М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Максим Горький (1868-1936)

 

 

Горького читал с очень большим удовольствием. И сам читал, и другим давал.
В.И. Ленин

 

Всемирно известный под псевдонимом "Максим Горький" русский прозаик, драматург, поэт, основоположник русского неоромантизма и социалистического реализма, руководитель издательства "Всемирная литература", создатель Союза писателей СССР Алексей Максимович Пешков (1868-1936) родился в Нижнем Новгороде в семье столяра Максима Савватиевича Пешкова, происходившего из семьи разжалованного офицера. В возрасте 31 года отец будущего писателя внезапно умер от холеры, и мать, Варвара Васильевна Каширина, вторично вышла замуж, но тоже вскоре умерла от чахотки (туберкулёза). Так 11-летний Алексей остался сиротой. Экономный до патологической жадности дед будущего писателя отказался содержать внука и отдал его "в люди".

Мальчику, не получившему даже начального образования и лишь научившемуся читать благодаря деду, придётся в течение многих лет перебиваться случайными заработками. Странствуя по Российской империи, он сменит профессии помощника продавца в магазине, мойщика посуды на пароходе, пекаря, иконописца, сторожа, весовщика.

Попытка в 1884 году поступить в Казанский университет не удастся, и вплоть до 1891 года будущий писатель остаётся на подённой работе, свободное время посвящая чтению. В 1880-е годы особое место в его читательских интересах занимают немецкие философы: Карл Маркс, Фридрих Ницше, Артур Шопенгауэр. Знакомство с их трудами формирует сознание юного Алексея Пешкова, который твёрдо решает стать писателем.

Личная жизнь 

В 1896 году Горький женится на Екатерине Волжиной. Это станет единственным официальным браком писателя. Через год у них родится сын Максим, скончавшийся в 1934 году при странных обстоятельствах. Внучка Горького Марфа Максимовна выйдет замуж за Серго Берия - сына Лаврентия Берия.

Несмотря на то, что развод с Екатериной Волжиной-Пешковой Горький не оформит, с 1903 по 1919 годы будет фактически жить с актрисой Марией Андреевой и усыновит её детей. 

 

 

Неоромантизм Горького

В 1892 году в тифлисской газете "Кавказ" под псевдонимом "Максим Горький" публикуется рассказ "Макар Чудра", и  24-летний Пешков-Горький буквально врывается в русскую литературу, сразу обретая писательскую славу.

Созданию рассказа предшествовало общение Горького в Тифлисе (Тбилиси) с молодым революционером Александром Калюжным. Он и рассказал писателю историю о любви двух цыган. Сам же Калюжный посоветовал Горькому эту историю записать и опубликовать. 

 

Первый рассказ Горького поразил читателей своей исключительностью во всём: от выбора героя и сюжета до стиля и композиции.Героем рассказа внезапно оказывается нетипичный для русской литературы цыган, одновременно выступающий в роли рассказчика. А основой для сюжета становится история яркой, сильной, страстной любви двух сильных людей - Радды и Лойко Зобара, причём история эта, рассказанная Макаром, служит иллюстрацией к его рассуждениям о свободе как абсолютной ценности для человека. В ситуации жёсткого выбора между любовью и свободой оба героя выбирают последнее и трагически гибнут. 

Поражает многотемность небольшого по объёму рассказа:

  • любовь показана как сильное и опасное для человека чувство;
  • свобода - высшая ценность для героев рассказа; ради неё они готовы убить или умереть, и автор не осуждает их за страстную жажду свободы;
  • природа: южные пейзажи обрамляют рассказ, вписывают человека в бесконечность степных просторов, что семантически соотносится с беспредельным стремлением к свободе; 
  • необычные нравы и быт цыган: герои живут в кочующем таборе, воровство здесь почитается за удаль и доблесть, роль женщины - любовница, убийство - не преступление, а долг чести. 

Устами Макара Чудры писатель высмеивает обыденность и нравственное рабство, в котором пребывает большинство людей. Рассуждения Макара - ключ к идее всего рассказа. Образ рассказчика очень важен, поэтому сам рассказ имеет рамочную композициюТакая композиция позволяет воссоздать медитативную атмосферу юга России, вписать основной сюжет в контекст философствований самого старика Чудры. 

