М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Литературный процесс 1917-1934 гг.: от Октябрьской революции до I съезда советских писателей

Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красный был – белым стал:
Смерть побелила.
М.И. Цветаева
 
Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.
Б.Л. Пастернак

 

На фото: РАППовцы

 

Революция октября 1917 года, гражданская война, а затем приход к власти большевиков остро поставил вопрос, сформулированный Максимом Горьким: «С кем вы, мастера культуры?» (так называлась статья писателя, опубликованная в 1932 году). Иными словами, речь  шла об отношении писателей к новой власти и о готовности с ней сотрудничать.

СОГЛАСИВШИЕСЯ. О готовности сотрудничать с Советской властью практически сразу заявили авторы, приобретшие известность к 1917 году:

  • М. Горький, 
  • А.А. Блок (в статье «Интеллигенция и революция» он призывал «всем сознанием» слушать «музыку революции»),
  • В. Я. Брюсов, вступивший в 1920 году в ряды ВКП (б),
  • А.С. Серафимович,
  • С.А. Есенин,
  • В.В. Маяковский.

ЭМИГРАНТЫ. Многие крупные писатели, не признав новой власти и восприняв Октябрьскую революцию как катастрофу для России, составили «первую волну» русской эмиграции:

  • И.А. Бунин (передавший впечатления от революционных лет в книге «Окаянные дни»),
  • А.И. Куприн (вернётся в СССР в 1937 году),
  • А.Н. Толстой (вернётся в СССР в 1923 году),
  • В.В. Набоков,
  • Б.К. Зайцев,
  • А.Т. Аверченко,
  • Саша Чёрный,
  • Д.С. Мережковский,
  • З.Н. Гиппиус,
  • К.Д. Бальмонт,
  • В.Ф. Ходасевич,
  • А.М. Ремизов,
  • И.С. Шмелёв,
  • Е.И. Замятин,
  • М.И. Цветаева (вернётся в СССР в 1939 году)

и многие другие.

ПОПУТЧИКИ: НЕ УЕХАЛИ, НО И НЕ СОГЛАСИЛИСЬ. Некоторые писатели не определили своего отношения к Советской власти, но остались на родине (их называли «попутчиками»):

  • А.А. Ахматова,
  • М.А. Волошин,
  • М.М. Пришвин,
  • И.Г. Эренбург,
  • Л.М. Леонов,
  • Б.А. Пильняк,
  • А. Белый.

ПОЛУЧИВШИЕ ИЗВЕСТНОСТЬ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ. В начале 1920-х годов с фронтов гражданской войны возвращаются те, кому суждено будет стать известными писателями:

  • Д. Фурманов,
  • Вс. Иванов,
  • М.М. Зощенко,
  • К.А. Федин,
  • И.Э. Бабель,
  • М.А. Булгаков.

Идейной основой для формирующейся советской литературы стала статья В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература»

Одной из ведущих в литературе этого периода становится тема интеллигенции и революции, интеллигенции и гражданской войны. Она звучит в таких крупных произведениях, как «Конармия» Исаака Бабеля, «Разгром» Александра Фадеева, «Как закалялась сталь» Николая Островского, в первой части «Тихого Дона» Михаила Шолохова. Наиболее объективно эта тема представлена у Бабеля в цикле рассказов «Конармия», где выражение  авторской позиции сведено к минимуму, но показана жестокость гражданской войны, нравственная деградация людей, вынужденных убивать друг друга. Поэтому история гражданской войны для главного героя и рассказчика «Конармии» Кирилла Лютова – это «летопись будничных злодеяний».

В произведениях Фадеева и Островского тема интеллигенции и революции дана с так называемых «классовых» позиций, когда положительному «пролетарскому» герою противопоставляется колеблющийся, мечущийся, склонный к предательству интеллигент, не понимающий до конца смысла революционной борьбы.

 

Литературный процесс этого периода определяется не только разделением писателей на «своих», «чужих» и «своих, но не очень», но и  борьбой различных литературных объединений, каждое из которых придерживалось своих взглядов на задачи литературы.

