М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Николай Семёнович Лесков (1831-1895)

 

Если городу не стоять без трёх праведников, то как устоять  без них всей земле русской? Не дрянью же она держится...
Н.С. Лесков
 
Романы Повести Рассказы

"Некуда" (1864)

"Обойдённые" (1865)

"Островитяне" (1866)

"На ножах" (1870)

"Соборяне" (1872)

"Захудалый род" (1874)

"Чёртовы куклы" (1890)

"Житие одной бабы" (1863)

"Леди Макбет Мценского уезда" (1864)

"Воительница" (1866)

"Смех и горе" (1871)

"Загадочный человек" (1872)

"Запеча́тленный ангел" (1872)

"Очарованный странник" (1873)

"Левша" (1881)

"Жидовская кувырколлегия" (1882)

"Полунощники" (1891)

"Заячий реми́з*" (1894) 

"Овцебык" (1862)

"Железная воля" (1876)

"Бесстыдник" (1877)
"Однодум" (1879)

"Несмертельный Голован" (1880)

"Привидение в инженерном замке" (1882)

"Зверь. Святочный рассказ" (1883)

"Тупейный художник" (1883)

"Пугало" (1885)

"Человек на часах" (1887)

"Грабёж" (1887)

"Скоморох Памфалон" (1887)

"Пустоплясы" (1892)

"Административная грация" (1893)

"Дама и фефёла**" (1894)

* Заячий ремиз - название одного из районов Петербурга.  

** Фефёла - крупная, неопрятно одетая женщина.

Творческий путь большого и оригинального русского писателя Лескова начался в 1860-е гг. Он сразу обратил на себя внимание необычайностью писательской манеры, странным и неожиданным языком, неповторимыми героями. Признание таланта Лескова пришло не сразу: за ним долго сохранялась репутация писателя-провинциала, его произведения были полемически направлены против ряда современных ему литераторов, да и к творчеству его нельзя было подходить со стереотипными для того времени мерками.

Обычно Лескова, которого критик Д. Святополк-Мирский называл "самым русским из русских писателей", знают лишь по одному известному произведению - "Левша" (1881). Однако в действительности Лесков - автор семи романов, одной пьесы и нескольких десятков повестей и рассказов, так что тематика и проблематика его произведений разнообразна. Герои Лескова - бунтари, праведники, одержимые страстями злодеи, все те, кто выделяется из будничной жизни и может служить примером той или иной черты русского национального характера.  Противоречия эпохи, социальная проблематика отразилась в антинигилистических романах Лескова "Некуда" и "На ножах". Тема женской судьбы поднимается в повестях "Житие одной бабы", "Леди Макбет Мценского уезда", "Воительница", в рассказе "Тупейный художник".

Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии (из Орловской губернии происходили также писатели Тургенев, Тютчев, Фет, Андреев) в семье следователя Семёна Дмитриевича Лескова и дочери обедневшего московского дворянина Марии Петровны Алферьевой.

Детство будущего писателя прошло в Орле и в селе Панин хутор, где и началось его "познание народа". С 1841 по 1846 гг. Лесков учится в Орловской гимназии, но заканчивает только два класса, и в 16 лет идёт на службу в Орловскую уголовную палату, где служил отец. После смерти отца просит о переводе в Киевскую казённую палату - в Киеве жил его дядя по материнской линии.

С 1850 по 1857 гг. параллельно со службой учится в Киевском университете, женится на дочери киевского коммерсанта Ольге Смирновой, рождается дочь Вера. Семейная жизнь со Смирновой не складывается, в частности, по причине психической болезни супруги, и в 1865 году Лесков живёт с Екатериной Бубновой-Савицкой, у них рождается сын Андрей. 

В начале 1860-х гг. Лесков  пишет статьи социального характера. Одна из них - по поводу поджогов в Петербурге - приносит ему скандальную славу доносчика: власти молчали о крупных пожарах, что, в свою очередь порождало слухи о террористическом следе радикально настроенной молодёжи или поляков.

Одновременно он публикует повесть "Житие одной бабы", с которой начинается его литературное творчество, затем повесть "Овцебык" и роман "Некуда", направленный против нигилистов и революционеров. Свои произведения этого периода Лесков подписывает псевдонимом "М. Стебницкий". 

В 1864 году огромный резонанс получает повесть-очерк "Леди Макбет Мценского уезда" (первоначально - "Леди Макбет нашего уезда"). Повесть имела явную полемическую направленность против недавно опубликованной драмы А.Н. Островского "Гроза": героиню повести Лескова зовут Катериной Измайловой, она из купеческой среды, она несчастлива в браке и бездетна. Однако, в отличие от Катерины Кабановой, она далеко не набожна, у неё нет внутреннего нравственного тормоза. Лесков показывает героиню, движимую разрушительной силой страсти, и ради своей не знающей границ любви к приказчику Сергею она готова пойти на любые преступления. Страсть становится для Катерины абсолютной ценностью, единственным смыслом существования, и Лесков с удивительным мастерством показывает, как женщина перестаёт различать добро и зло. Каждое последующее преступление совершается со всё большей жестокостью и изощрённостью. Каждое новое убийство оставляет всё меньше оправдания героине. Она как будто живёт в соответствии со словами Макбета: "Я смею всё, что смеет человек, и только зверь на большее способен". Даже самоубийство героини в финале изображено таким образом, чтобы не оставить шанса на сочувствие Катерине Львовне: идя ко дну, она топит с собой и свою соперницу.

В 1870-е гг. Лесков занимается поисками героя-праведника, в связи с чем пишет роман "Соборяне" и повесть "Очарованный странник". Основу повести составляет рассказ Ивана Северьяныча Флягина о своей жизни. Флягин - "моленный сын", ему предначертано стать монахом, однако сила "очарования" жизнью заставляет его идти сложной дорогой увлечений и страданий. Тяжкий грех молодости - убийство старого монаха - обрекает героя на то, что он много раз будет погибать, но не погибнет. Никогда не знать покоя - таково наказание Флягина, совершающего все поступки на грани великого героизма и чудовищной греховности. 

Своим творчеством Лесков оказал огромное влияние на русских писателей Достоевского, Чехова, Бажова, Горького, Платонова, Шукшина. Его поздние произведения отличаются резкой публицистичностью и сатирическим характером. Лесков пишет в это время: "Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефёла»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить".  Повесть "Заячий ремиз" и роман "Чёртовы куклы" не пропускает цензура.

Около пяти лет Лесков мучается астмой, которая и становится причиной его смерти 5 марта 1895 года. Писатель похоронен на Волковом кладбище Петербурга.

Задания по произведениям Н.С. Лескова