schoolexpert@yandex.ru

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

 

 Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.
А. Жемчужников

 

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин), самый яркий представитель поэзии "чистого искусства", в идейном плане противостоявшей некрасовской школе, относится к тем немногим русским поэтам, которые чётко и на всю творческую жизнь определили творческое кредо. Своей задачей Фет считал служение "чистой красоте", а разговоры о гражданственности поэзии называл "кошмарами, от которых давно и навсегда отделался". Единственная задача искусства, по его мнению, "передать во всей полноте и чистоте образ, возникающий перед художником в минуту восторга". Жизнь печальна, но искусство радостно, - так считал Фет вслед за одним из любимых своих философов Артуром Шопенгауэром, работу которого "Мир как воля и представление" поэт перевёл на русский язык. Жизнь полна страданий, но в ней есть проблески наслаждений. Зафиксировать моменты этих наслаждений, запечатлеть моменты восторга, упоения любовью, искусством и воспоминаниями - таково призвание поэзии. 

Будущий поэт и член-корреспондент Петербургской академии наук родился 5 декабря 1820 года в усадьбе Новосёлки Мценского уезда в семье богатого помещика Афанасия Шеншина и приехавшей из Германии Шарлотты Елизаветы (после крещения - Елизавета Петровна) Фёт, урождённой Беккер. Поскольку родители на момент рождения сына в официальном браке не состояли (венчание состоялось лишь в 1822 году), будущий поэт, до 14 лет носивший фамилию Шеншин, был признан незаконнорождённым, а потому лишался и фамилии отца, и дворянского звания, и российского подданства. В официальных документах была записана фамилия матери (точнее - фамилии её первого мужа и биологического отца поэта), и именно под этой фамилией Афанасий Афанасьевич вошёл в историю русской литературы. Всю последующую жизнь он добивался возвращения себе дворянства и фамилии. 

В 1838 году Фет поступил на словесное отделение Московского университета, где начал писать стихи, участвуя в кружке Аполлона Григорьева. В 1840 году выпустил первый сборник "Лирический пантеон" и начал сотрудничать с журналами "Москвитянин" и "Отечественные записки". Окончив университет, поступил на военную службу, чтобы, дослужившись до офицерского звания (получил в 1846), вернуть себе дворянство. Тринадцать лет военной службы прошли сначала в Херсонской губернии, затем в гвардейском полку недалеко от Петербурга. 

Мария Лазич

К 1849 году относится знакомство Фета с дочерью херсонского помещика Марией Лазич, обаятельной и поэтичной девушкой. Они искренне и сильно полюбили друг друга, однако поэт не видел возможности создавать семью, не имея прочного материального положения. Вскоре полк Фета переводят на манёвры, и лишь спустя несколько месяцев он узнаёт трагическую новость о гибели возлюбленной в возрасте 24 лет. 

В воспоминаниях Фета дана такая версия гибели Марии Лазич: «Так, в последний раз легла она в белом кисейном платье и, закурив папироску, бросила, сосредоточившись на книге, на пол спичку, которую считала потухшей. Но спичка, продолжавшая гореть, зажгла опустившееся на пол платье, и девушка только тогда заметила, что горит, когда вся правая сторона была в огне. Растерявшись, она бросилась по комнатам к балконной двери, причём горящие куски платья, отрываясь, падали на паркет. Думая найти облегчение на чистом воздухе, Мария выбежала на балкон, но струя ветра ещё больше раздула пламя, которое поднялось выше головы…». Существует и иная версия: зажигая свечи, Мария уронила горящую спичку на платье. Предполагается, что это было самоубийство по причине невозможности быть рядом с любимым человеком: Фет отказался жениться на Марии, не желая усугублять их материальное положение. 

К середине 50-х годов творчество Фета получает высокую оценку среди известных литераторов, и с помощью Тургенева поэт издаёт собрание своих стихотворений, которые печатаются даже в "Современнике", несмотря на революционно-демократическую позицию журнала и неприятие поэзии "чистого искусства".

Поэтическое наследие Фета составили не только лирические стихотворения, но и баллады, поэмы, публицистика, и даже фразы-палиндромы; одна из них "А роза упала на лапу Азора" вошла в книгу А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". 

Однако высокой художественностью отличается только лирика. При этом тематическим разнообразием лирика Фета не отличается: в ней только две темы - природа и любовь. Зато разработаны они более полно и разнообразно, чем у других поэтов 19 века. Природа у Фета очеловечена до предела. При всей конкретности описаний природы она как бы растворяется в чувствах лирического героя и служит средством выражения этого чувства. Например, в стихотворении "Шёпот, робкое дыханье..." нет ни одного глагола, но с потрясающим мастерством показана картина рассвета во времени. Динамичную жизнь природы и движение чувств поэта мы видим в стихотворениях "Я пришёл к тебе с приветом...", "Первый ландыш", "Хандра" и других. Строго говоря, лирического героя в поэзии Фета почти нет - он как бы растворён в картинах природы и в описаниях чувств. 

И в любовной лирике Фет проявил себя как оригинальный поэт. Объектом изображения становится само чувство любви, а не человек, его переживающий, и это чувство передаётся в тончайших деталях и оттенках ("Старые письма", "Сон", "Я тебе ничего не скажу...", "На заре ты её не буди..."). 

В 1857 году Фет женится на Марии Боткиной, затем выходит в отставку и приобретает хутор в Орловской губернии, занимается помещичьим хозяйством. На двадцать лет он вдруг теряет интерес к поэзии: издав двухтомник к 25-летию своего творчества, он совершенно перестаёт писать стихи, занимаясь только хозяйственными делами. В результате успешного ведения хозяйства Фету удаётся приобрести большое имение и дом в Москве. 

В 1873 году ему удаётся вернуть себе фамилию Шеншин, на что Тургенев иронически заметил: "Как Фет, Вы имели имя; как Шеншин, имеете только фамилию". 

И только в период с 1883 по 1891 гг. Фет вернулся к поэзии и издал четыре поэтических цикла под общим названием "Вечерние огни". К этому же периоду относятся его переводы римских поэтов: Горация, Катулла, Овидия и других. 

Умер Фет 3 декабря 1892 года от сердечного приступа, которому предшествовала попытка самоубийства. 

Задания по лирике А.А. Фета