  1. РАППРоссийская (позднее – Всесоюзная) ассоциация пролетарских писателей. Возникла в 1920 первоначально как литературное объединение «Кузница», затем – «Октябрь»; окончательно сформировалась к 1925 году. Объединяла более 4 тысяч человек. Активные представители: Дмитрий Фурманов (1891 – 1926), Владимир Киршон (1902 – 1938), Семён Родов (1893 – ?), Герман Лелевич (1901 – 1945; настоящие имя и фамилия Лабори Калмансон), Леопольд Авербах, позже – Александр Фадеев (1901 – 1956). РАППовцы выступали за создание так называемой «пролетарской» литературы и противопоставляли ей литературу «непролетарскую», к коей относили всё классическое наследие. При этом непролетарская литература мыслилась как нечто ненужное и отжившее своё время. Писатель, по их мнению, должен служить политике Коммунистической партии и являться орудием организации пролетарских масс. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, Максим Горький, А. Н. Толстой и другие. Издавали журнал «На посту» («На литературном посту»).
  2. «Перевал» – литературное объединение, возникшее в Москве в 1923 и просуществовавшее до 1932 года. Лидер объединения – Александр Воронский (1884 – 1937). Активные представители: Артём Весёлый (1899 – 1938; настоящие имя и фамилия – Николай Кочкуров), Михаил Светлов (1903 – 1964; настоящая фамилия – Шейнкман), Михаил Пришвин (1873 – 1954), Андрей Платонов (1899 – 1951; настоящая фамилия – Климентов) и другие. «Перевальцы» занимали идейную позицию, прямо противоположную РАППовской. Главными ценностями в литературе считали искренность и эстетическую культуру. Творчество пролетарских писателей оценивалось «Перевалом» как бескрылый бытовизм, «примитивное направленчество», «красная халтура». Задачей творчества перевальцы ставили «раскрытие внутреннего мира» и «его новое эстетическое оформление». Художественное творчество перевальцы толковали как сверхразумный, интуитивный, стихийно-эмоциональный, в основном подсознательный процесс. Сам художник представлялся исключительной личностью, не связанной с практикой какого-либо общественного класса. Издавали журнал «Красная новь».
  3. «ЛЕФ» «Левый фронт искусств», объединение писателей и художников, существовавшее в Москве и в Одессе с 1922 по 1929 гг. Участники: Владимир Маяковский (1893 – 1930), Николай Асеев (1889 – 1963), Осип Брик (1888 – 1945), Семён Кирсанов (1906 – 1972), Борис Пастернак (1890 – 1960), Василий Каменский (1884 – 1961). Отстаивали идею искусства как «жизнестроения» и теорию «социального заказа», пытались обосновать необходимость поэтического служения материальным интересам рабочего класса и социалистической революции. Издавали газету «Искусство коммуны» и журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ».
  4. «ЛЦК» «Литературный центр конструктивистов». Литературное объединение, идйно близкое к ЛЕФу, созданное Ильёй Сельвинским (1899 – 1968) и просуществовавшее с 1923 по 1930 гг. Участники объединения: Вера Инбер (1890 – 1972), Владимир Луговской (1901 – 1957), Борис Агапов (1899 – 1973). Термин «конструктивизм» первоначально возник в архитектуре благодаря Алексею Гану, сформулировавшему такое определение: «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. К 1930 году конструктивисты стали объектом травли со стороны РАПП и объявили о самороспуске.
  5. «Серапионовы братья» – литературное объединение, существовавшее в Ленинграде с 1921 по 1926гг. Название позаимствовано из цикла новелл Гофмана, где описано литературное содружество имени пустынника Серапиона. Участники: Лев Лунц (1901 – 1924), Михаил Зощенко (1894 – 1958), Вениамин Каверин (1902 – 1989; настоящая фамилия – Зильбер), Константин Федин (1892 – 1977), Всеволод Иванов (1895 – 1963).
  6. ОБЭРИУ «Объединение реального искусства», группа писателей, существовавшая в Ленинграде с 1926 по 1932 гг. Первоначальные названия – «Левый фланг», «Академия левых классиков». Участники: Даниил Хармс (1905 – 1942; настоящая фамилия – Ювачёв), Александр Введенский (1904 – 1941), Николай Заболоцкий (1903 – 1958), Константин Вагинов (1899 – 1934; настоящая фамилия – Вагенгейм), к ним примыкал также Евгений Шварц (1896 – 1958). ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обэриутов переместиться в «нишу» детской литературы (Введенский, Хармс, Владимиров и др.). Многие участники ОБЭРИУ были репрессированы, погибли в заключении.

Многие крупные писатели (например, Ахматова, Замятин, Мандельштам, Сологуб) не входили ни в одно из объединений.

В апреле 1932 года Постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» сначала РАПП, а затем все остальные литературные объединения были ликвидированы. Началась подготовка к созданию единого Союза советских писателей.

 Москва, 1934. Открытие Первого съезда советских писателей в Доме Союзов.

В 1922 году учреждён ГлавлитГлавное управление по делам литературы и издательств, организация, занимавшаяся цензурой художественных произведений и охраной государственной тайны. В декрете о создании Главлита были сформулированы общие принципы, которыми нужно было руководствоваться при запрещении издания или распространении произведений:

  • агитация против Советской власти,
  • разглашение военной тайны республики,
  • возбуждение общественного мнения путём сообщения ложных сведений,
  • возбуждение националистического и религиозного фанатизма,
  • порнографический характер.

Запрещённые книги отправлялись в спецфонд Библиотеки имени Ленина, и за годы советской власти таких книг накопилось несколько десятков тысяч наименований.

Главлит в среде диссидентов называли «Министерством правды» по аналогии с организацией, описанной в романе Оруэлла «1984». Деятельность Главлита была прекращена лишь в 1991 году. При этом следует признать, что при наличии цензуры русская литература создавала настоящие шедевры. 

В период с 1921 по 1934 гг. русская литература несёт невосполнимые утраты. Уходят из жизни Александр Блок (1921), Николай Гумилёв (1921), Валерий Брюсов (1924), Сергей Есенин (1925), Фёдор Сологуб (1927), Владимир Маяковский (1930), Максимилиан Волошин (1932), Саша Чёрный (1932), Александр Грин (1932), Андрей Белый (1934). 

В 1934 году было принято решение о создании единого Союза писателей СССР, который возглавил Максим Горький