I. «Поэтом можешь ты не быть...»: гражданская лирика Некрасова
1. Принято считать, что роль Некрасова в развитии русской поэзии так же значительна, как роль Гоголя в развитии русской прозы. В чём новаторство лирики Некрасова? Каким темам поэт посвящает свои стихи?
2. Прочитайте стихотворения
- «Еду ли ночью по улице тёмной»,
- «В дороге»,
- «Забытая деревня»,
- «Железная дорога»,
- «Несжатая полоса»,
- «Вчерашний день, часу в шестом...»,
- «Размышления у парадного подъезда»,
- «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»).
А) Какие жанровые признаки можно выделить в этих стихотворениях?
Б) Как изображена в перечисленных стихотворениях русская действительность?
3. Какой тип повествования преобладает в данных стихотворениях – эпический или драматический? Аргументируйте ответ.
4. Прочитайте стихотворение «Поэт и Гражданин».
А) О чём спорят герои стихотворения?
Б) Какова идея этого произведения?
В) Чья позиция ближе Некрасову?
Г) Почему, по вашему мнению, именно стихотворением «Поэт и Гражданин» открывался сборник «Стихотворения Н.Некрасова» 1856 года?
Д) С какой целью поэт обращается к форме диалога? Насколько традиционна эта форма для русской лирики?
5. Прочитайте стихотворения «Рыцарь на час», «Элегия» ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт...» и «Муза». В чём вы видите связь этих стихотворений с поэтической декларацией «Поэт и Гражданин»?
6. Выучите наизусть одно из стихотворений, приведённых в заданиях 1-5 (можно выучить логически завершённый отрывок объёмом не менее 24 строк), и составьте устный комментарий.
II. Интимная лирика Некрасова
7. В чём своеобразие лирики Некрасова, посвящённой теме любви?
8. Чем интересен «Панаевский цикл»? Как выражено в поэзии Некрасова чувство любви? Какие традиционные для любовной поэзии 19 века образы отсутствуют у Некрасова?
9. Прочитайте стихотворения
- "Так это шутка? Милая моя...",
- "О письма женщины, нам милой!",
- "Давно – отвергнутый тобою...",
- "Тяжёлый крест достался ей на долю...",
- "Ты всегда хороша несравненно..."
- "Прощанье".
А) Что осложняет взаимоотношения любящих героев? Какими художественными средствами выражена напряжённость их отношений?
Б) Что можно сказать о характерах героя и героини? Дайте ответ на основе 2-3 стихотворений.
В) Выучите наизусть одно из стихотворений, перечисленных в задании 9, объёмом не менее 24 строк. Подготовьте устный комментарий к стихотворению.
Поделиться с друзьями: