Салоники, Греция).



Глаголицей называют более древний славянский алфавит, функционально почти полностью совпадающий с кириллицей, но отличающийся начертанием букв. В сущности, содержательно кириллица составлена на основе глаголицы, а формально (с точки зрения начертания букв) - на основе греческого алфавита. 

С греческого языка Кирилл и Мефодий перевели книги, входящие в текст Библии: Евангелие (Благовествование) – повествование о жизни, учении, смерти и воскресении Иисуса Христа – и Апостол – повествование о деяниях учеников Христа. Когда спустя более чем 100 лет князь Владимир крестил Русь, эти книги первыми оказались на русской земле. Однако следует понимать, что Евангелие и Апостол - переводные книги, то есть написанные не на Руси и не русскими авторами, поэтому их отношение к древнерусской литературе является условным. 

 

В развитии древнерусской литературы выделяют два периода.

I. Киево-Новгородский период (10-12 века): исторический контекст.

Новгород Великий - первая столица Руси
9-10 века. В 862 году, согласно летописи, князь Рюрик (дата рождения неизвестна - год смерти 879) вместе с братьями Синеусом и Трувором основали Русское государство со столицей в Новгороде (согласно неточным историческим данным, тогдашний Новгород располагался не в границах современного города, а на территории Старой Ладоги, т.е. в 174 км от нынешнего Великого Новгорода).  

После смерти Рюрика с 879 по 912 годы Русью правил Олег Вещий (дата рождения неизвестна - год смерти 912), захвативший Киев и провозгласивший его в 882 году столицей Руси - "матерью городов русских". Именно во время правления Олега русское государство стало именоваться Киевской Русью – так стали называть добровольный союз русских княжеств под властью Киева. Олег - первый великий князь киевский. 


После легендарной смерти Олега Вещего правил сын Рюрика Игорь (878-945), погибший от рук племени древлян, затем княгиня Ольга, первой среди русичей принявшая христианство. После правил князь Святослав Игоревич. Сын Святослава Владимир, он же Владимир Великий (960-1015) в 988 году крестил Киевскую Русь.

Руины Херсонеса (ныне территория Севастополя), где принял крещение князь Владимир

11 век. Через четыре года после смерти князя Владимира киевский престол занял его сын Ярослав Мудрый (978-1054). Его просветительская политика, направленная на централизацию страны (основание Киево-Печерского и Юрьевского монастырей как центров грамотности, издание законов, укрепление государственности Руси) способствовала быстрому развитию древнерусской литературы. Именно при Ярославе были созданы первые летописные своды, написаны первые жития и религиозные книги. При дворе князя Ярослава Мудрого начинается работа по переводу с греческого языка богослужебных книг, житий и исторических хроник.

Митрополит Киевский Иларион (Ларион) Русин

Митрополит Иларион пишет первое собственно русское произведение«Слово о Законе и Благодати» (написано между 1037 и 1050), полное название "О законѣ Моисѣомъ данѣѣмъ, и о благодѣти и истинѣ Исусомъ Христомъ бывшии. И како законъ отиде, благодѣть же и истина всю землю исполни, и вѣра въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго, и похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхомъ и молитва къ Богу от всеа земли нашеа". Его автор митрополит Иларион раскрыл смысл Ветхого и Нового Заветов – двух частей Библии. По версии профессора Александра Ужанкова, "Слово о Законе и Благодати" было произнесено 25 марта 1038 года. Эту дату можно считать днём рождения письменной русской литературы.  

В 11 веке появляются и первые русские жития, написанные по образцу римских мартирологов - сказаний о христианских мучениках. 

Просвещённым князем был и наследник киевского престола князь Всеволод Ярославич (1030-1093), владевший пятью языками. (Отметим, что Всеволод правил вместе с братьями Изяславом и Святославом. Этот союз киевских князей получил в истории название "триумвират Ярославичей"). 

В период правления "триумвирата Ярославичей" начался процесс распада Киевской Руси и период междоусобных войн. В 1097 году на Любечском съезде шести князей было решено: «Каждый да держит отчину свою».

  • Святополку Изяславичу был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;
  • Владимиру Мономаху — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Олегу и Давыду Святославичам — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Давыду Игоревичу — Владимир-Волынский с Луцком;
  • Васильку Ростиславичу (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль.

Однако любечские решения были практически нарушены князьями Святополком Изяславичем и Давыдом Игоревичем, попытавшимися отобрать земли у князя Василька Теребовльского. В связи с этим в 1100 году был проведён Уветичский съезд (древний город Уветич - ныне село Витачов Киевской области), позволивший на время объединить усилия князей в борьбе с внешним врагом – племенами кочевников.

Владимир Мономах

12 век. Правление сына Всеволода – князя Владимира Мономаха (великий князь киевский 1113-1125) – стало периодом последнего непродолжительного укрепления Киевской Руси. Владимир Мономах проявил себя не только как мужественный, мудрый и гибкий политик, но и как писатель: ему принадлежат знаменитая проповедь «Поучение Владимира Мономаха», представляющая духовное завещание сыновьям, а также автобиографическое произведение «О путях и ловах». В годы правления Мономаха был создан крупнейший летописный свод «Повесть временных лет» и «Житие Феодосия Печерского», написанные монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Сын Мономаха князь Мстислав Великий продолжил политические традиции отца. Однако сразу после смерти Мстислава и передачи в 1132 году власти его брату Ярополку Киевская Русь окончательно распалась.

