М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

 

 Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.
А. Жемчужников

Если спросить: как называются все страдания,
все горести моей жизни, я отвечу: имя им - Фет.
А.А. Фет
 

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин), самый яркий представитель поэзии "чистого искусства", в идейном плане противостоявшей некрасовской школе, относится к тем немногим русским поэтам, которые чётко и на всю творческую жизнь определили творческое кредо. Своей задачей Фет считал служение "чистой красоте", а разговоры о гражданственности поэзии называл "кошмарами, от которых давно и навсегда отделался". Единственная задача искусства, по его мнению, "передать во всей полноте и чистоте образ, возникающий перед художником в минуту восторга". Жизнь печальна, но искусство радостно, - так считал Фет вслед за одним из любимых своих философов Артуром Шопенгауэром, работу которого "Мир как воля и представление" поэт перевёл на русский язык. Жизнь полна страданий, но в ней есть проблески наслаждений. Зафиксировать моменты этих наслаждений, запечатлеть моменты восторга, упоения любовью, искусством и воспоминаниями - таково призвание поэзии. 

Будущий поэт, переводчик и член-корреспондент Петербургской академии наук родился 5 декабря 1820 года в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии в семье богатого помещика, ротмистра в отставке Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлотты Фёт (Foeth), урождённой Беккер - в православии Елизаветы Петровны Шеншиной.

В 1820 году Афанасий Неофитович, находясь на лечении в Дармштадте, остановился в доме семьи Фёт. Между русским помещиком и молодой женой хозяина дома вспыхнуло чувство, и Афанасий Неофитович увёз беременную женщину в Россию. До сих пор считается спорным вопрос о биологическом отце поэта, однако из писем Шарлотты Фёт известно, что Иоганн Фёт не признал родившегося мальчика своим сыном, а Афанасий Неофитович считал его родным сыном. Венчание А.Н. Шеншина и Ш. Фёт состоялось лишь в 1822 году. Будущий поэт, до 14 лет носивший фамилию Шеншин, внезапно был признан незаконнорождённым, его отцом официально признавался не А.Н. Шеншин, а первый муж матери, Иоганн Фёт. В связи с этим юноша в одночасье лишился и русской фамилии, и дворянского звания, и российского подданства. В официальных документах была записана в искажённом виде фамилия матери по первому браку, и именно под этой фамилией Афанасий Афанасьевич вошёл в историю русской литературы. Всю последующую жизнь он добивался возвращения себе дворянства и фамилии. 

В 1835-1837 годах Фет учился в пансионе Крюммера в городе Верро, а в 1838 году поступил сначала на юридический, затем на историко-филологический факультет Московского университета, где начал писать стихи, участвуя в кружке Аполлона Григорьева. В 1840 году выпустил первый сборник "Лирический пантеон" и начал сотрудничать с журналами "Москвитянин" и "Отечественные записки".

Окончив университет в 1844 году, поступил на военную службу, чтобы, дослужившись до офицерского звания (получил в 1846), вернуть себе дворянство. Тринадцать лет военной службы прошли сначала в Херсонской губернии, затем в гвардейском полку недалеко от Петербурга. 

Мария Лазич

К 1849 году относится знакомство Фета с дочерью херсонского помещика Марией Козьминичной Лазич, обаятельной и поэтичной девушкой. Они искренне и сильно полюбили друг друга, однако поэт не видел возможности создавать семью, не имея прочного материального положения. Вскоре полк Фета переводят на манёвры, и лишь спустя несколько месяцев он узнаёт трагическую новость о гибели возлюбленной в возрасте 24 лет. 

В воспоминаниях Фета дана такая версия гибели Марии Лазич: «Так, в последний раз легла она в белом кисейном платье и, закурив папироску, бросила, сосредоточившись на книге, на пол спичку, которую считала потухшей. Но спичка, продолжавшая гореть, зажгла опустившееся на пол платье, и девушка только тогда заметила, что горит, когда вся правая сторона была в огне. Растерявшись, она бросилась по комнатам к балконной двери, причём горящие куски платья, отрываясь, падали на паркет. Думая найти облегчение на чистом воздухе, Мария выбежала на балкон, но струя ветра ещё больше раздула пламя, которое поднялось выше головы…». Существует и иная версия: зажигая свечи, Мария уронила горящую спичку на платье. Предполагается, что это было самоубийство по причине невозможности быть рядом с любимым человеком: Фет отказался жениться на Марии, не желая усугублять их материальное положение. 

К середине 50-х годов творчество Фета получает высокую оценку среди известных литераторов, и с помощью И.С. Тургенева поэт издаёт собрание своих стихотворений, которые печатаются даже в "Современнике", несмотря на революционно-демократическую позицию журнала и неприятие поэзии "чистого искусства". Сближается с Тургеневым, Некрасовым, Львом Толстым. В 1856 году при деятельном участии Тургенева, Толстого, Некрасова и Дружинина издаётся новый сборник стихотворений Фета, причём Тургенев вносит исправления в фетовские стихи. Поэт исправлениями недоволен, но ни одно из них не оспаривает. 

Поэтическое наследие Фета составили не только лирические стихотворения, но и баллады, поэмы, публицистика, и даже фразы-палиндромы; одна из них "А роза упала на лапу Азора" вошла в книгу А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". 

Однако высокой художественностью отличается только лирика. При этом тематическим разнообразием лирика Фета не отличается: в ней только две темы - природа и любовь. Зато разработаны они более полно и разнообразно, чем у других поэтов 19 века. Природа у Фета очеловечена до предела. При всей конкретности описаний природы она как бы растворяется в чувствах лирического героя и служит средством выражения этого чувства. Например, в стихотворении "Шёпот, робкое дыханье..." нет ни одного глагола, но с потрясающим мастерством показана картина рассвета во времени. Динамичную жизнь природы и движение чувств поэта мы видим в стихотворениях "Я пришёл к тебе с приветом...", "Первый ландыш", "Хандра" и других. Строго говоря, лирического героя в поэзии Фета почти нет - он как бы растворён в картинах природы и в описаниях чувств. 

И в любовной лирике Фет проявил себя как оригинальный поэт. Объектом изображения становится само чувство любви, а не человек, его переживающий, и это чувство передаётся в тончайших деталях и оттенках ("Старые письма", "Сон", "Я тебе ничего не скажу...", "На заре ты её не буди..."). 

В 1857 году Фет женится на 29-летней Марии Боткиной, которую встретил в Москве в доме своего старого приятеля, Василия Петровича Боткина. Выходит в отставку и в 1860 году приобретает хутор Степановка в Орловской губернии - "200 десятин голой, безлесой, безводной земли с небольшим домом, который виднеется кругом на пять вёрст", по свидетельству Тургенева. Занимается помещичьим хозяйством.

На двадцать лет поэт вдруг теряет интерес к поэзии: издав лишь двухтомник к 25-летию своего творчества в 1863 году, он совершенно перестаёт писать стихи, занимаясь только хозяйственными делами. В статьях и эпиграммах Фета обличают как помещика-крепостника, скрывавшегося под маской лирического поэта. 

В результате успешного ведения хозяйства Фет приобретает большое имение и дом в Москве. В 1873 году после очередного прошения высочайшим указом ему возвращают фамилию Шеншин, на что Тургенев иронически заметил: "Как Фет, Вы имели имя; как Шеншин, имеете только фамилию". В 1875 году продаёт Степановку и приобретает поместье Воробьёвка в Курской губернии

И только в период с 1883 по 1891 гг. Фет вернулся к поэзии и издал четыре поэтических цикла под общим названием "Вечерние огни". К этому же периоду относятся его переводы римских поэтов: Горация, Катулла, Овидия и других. 

Умер Фет 3 декабря 1892 года в Москве от сердечного приступа, которому предшествовали сильная простуда и попытка самоубийства. Похоронен в родовом имении Клеймёново Орловской губернии. 

Задания по лирике А.А. Фета