М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Житийная литература

Господь смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною,
дабы показать тебе, что не хлебом единым жив человек, но всяким словом,
исходящим из уст Божиих
Второзаконие; 8,3

Житие (агиография – с греч. «житие», а также наука, изучающая жития) – жанр древнерусской литературы, рассказ о жизни, страданиях и благочестивых подвигах людей, причисленных церковью к лику святых. В центре жития – жизнеописание святого, возвышенный образ стойкого борца за веру. Житие происходит от древнеримских мартирологов, повествовавших о христианских мучениках. Мартирологи, в свою очередь, сложились под влиянием Деяний апостолов (пятой книги Нового Завета). На Руси сложилось несколько условных разновидностей житий:
1) жития святых мучеников («Житие Бориса и Глеба»)
2) жития христианских подвижников («Житие Феодосия Печерского», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского»)
3) жития юродивых («Житие Василия Блаженного»)
4) жития православных князей («Житие Александра Невского»)
5) легендарные жития-повести («Повесть о Петре и Февронии Муромских»)
6) жития-автобиографии («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»).

Фрагмент картины Михаила Нестерова "Видение отроку Варфоломею"
Сергий Радонежский, в миру – Варфоломей (1314 – 1392), по свидетельству Епифания Премудрого, родился в селе Варницы близ Ростова в семье боярина Кирилла и жены его Марии. В возрасте семи лет Варфоломей вместе с братьями Стефаном и Петром были отданы учиться грамоте, однако отроку грамота давалась с трудом. Знакомство со Священным Писанием привело будущего святого к глубокой религиозности и стремлению к монашеской жизни. В 1328 году обедневшая семья переехала в город Радонеж (ныне село в 55 км от Москвы). Рано овдовевший Стефан, а вскоре и Варфоломей стали иноками Хотьково-Покровского монастыря. Однако Варфоломей стремился к пустынной жизни и, убедив Стефана, отправился с ним в глухой Радонежский бор, где братья построили деревянную церковь во имя Святой Троицы (1335). Стефан, не выдержав трудностей, вскоре ушёл в Богоявленский монастырь Москвы, а Варфоломей, призвав к себе игумена Митрофана, принял постриг под именем Сергия.

Преподобный Сергий в Радонежском бору

Вскоре к Сергию стали прибывать глубоко верующие крестьяне и князья, и к 1345 году образовался Троице-Сергиев монастырь (ныне – Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад в 70 км от Москвы). Сергий научил своих иноков жить только своим трудом, ни от кого не принимать подаяния, ввёл в своём монастыре строгие правила общинножития, которые впоследствии были приняты во всех русских монастырях. Именно Сергию удалось убедить русских удельных князей подчиниться власти князя московского Димитрия Иоанновича, благодаря чему к моменту Куликовской битвы Русь значительно укрепилась. Накануне битвы Димитрий Иоаннович (известный как Дмитрий Донской) поехал к Сергию просить благословения. Сергий благословил его, предрёк победу и дал в помощь двух иноков Пересвета и Ослябю. В 1389 году Сергий скрепил духовное завещание Димитрия Иоанновича, узаконившее передачу княжеской власти от отца к старшему сыну.

Троице-Сергиева лавра (г. Сергиев Посад)
25 сентября 1392 года Сергий Радонежский скончался, а спустя тридцать лет его мощи были обретены нетленными, и в 1452 году он был причислен к лику преподобных святых. Слово «преподобный» означает лик святости монахов, прославляемых за подвижническую жизнь. Ученики Сергия основали более 40 монастырей.

Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум Петрович (1620 – 1682) известен как один из первых и самых последовательных раскольников. Раскольники (старообрядцы) – это православные христиане, выступившие против церковной реформы, проведенной в 17 веке патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Задачей реформы было приведение русских церковных обрядов в соответствие с греческими и укрепление связи между самодержавием и духовенством. За сохранение старых обрядов Аввакум и его сторонники были готовы принять любое страдание, т.к. в церковной реформе они видели угрозу самобытности русского православия. Со стороны царя такое неприятие расценивалось как бунт против власти, поэтому раскольники подверглись суровым гонениям (кроме Аввакума, известными раскольниками были скорняк Лука, князь Иван Хованский, боярыня Феодосия Морозова, её сестра Евдокия Урусова – все они приняли мученическую смерть). Первая жена царя Алексея Мария Ильинична сочувствовала старообрядцам и даже сначала сумела спасти от казни непокорного протопопа.

Фрагмент картины Василия Сурикова "Боярыня Морозова"

В необходимости реформы Аввакума пытались убедить русские и греческие церковные деятели, но безуспешно. Аввакум был лишён сана, подвергнут анафеме и заключён сначала в темницу Никольского монастыря, а затем провёл 15 лет в земляной тюрьме Пустозёрска, расположенного на берегу Северного Ледовитого океана. Именно там Аввакум написал более восьмидесяти своих произведений.

Темница Аввакума

В основу автобиографического жития Аввакум положил идею свободы совести и свободы выбора убеждений. «Мой Христос, – пишет Аввакум, – не приказал нашим апостолам так учить, еже бы огнём, да кнутом, да виселицею в веру приводить». Самого себя протопоп называет грешником, плачет о своём несовершенстве. В этом принципиальное отличие жития Аввакума от жития традиционного: образ героя здесь не идеализируется, ему свойственны заблуждения и ошибки. Самообвинения Аввкаума отнюдь не снижают его образа: это результат силы духа и совести. Сочинения Аввакума охрана пустозёрской тюрьмы тайно передавала на волю, за счёт чего множилось число сторонников протопопа. Официальная церковь была напугана этим, поэтому 14 апреля 1682 года Аввакум и трое его единомышленников были сожжены.