Москва времён Юрия Долгорукого
В 1147 году другой сын Владимира Мономаха, князь Юрий Долгорукий, основал Москву, где, согласно первому упоминанию в документах, угощал обедом князя Святослава Ольговича, отца князя Игоря, героя «Слова о полку Игореве». Юрий Долгорукий является также основателем Костромы, Переяславля-Залесского, Юрьева-Польского и Дмитрова.

Тема распада русских земель и мысль о необходимости единения князей перед угрозой внешних врагов звучит в самом значительном произведении древнерусской литературы – в «Слове о полку Игореве» (1187), повествующем о неудачном походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича в половецкую степь.

II. Период Московской Руси (13-17 века): исторический контекст 

Московский Кремль белокаменный
В 13 веке положение княжеств, входивших до недавнего времени в состав Киевской Руси, усугубилось в связи с нашествием монголо-татар в 1237-1241 годах, а затем в связи с агрессией немцев и литовцев, разбитых войсками Александра Невского. Князь, принявший монашество незадолго до смерти, был причислен к лику святых, и в 1263 году было написано «Житие Александра Невского».

Александр Невский
Победы русских войск в 14 веке при князе Дмитрии Донском (1350-1389), и в особенности Куликовская битва в 1380, укрепили политическую позицию русичей. Был построен белокаменный Кремль, а Москва стала претендовать на роль центра собирания русских земель, несмотря на временную потерю Тверского и Смоленского княжеств. Укрепление Москвы сопровождалось ослаблением Золотой Орды. 
Литература этого периода отражает постепенное возрождение Руси, объединение русских земель. Борьбе с монголо-татарами посвящены воинские повести «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Епифаний Премудрый создаёт «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского».

15 век отмечен дальнейшим политическим и экономическим укреплением позиций Москвы. Именно в 15 веке возникает идея Москвы как Третьего РимаМонголо-татарское иго продолжалось до 1480 года. Распад Золотой Орды определил успехи русских князей в преодолении власти монголо-татарских ханов. В годы правления Ивана III Великого (1440-1505) и сына его Василия III (1479-1533) завершился процесс расширения внешних границ великого княжества Московского за счёт других русских земель, не принадлежащих великому княжеству Литовскому. Основными этапами в этом направлении стало присоединение Новгородской республики (1478), Тверского великого княжества (1485), Псковской республики (1510) и Рязанского великого княжества (1521).

Тверской купец Афанасий Никитин совершает путешествие в Индию и описывает его в «Хождении за три моря»: это было первое не релегиозное и не историческое произведение древнерусской литературы, так как описывало торговое путешествие. Афансий Никитин посвящает свои записки описанию Кавказа, Крыма, Персии и особенно Индии, её культуре и обычаям. 

Иван Грозный
В 16 веке литература становится публицистичной. Её основная функция – регламентация духовной и бытовой жизни человека. На протяжении значительного времени в 16 веке Русью правил Иван IV Грозный (1530-1584), получивший в 1547 году титул царя. При Иване Грозном значительно расширились границы Русского государства за счёт присоединения Казанского и Астраханского ханств, а также сибирских земель. В годы правления Ивана Грозного архиепископ Макарий создаёт свод житий святых православной церкви под названием «Великие Минеи Четьи», предназначенные для ежедневного чтения. Главной книгой Руси становится написанный при Иване Грозном «Домострой» - свод наставлений и правил поведения в семье и обществе благочестивого человека.

Михаил Фёдорович - первый царь из династии Романовых

В 17 веке, после событий русской смуты и воцарения династии Романовых (1613). Первым царём из династии Романовых становится Михаил Фёдорович (1596-1645). Затем на престол вступит его сын Алексей Михайлович, он же Алексей Тишайший (1629-1676). Древнерусская литература в 17 веке отходит от религиозности и этикетности. Происходит секуляризация (обмирщение) литературы, то есть литература отходит от религиозных догм, становится светской, ориентирующейся на внерелигиозные нормы. Возникают новые жанры: сатирическая повесть и бытовая повесть. Усиливается авторское начало, в литературе появляется вымысел.

Например, в «Повести о Савве Грудцыне» звучит тема продажи души дьяволу. В «Повести о Горе-Злочастии» звучит тема судьбы человека. Феодальные порядки высмеиваются в «Повести о Ерше Ершовиче» и «Повести о Шемякином суде».

Появляются первые русские стихотворцы – Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, а также первый русский придворный театр в Ярославле. 

Лучшим памятником литературы 17 века считается первое автобиографическое произведение «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», посвященное движению раскольников-старообрядцев, не принявших реформы православной церкви при патриархе Никоне. Аввакум Петров, восставший против реформы, поддерживаемый боярыней Феодосией Морозовой, её сестрой Евдокией Урусовой, женой царя Алексея Михайловича Марией Ильиничной, был лишён сана, подвергнут анафеме, заключён в земляную тюрьму северного города Пустозёрска, где провёл пятнадцать лет, и в конце концов жестоко казнён вместе со своими единомышленниками.

Особенности и жанры древнерусской литературы