Герберт Джордж Уэллс (1866-1946)
Я дал бы сейчас все, что угодно, чтобы заглянуть если не на тысячу, то хотя бы на пятьсот лет вперед.
Как будут жить люди тогда? Будут ли они счастливы?..
О. Нимейер
Слово «фантастика» происходит от греч. «искусство воображать». Фантастической называют литературу, описывающую нереальные на момент создания произведения события. Эти события могут быть связаны с вымышленными технологиями, научными открытиями, ходом истории, контактами с альтернативными формами разума.
В фантастике сталкиваются реальное и воображаемое, обычное и необычайное. Фантастика часто выполняет сатирическую, обличительную функцию (Дж. Свифт «Путешествия Гулливера», Салтыков-Щедрин «Сказки», В.Маяковский «Баня»). Традиционно к фантастике относят такие жанры, как утопия, антиутопия, научная фантастика и фэнтези.
Утопия – это жанр, связанный с вымышленным, идеализированным ходом истории. Утопическим называют произведение, описывающее идеальное общественное устройство («Утопия» Т. Мора, «Город солнца» Т. Кампанеллы, «Город без имени» В. Одоевского, «Что делать?» Н. Чернышевского).
Антиутопия – это произведение, пессимистически изображающее попытку воплотить в реальность мечты об идеальном государстве. Это изображение опасных, пагубных и непредвиденных последствий, связанных с построением идеального общества (Джордж Оруэлл «1984», Уильям Голдинг «Повелитель мух», Фёдор Достоевский «Сон смешного человека»).
Фэнтези – жанр сказочно-фантастической прозы. Произведения этого жанра имеют признаки как литературной сказки, так и научной фантастики, притчи, аллегорической истории и других жанров. Автор создает свой «воображаемый» («параллельный») мир, в котором неправдоподобные («сказочные») персонажи и ситуации описаны в такой манере, которая не вызывает сомнения в их существовании. Нереальные миры населены чудесными героями, носителями магической власти. Для фэнтези характерна борьба между «добрым» и «злым» волшебством. При этом «злые» силы могут быть преодолены не только доброй магией, но и «обычными» героями, если они проявят находчивость, инициативу и организованность. В фэнтези сочетаются элементы мифологии и «научности», сказочности и рационализма, «поэзии» и «математики». Основоположниками жанра являются Эдгар По, Льюис Кэролл, Генри Хаггард. В 20 веке жанр фэнтези развился в творчестве англичанина Толкиена («Властелин колец») и американца Льюиса («Хроники Нарнии»).
Появление научной фантастики связано с промышленной революцией 19 века и последовавшим стремительным техническим прогрессом. Значительный вклад в развитие жанра внесли
- Жюль Верн во Франции (1828-1905),
- Герберт Уэллс в Великобритании (1866-1946),
- Айзек Азимов (1920-1992) и Рэй Бредбери (1920-2012) в США,
- Иван Ефремов (1908-1972), Александр Беляев (1884-1942), братья Стругацкие, Кир Булычёв (1934-2003) в СССР.
Для научной фантастики характерно тяготение к реализму. Научные открытие, фантастические изобретения обязательно подкрепляются убедительным описанием с использованием научных понятий и известных каждому научных фактов, из совокупности которых фантастическая идея (путешествия во времени, невидимость, использование невиданных технических изобретений, открытие новых законов природы и т.п.) должна показаться читателю правдоподобной. В научно-фантастическом произведении обязательно мотивируется отсутствие в данный момент описанных технологий и изобретений: например, у Герберта Уэллса Человек-невидимка перед смертью уничтожает свои записки о способах делать тело невидимым, а Путешественник во времени бесследно исчезает в далёком будущем вместе с машиной времени.
Герберт Джордж Уэллс, биолог по образованию и социалист по политическим убеждениям, считается одним из основоположников научной фантастики. Его дебют в литературе состоялся в 1895 году, когда был написан роман "Машина времени", благодаря которому появилась в литературе и науке не только идея возможности путешествия во времени, но и гипотеза о четырёхмерном пространстве-времени, т.е. рассмотрение времени как четвёртого измерения пространства, субъективно ощущаемого как точка существования. Идеи, высказанные в этом романе, предвосхитили теорию относительности Эйнштейна, доказавшего возможность сжатия пространства и времени и путешествий в будущее при движении материального объекта на околосветовых скоростях. Само путешествие во времени, а именно в 802701 год, представляет собой своеобразную антиутопию, описывающую, как технический прогресс и непримиримая классовая борьба привели к деградации человечества, выродившегося в расы элоев и морлоков.
Через два года, в 1897 году, Уэллс пишет роман "Война миров" о вторжении марсиан на Землю. Писатель предсказал использование оружия массового поражения и авиации в военных целях, что впервые стало применяться в ходе Первой мировой войны.
Роман "Человек-невидимка" (1897) был полемически направлен против ницшеанской идеи Сверхчеловека и ставил проблему гения и злодейства. Английский учёный, гениальный физик Гриффин изобретает способ сделать человека (самого себя) невидимым. С одной стороны, чтобы быть невидимым, Гриффину приходилось ходить голым, страдать от холода и принимать пищу тайно от окружающих. С другой стороны, он неожиданно понимает, что невидимость даёт ему неограниченную власть над миром, ибо именно в этом видит конечную цель науки. Он приглашает к себе в союзники друга Кемпа, чтобы творить террор и устрашать народ с целью захвата власти. Однако Кемп отказывается. