Если городу не стоять без трёх праведников, то как устоять без них всей земле русской? Не дрянью же она держится...
Н.С. Лесков
Романы | Повести | Рассказы |
"Некуда" (1864) "Обойдённые" (1865) "Островитяне" (1866) "На ножах" (1870) "Соборяне" (1872) "Захудалый род" (1874) "Чёртовы куклы" (1890) |
"Житие одной бабы" (1863) "Леди Макбет Мценского уезда" (1864) "Воительница" (1866) "Смех и горе" (1871) "Загадочный человек" (1872) "Запеча́тленный ангел" (1872) "Очарованный странник" (1873) "Левша" (1881) "Жидовская кувырколлегия" (1882) "Полунощники" (1891) "Заячий реми́з*" (1894) |
"Овцебык" (1862) "Железная воля" (1876) "Бесстыдник" (1877) "Несмертельный Голован" (1880) "Привидение в инженерном замке" (1882) "Зверь. Святочный рассказ" (1883) "Тупейный художник" (1883) "Пугало" (1885) "Человек на часах" (1887) "Грабёж" (1887) "Скоморох Памфалон" (1887) "Пустоплясы" (1892) "Административная грация" (1893) "Дама и фефёла**" (1894) |
* Заячий ремиз - название одного из районов Петербурга.
** Фефёла - крупная, неопрятно одетая женщина.
Творческий путь большого и оригинального русского писателя Лескова начался в 1860-е гг. Он сразу обратил на себя внимание необычайностью писательской манеры, странным и неожиданным языком, неповторимыми героями. Признание таланта Лескова пришло не сразу: за ним долго сохранялась репутация писателя-провинциала, его произведения были полемически направлены против ряда современных ему литераторов, да и к творчеству его нельзя было подходить со стереотипными для того времени мерками.
Обычно Лескова, которого критик Д. Святополк-Мирский называл "самым русским из русских писателей", знают лишь по одному известному произведению - "Левша" (1881). Однако в действительности Лесков - автор семи романов, одной пьесы и нескольких десятков повестей и рассказов, так что тематика и проблематика его произведений разнообразна. Герои Лескова - бунтари, праведники, одержимые страстями злодеи, все те, кто выделяется из будничной жизни и может служить примером той или иной черты русского национального характера. Противоречия эпохи, социальная проблематика отразилась в антинигилистических романах Лескова "Некуда" и "На ножах". Тема женской судьбы поднимается в повестях "Житие одной бабы", "Леди Макбет Мценского уезда", "Воительница", в рассказе "Тупейный художник".
Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии (из Орловской губернии происходили также писатели Тургенев, Тютчев, Фет, Андреев) в семье следователя Семёна Дмитриевича Лескова и дочери обедневшего московского дворянина Марии Петровны Алферьевой.
Детство будущего писателя прошло в Орле и в селе Панин хутор, где и началось его "познание народа". С 1841 по 1846 гг. Лесков учится в Орловской гимназии, но заканчивает только два класса, и в 16 лет идёт на службу в Орловскую уголовную палату, где служил отец. После смерти отца просит о переводе в Киевскую казённую палату - в Киеве жил его дядя по материнской линии.
С 1850 по 1857 гг. параллельно со службой учится в Киевском университете, женится на дочери киевского коммерсанта Ольге Смирновой, рождается дочь Вера. Семейная жизнь со Смирновой не складывается, в частности, по причине психической болезни супруги, и в 1865 году Лесков живёт с Екатериной Бубновой-Савицкой, у них рождается сын Андрей.
В начале 1860-х гг. Лесков пишет статьи социального характера. Одна из них - по поводу поджогов в Петербурге - приносит ему скандальную славу доносчика: власти молчали о крупных пожарах, что, в свою очередь порождало слухи о террористическом следе радикально настроенной молодёжи или поляков.
Одновременно он публикует повесть "Житие одной бабы", с которой начинается его литературное творчество, затем повесть "Овцебык" и роман "Некуда", направленный против нигилистов и революционеров. Свои произведения этого периода Лесков подписывает псевдонимом "М. Стебницкий".
В 1864 году огромный резонанс получает повесть-очерк "Леди Макбет Мценского уезда" (первоначально - "Леди Макбет нашего уезда"). Повесть имела явную полемическую направленность против недавно опубликованной драмы А.Н. Островского "Гроза": героиню повести Лескова зовут Катериной Измайловой, она из купеческой среды, она несчастлива в браке и бездетна. Однако, в отличие от Катерины Кабановой, она далеко не набожна, у неё нет внутреннего нравственного тормоза. Лесков показывает героиню, движимую разрушительной силой страсти, и ради своей не знающей границ любви к приказчику Сергею она готова пойти на любые преступления. Страсть становится для Катерины абсолютной ценностью, единственным смыслом существования, и Лесков с удивительным мастерством показывает, как женщина перестаёт различать добро и зло. Каждое последующее преступление совершается со всё большей жестокостью и изощрённостью. Каждое новое убийство оставляет всё меньше оправдания героине. Она как будто живёт в соответствии со словами Макбета: "Я смею всё, что смеет человек, и только зверь на большее способен". Даже самоубийство героини в финале изображено таким образом, чтобы не оставить шанса на сочувствие Катерине Львовне: идя ко дну, она топит с собой и свою соперницу.
В 1870-е гг. Лесков занимается поисками героя-праведника, в связи с чем пишет роман "Соборяне" и повесть "Очарованный странник". Основу повести составляет рассказ Ивана Северьяныча Флягина о своей жизни. Флягин - "моленный сын", ему предначертано стать монахом, однако сила "очарования" жизнью заставляет его идти сложной дорогой увлечений и страданий. Тяжкий грех молодости - убийство старого монаха - обрекает героя на то, что он много раз будет погибать, но не погибнет. Никогда не знать покоя - таково наказание Флягина, совершающего все поступки на грани великого героизма и чудовищной греховности.
Своим творчеством Лесков оказал огромное влияние на русских писателей Достоевского, Чехова, Бажова, Горького, Платонова, Шукшина. Его поздние произведения отличаются резкой публицистичностью и сатирическим характером. Лесков пишет в это время: "Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефёла»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить". Повесть "Заячий ремиз" и роман "Чёртовы куклы" не пропускает цензура.
Около пяти лет Лесков мучается астмой, которая и становится причиной его смерти 5 марта 1895 года. Писатель похоронен на Волковом кладбище Петербурга.
Поделиться с друзьями: