На смену символизма идет новое направление... Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом.
Н.С.Гумилёв
К началу 1910-х гг. символизм переживает кризис, так как ничего нового символисты создать уже не могут. В 1909 году закрываются журналы «Золотое руно» и «Весы». С 1910 года как единое направление символизм уже не существует, но как художественный метод он остаётся в творчестве А. Белого и А. Блока. Роман Белого «Петербург»(1916) и поэма Блока «Двенадцать»(1918) подвели итог эпохе символизма. Попытка В. Иванова обосновать символизм как существующее целостное направление оказывается безуспешной (доклад «Заветы символизма»).
Осенью 1911 года Николай Степанович Гумилёв, начинавший как поэт-символист, создаёт кружок «Цех поэтов», объединив в нем таких начинающих поэтов, как Сергей Митрофанович Городецкий, Анна Андреевна Ахматова, Осип Эмильевич Мандельштам, Владимир Иванович Нарбут и Михаил Александрович Зенкевич.
Создавая новое литературное направление, Гумилёв призывал взять из символизма все лучшее. В 1912 году на одном из заседаний «Цеха поэтов» его участники назвали себя «акмеистами» (производное от греческого acme – цвет, цветущая пора, высшая степень чего-либо), а официально о создании акмеизма было заявлено 11 февраля 1912 года. Также акмеисты именовали себя «адамистами», связывая с библейским Адамом свои представления о мужественно твёрдом и ясном взгляде на жизнь («у акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё»). С. Городецкий так объяснил это в стихотворении «Адам»:
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобретателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый –
Живой земле пропеть хвалы.
Трибуной акмеистов стал журнал «Аполлон», где были опубликованы декларации акмеистов.
Целостным направлением акмеизм не стал. Под его флагом выступили многие поэты, которые так и не выработали ни единого стиля, ни единого мировоззрения, и уже через несколько лет акмеизм себя исчерпал. Тем не менее, можно выделить характерные для поэзии акмеизма черты:
1. приятие земного мира в его зримой конкретности, отказ от ухода в «иные» миры («ожили камни и металлы, отовсюду хлынули звери, радостно засверкал мир, избавившись от символистских туманов»);
2. эстетическое восприятие природы, культуры, мироздания и мира вещей;
3. мысль о равноправии всего сущего;
4. поэтическое слово не многозначно, а имеет четкий смысл: n = n;
5. обращение к минувшим культурным эпохам (например, у Мандельштама – античность: стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...»; у Гумилёва – экзотические страны: стихотворение «Жираф»).
В отличие от символистов, которые стремились познать тайный смысл бытия, акмеисты утверждали, что действительность непознаваема, мир следует принимать «во всей совокупности красот и безобразий». В статье «Наследие символизма и акмеизм» Н.С. Гумилёв заметил: «Акмеистом труднее быть, чем символистом, как труднее построить собор, чем башню».
Поделиться с друзьями: