М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Евгений Иванович Замятин (1884-1937)

 

Вредная литература полезнее полезной. Она утопична, нелепа, она права через полтораста лет.
Е.И. Замятин

...страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя.
"Литературная газета", 1929
 

 

Задания по роману "Мы"

В истории литературы Замятин навсегда останется автором первой в мире антиутопии, так как именно вслед за ним написали свои знаменитые антиутопии Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл и Рэй Брэдбери, хотя сам термин "антиутопия" появится лишь через 15 лет после смерти писателя. Имя Замятина обычно ассоциируют с романом "Мы", несмотря на то, что ему принадлежат ещё шесть повестей и несколько десятков рассказов. 

Замятин родился 1 февраля 1884 года в Лебедяни Тамбовской губернии в семье священника и пианистки. Окончил Воронежскую гимназию с золотой медалью, хотя успехи в области словесности были намного очевиднее, чем в области математики. Именно по причине трудностей в освоении точных наук Замятин решает стать инженером-кораблестроителем и заканчивает соответствующий факультет Петербургского политехникума.

Со студенческих лет участвует в революционном движении. Вступает в РСДРП(б), в которой пробудет до 1908 года. Подвергается арестам и высылкам, однако живёт в Петербурге на нелегальном положении. Во время высылки в Лахту (тогда пригород Петербурга, ныне район города) пишет свою первую повесть "Уездное", привлекшую внимание Горького и принесшую известность Замятину. Вторая повесть - "На куличках" - также получает одобрение критиков. 

Во время Первой мировой войны занимает антивоенную позицию, понимаемую в то время как позиция антипатриотическая, поэтому Замятина ссылают в Кемь. По завершении ссылки уезжает в командировку в Лондон в качестве кораблестроителя, участвует в проектировании всемирно известного ледокола "Ленин" (первоначальное название "Святой Александр Невский"). В Лондоне же пишет сатирическую повесть "Островитяне", где в иронической форме описывает нравы и быт англичан. 

Писатель возвращается в Россию в сентябре 1917 года, после Февральской революции. Оставаясь социалистом по убеждениям, Замятин, тем не менее, после Октябрьской революции критикует правительство Ленина, занимая по отношению к новой власти практически ту же позицию, что и Горький в "Несвоевременных мыслях". В 1919 году подвергался аресту по подозрению в связях с левыми эсерами, устроившими в Петрограде антибольшевистские выступления.  

В 1920 году пишет своё главное произведение - роман-антиутопию "Мы", который представляет собой описание жизни государства далёкого будущего, где жёстко регламентирована жизнь человека. При этом сам человек ощущает себя счастливым и защищённым, пребывая в ситуации абсолютной несвободы. Жители Единого государства лишены индивидуальных чувств и собственного мнения - они лишь детали огромной государственной машины. Руководитель государства - Благодетель - ежегодно "избирается" всеми жителями единогласно. В замятинском Едином государстве человек лишён имени - ему присваивается уникальный "нумер". За каждым жителем закрепляются определённые  обязанности. Взамен государство обеспечивает своего подданного одинаковой одеждой ("юнифой"), жильём, нефтяной пищей и даже половой жизнью, которая со стороны государства регламентируется и контролируется. Интригу романа составляет любовь главного героя, от лица которого ведётся повествование, к женщине и, как следствие, осознание себя личностью. 

Роман получил известность благодаря тому, что в нём увидели пародию на идею коммунизма, на идею построения общества, в котором все будут одинаково счастливы. В образе Благодетеля видели намёк на Сталина, а зелёную стену, которой отделено Единое государство от остального мира, ассоциировали с "железным занавесом". Однако такая трактовка романа является заблуждением: роман "Мы" написан за два года до образования СССР и задолго до прихода Сталина к власти, поэтому произведение не является ни антисоветским, ни антисталинским. Так получилось, что писатель предугадал тенденции развития будущего советского государства. Но изначально сатира романа была связана с идеями футуристов (в частности, Велимира Хлебникова) объединения всего человечества на основе математической цивилизации, технического прогресса, мировой революции. 

Антиутопия - это жанр, отрицающий утопию. Утопия, как известно, была придумана Томасом Мором в 1516 году: Утопией назывался остров, на котором расположилось идеальное государство. Произведение Мора, впрочем, носило сатирический характер. С тех пор название острова стало нарицательным и обозначает особый жанр литературы, предполагающий моделирование "наилучшего устройства государства". В 1602 году итальянский философ Томазо Кампанелла написал утопический трактат "Город Солнца", где описал просвещённое и справедливое, по его мнению, государство, в котором нет семей и частной собственности, а следовательно, нет и множества пороков. 

Антиутопия по форме напоминает утопию, но содержит прямо противоположный смысл. Если для утопии характерна статичность, то для антиутопии - динамичность, причём динамичность в отрицательном направлении. В антиутопии показан кризис идеального государства, выявляются негативные последствия попытки построить такое государство. Наука и техника, поставленные на службу человеку, становятся средством его порабощения. Идея всеобщего счастья оборачивается противоположностью. Финал антиутопии, как правило, пессимистичен. 

Вслед за романом "Мы" были написаны такие всемирно известные антиутопии, как "О дивный новый мир!" Олдоса Хаксли, "1984" Джорджа Оруэлла, "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери. Эти произведения западных авторов во многом жёстче и глубже замятинского романа. Однако первенство в жанре антиутопии навсегда сохранилось за русским писателем.  

Беспрецедентный случай в истории литературы: первая публикация романа, написанного по-русски, состоялась в 1924 году в Нью-Йорке на английском языке. Затем были опубликованы чечшский и французский переводы. И только в 1952 году в США роман "Мы" впервые был напечатан на русском языке. В СССР роман не публиковался до 1988 года.

Несмотря на то что к публикации "Мы" за границей Замятин не имел отношения, в советской печати его жёстко критиковали. Он пишет письмо Сталину с просьбой отпустить его за границу. При поддержке Горького писатель получает такое разрешение и, не лишаясь советского гражданства, едет сначала в Ригу, затем в Берлин и окончательно поселяется в Париже. И снова беспрецедентный случай: в 1934 году фактического эмигранта Замятина принимают в Союз писателей СССР, и в 1935 году он именно в качестве советского писателя принимает участие в антифашистском конгрессе. 

После тяжёлой болезни Замятин умер 10 марта 1937 года и похоронен на одном из парижских кладбищ. Рядом с ним была похоронена и его жена Людмила Усова.