Тогда же, в 1892 году, написана поэма "Девушка и Смерть" (опубликована в 1917), о которой Сталин в 1931 году скажет: "Эта штука сильнее, чем "Фауст" Гёте!". Поэма, состоящая из семи частей, в легендарной манере объясняет, почему любовь и смерть всегда ходят рядом. 

Так в русской литературе появился неоромантизм - течение, уже известное к тому времени на Западе (Жюль Верн, Джек Лондон, Роберт Стивенсон) и в известном смысле противостоящее критическому реализму. В произведениях неоромантизма - как правило, приключенческих - обычный человек может попасть в необычные обстоятельства и совершить подвиг, проявить неожиданные для него самого качества характера. 

В центре неоромантического произведения часто стоит гордая и сильная свободолюбивая личность, в которой авторы подчёркивали обычно одну яркую черту характера. Русский читатель, уставший от рефлексирующих слабовольных интеллигентов, жадно зачитывается неоромантическими рассказами Горького: "Челкаш", "Бывшие люди", "Супруги Орловы", а чуть позже - написанными речитативом "Песней о Соколе" и "Песней о Буревестнике". Вслед за Фридрихом Ницше Горький считал, что сильный человек имеет право быть вне морали, имеет право находиться "по ту сторону добра и зла". Подвиг такой личности - в умении сопротивляться общему течению жизни. Всё это резко выделяло произведения Горького из привычной для читателя рубежа 19-20 веков русской классики.  

Особое место среди ранних рассказов Горького занимает "Старуха Изергиль". Рассказ написан под впечатлением от путешествия Горького по Бессарабии (территория между реками Днестр и Прут, ныне занимаемая Молдавией и частью Одесской области). Горький точно отмечает место: "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии": Аккерман - турецкое название города-крепости Белгород-Днестровский, расположенного в месте впадения Днестра в Чёрное море. 

Размышляя о роли человека в собственной судьбе и в судьбе других, Горький в 1894 году пишет этот рассказ. Как и в "Макаре Чудре", он использует рамочную композицию: рассказчицей здесь выступает заглавная героиня. Её рассказ начинается на фоне величественной картины южной ночи. Эпизодические персонажи рассказа - простые, но сильные и благородные люди.

Три истории, рассказанные Изергиль, укладываются в концепцию Ницше о трояком зле, высказанную в книге "Так говорил Заратустра": себялюбии, сластолюбии и властолюбии. Три истории - Ларры, самой Изергиль и Данко - иллюстриуют рассуждения старухи о том, ради чего стоит жить.

Себялюбец Ларра, гордый и жестокий сын орла и обыкновенной женщины, живёт вне людей исключительно для себя. Ларра - воплощение бездуховности. Отвергнутый обществом, он ищет смерти, но не находит её. Бессмертие - его наказание. Через тысячу лет от Ларры остаётся только безутешная тень.

Любившая собственные удовольствия Изергиль вспоминает молодость: будучи красавицей и авантюристкой, она много путешествовала и многих мужчин любила. Но любовь для Изергиль - только наслаждение, поэтому своих возлюбленных она легко бросала и уходила к другим. Её позиция - жить с людьми, но для себя. Теперь она очень стара и одинока. 

Любивший людей Данко спасает своё племя от гибели, освещая им путь своим горящим сердцем. Смерти Данко никто не замечает, о спасителе люди быстро забывают, а какой-то осторожный человек наступает на пылающее сердце Данко, и от сердца остаются только искры. 

Любить себя, любить других или любить само чувство любви - независимо от выбора человек в итоге остаётся одиноким или непонятым. В целом рассказ о том, что человек должен принадлежать чему-то большему, чем он сам, - только тогда можно осознать свою роль и своё призвание. 

 

 Первый роман

Всего в творческом наследии Горького пять романов: "Фома Гордеев", "Трое", "Мать", "Дело Артамоновых" и "Жизнь Клима Самгина". 

В 1899 году Горький создаёт свой первый роман "Фома Гордеев", посвящённый теме судьбы человека, выросшего в среде русского купечества, но решающегося на жёсткий и бескомпромиссный конфликт с миром несправедливости, жестокости, социального неравенства. Объявленный сумасшедшим, бывший владелец крупного состояния Фома Гордеев оказывается на социальном дне, выпрашивая похлёбку в доме для нищих, построенном на деньги его отца. 

Роман посвящён А.П. Чехову, хотя самому Чехову "Фома Гордеев" не понравился: «"Фома Гордеев" написан однотонно, как диссертация. Все действующие лица говорят одинаково; и способ мыслить у них одинаковый. Все говорят не просто, а нарочно; у всех какая-то задняя мысль; что-то не договаривают, как будто что-то знают; на самом деле они ничего не знают, а это у них такой façon de parler — говорить и не договаривать"

В 1900 году Горький знакомится с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым, активно участвует в работе издательства писателей-реалистов "Знание". 

 

 

Драма "На дне" (1902)

В 1901 году Горький обращается к драматургии. В письме К. Пятницкому писатель сообщает, что задумал цикл из четырёх драм, каждая из которых будет посвящена изображению определённого слоя русского общества. Так появится первая пьеса "Мещане", уровень которой Чехов определил как "гимназический". 

В 1902 году написана вторая драма Горького, принесшая ему всемирную славу, - "На дне".

Ещё на стадии создания драмы Горький отмечал: "Это будет страшно". Первоначально пьеса называлась "Без солнца", "Ночлежка", "На дне жизни". К окончательному варианту названия Горький пришёл благодаря совету его друга, писателя Леонида Андреева. За постановку пьесы "На дне" взялся знаменитый режиссёр Московского художественного театра К.С. Станиславский, сам сыгравший в спектакле роль Сатина. Премьера имела оглушительный успех, а первое издание пьесы отдельной книгой огромным тиражом в 75.000 экземпляров разошлось за две недели. До пьесы "На дне" ни одно произведение русской литературы не пользовалось таким успехом

Пьеса "На дне", действие которой происходит в петербургской ночлежке для бывших воров, проституток, чернорабочих, на первый взгляд, перенаселена персонажами. Однако Горькому важно не только проследить тот путь, который привёл каждого из них на "дно", но и проанализировать жизненную философию антигероев "дна". 

Большинство обитателей петербургской ночлежки - люди, смирившиеся со своим положением на "дне". И всё же среди этих опустившихся людей находятся те, кто рад был бы начать новую жизнь (Актёр, Настя, Пепел, Анна), но не знает, как это сделать. С этим состоянием персонажей связаны и строки песни, которую исполняют ночлежники: "Мне и хочется на волю - цепь порвать я не могу".

Ночлежка - последнее пристанище для "бывших людей". Здесь оказываются и слесарь Клещ, и разорившийся дворянин Барон, и торговка Квашня, и проститутка Настя, и вор Пепел, и алкоголик Актёр, и убийца и каточный шулер Сатин. Их всех уравнивает положение отбросов общества. 

Конфликт драмы многогранен.

  • Этический конфликт обозначен двумя полюсами внутри ночлежки: содержатель ночлежки, алчный по сути, но богобоязненный на словах Костылев противопоставлен бесправным обитателям "дна". Их несчастье - источник дохода Костылева. 
  • Социальный конфликт вынесен за пределы сцены: он уже в прошлом, нынешнее положение ночлежников - результат их ошибок.
  • Есть в пьесе и любовный конфликт: жена Костылева Василиса изменяет мужу с Васькой Пеплом, но в ночлежке появляется Наташа, и Пепел бросает Василису. С Наташей Пепел связывает надежду на новую жизнь, но этим надеждам сбытья не суждено. Зато Василиса достигает всех своих целей: убийство Пеплом Костылева избавляет её и от опостылевшего мужа, и от бывшего любовника, она мстит сопернице, как бы случайно опрокидывая ей самовар с кипятком на ноги, становится полновластной хозяйкой ночлежки. 
  • Философский конфликт связан с основным вопросом драмы: что лучше - истина и сострадание? В этом смысле закономерно противопоставление центральных персонажей пьесы, Сатина и Луки. Что лучше для отчаявшихся людей: беспощадная правда Сатина или утешительная ложь Луки? В самой драме окончательного ответа на этот вопрос нет. Трагический нерв этого конфликта - надежда, которую Актёр сначала обретает благодаря Луке, а затем утрачивает после жестокой отповеди Сатина. Кто виноват в самоубийстве Актёра: давший призрачную надежду на исцеление от алкоголизма Лука или отнявший эту надежду Сатин? На этот вопрос в драме тоже нет однозначного ответа. 

Горький уже в советскую эпоху писал: «…Есть ещё весьма большое количество утешителей, которые утешают только для того, чтобы им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. Самое дорогое для них именно этот покой, это устойчивое равновесие их чувствований и мыслей. Затем для них очень дорога своя котомка, свой собственный чайник и котелок для варки пищи... Утешители этого рода — самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому и самые вредоносные. Таким утешителем должен был быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким».

Именно на этом высказывании и базировалось бывшее долгие годы господствующим понимание пьесы как обличения «утешительной лжи» и дискредитации «вредного старичка». Однако объективный смысл пьесы сопротивляется такому толкованию: Горький нигде не дискредитирует образа Луки художественными средствами — ни в сюжете, ни в высказываниях симпатичных ему персонажей. Ехидно посмеиваются над Лукой лишь озлобленные циники: Бубнов, Барон, отчасти Клещ. Не принимает ни Луки, ни его философии хозяин ночлежки Костылев. Сохранившие же «душу живу» — Настя, Анна, Актер, Татарин — чувствуют в нём очень нужную им правду — правду участия и жалости к человеку. Даже Сатин, который как будто бы должен быть идейным антагонистом Луки, и тот заявляет: «Дубьё… молчать о старике! Старик — не шарлатан. Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Да и в сюжете Лука проявляет себя лишь с самой хорошей стороны: по-человечески говорит с умирающей Анной, старается спасти Актёра и Пепла, слушает Настю и т. п. Из всей структуры пьесы неизбежно вытекает вывод: Лука — носитель гуманного отношения к человеку, и его ложь иногда нужнее людям, чем унижающая правда. 

 

Горький - академик и почти сразу не академик. В 1902 году - сразу после выхода пьесы "На дне" - Горького избирают почётным академиком Императорской академии наук, однако это избрание царское правительство тут же аннулирует. Причина - участие в марксистских кружках и тайный надзор полиции. В знак протеста писатели А.П. Чехов и В.Г. Короленко отказались от званий почётных академиков. 

Горький и в самом деле симпатизировал революционным настроениям. Писатель вступает в РСДРП (для тех, кто не знает, это расшифровывается как Российская социал-демократическая рабочая партия, впоследствии - Всесоюзная коммунистическая партия большевиков - ВКП(б), затем - Коммунистическая партия Совесткого Союза - КПСС). Знакомится с В.И. Лениным. После январских событий 1905 года Горького арестовывают и заключают в Петропавловскую крепость по подозрению в революционной деятельности, однако под давлением общественности, в особенности известных европейских писателей Генриха Гауптмана и Анатоля Франса, освобождают под залог. 

С 1906 по 1913 годы Горький вместе с гражданской женой Марией Андреевой живёт за границей - сначала в Америке, затем в Италии. Проживание за границей было связано с двумя причинами: во-первых, Горький стал считаться политически неблагонадёжным, что грозило очередным арестом; во-вторых, южный климат необходим был писателю в связи с обострением туберкулёза.

"Очень своевременная книга" (Ленин - о романе "Мать"). В 1907 году публикует "Мать" - первый роман, написанный методом социалистического реализма. Роман был задуман Горьким давно, и революционные события в России лишь ускорили его создание. Роман о молодом рабочем Павле Власове и его матери, посвящённый борьбе пролетариев за свои права, по сути представлял собой переосмысление христианских идей, поэтому был назван "Евангелием социализма", хотя содержание романа сводится отнюдь не только к социально-политическим идеям.

Возвращение в Россию. В 1913 году, в связи с 300-летием правления династии Романовых, объявляется политическая амнистия, что позволяет Горькому вернуться в Россию и поселиться в Санкт-Петербурге. Пишет цикл рассказов "По Руси" и автобиографическую трилогию: "Детство", "В людях", "Мои университеты" (последняя часть трилогии будет опубликована в 1923 году).

В 1917 году приветствует Февральскую и Октябрьскую революции, однако к политическим методам большевиков относится критически, что находит своё отражение в цикле статей "Несвоевременные мысли". Название этого цикла, запрещённого к публикации вплоть до распада СССР, являлось перелицовкой заглавия одной из философских работ философа Ф. Ницше - "Несвоевременные размышления". Статьи, составившие цикл, Горький публикует в газете "Новая жизнь" с подзаголовком "Заметки о революции и культуре".

Снова почти эмиграция. Идеологические разногласия с властью большевиков стали одной из причин нового отъезда Горького за границу. Согласно официальной версии, Ленин настоял на необходимости пройти Горькому курс лечения. В 1921 году писатель уезжает из России. Живёт сначала в Хельсинки, затем в Берлине и Праге. С 1924 по 1932 годы живёт в Сорренто (Италия). Публикует воспоминания о Ленине и роман "Дело Артамоновых".

"Крупнейшее по размерам, а не по достоинствам" (Г. Адамович) произведение Горького. В 1925 году начинает писать большой роман-эпопею "Жизнь Клима Самгина", над которым будет работать до конца жизни. В романе-эпопее, где прослеживается сложный путь русского интеллигента, считающего себя "жертвой истории", показана жизнь России четырёх десятилетий - с 1880 по 1918 годы. Несмотря на то, что роман не был дописан, он стал самым крупным произведением русской литературы, опередив по объёму "Войну и мир" Толстого: в произведении около 1600 страниц, более 800 персонажей. Значительную часть романа-эпопеи занимают дискуссии на социально-политические и морально-этические темы, в идейных спорах героев звучат имена 70 знаменитых философов, политиков и писателей (например, более 100 раз упоминаются Лев Толстой, Фёдор Достоевский и Леонид Андреев). К 1928 году, когда были опубликованы первые две части "Жизни Клима Самгина", Горький был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, однако не получил её.

 Горький и Сталин

Роман "Жизнь Клима Самгина" Горький посвятит своей новой гражданской жене Марии Будберг: с ней, секретарём издательства "Всемирная литература", он познакомится в 1920 году и уедет за границу в 1921-м. Разрыв с М. Будберг состоится в 1933 году, однако она приедет из-за границы на похороны писателя. 

М. Горький, Л.М. Каганович, К.Е. Ворошилов и И.В. Сталин на трибуне Мавзолея

Back in USSR. В 1928 году по личному приглашению И.В. Сталина писатель приезжает в СССР и совершает пятинедельную поездку по стране. Посещает Курск, Харьков, Крым, Ростов-на-Дону и Нижний Новгород, восхищается достижениями социалистического строительства. Результатом поездки становится цикл очерков "По Советскому Союзу". 

В 1929 году приезжает в СССР во второй раз, посещает Соловецкий лагерь особого назначения и отмечает хорошую организацию работы по перевоспитанию заключённых. В 1932 году окончательно возвращается в СССР, по распоряжению Сталина получает в пользование двухэтажный дом в центре Москвы и дачу в Крыму. Основывает журнал "Литературная учёба", возобновляет издание основанной Пушкиным "Литературной газеты". Начинает подготовку к созданию единого Союза писателей СССР. 

Плакат, посвящённый открытию Первого съезда советских писателей

В 1934 году на Первом съезде советских писателей избирается председателем СП СССР. 

18 июня 1936 года Горький умер в Кремлёвской больнице от последствий простуды и заболеваний сердца. Несколько раз после смерти Горького возникали слухи о его отравлении, однако убедительных доказательств представлено не было. Писателя похоронили в Кремлёвской стене. 

Евгений Замятин в статье по поводу смерти писателя отмечал: "В июне 1936 года Алексей Пешков умер, Максим Горький остался жить". 

 

Задания по произведениям М. Горького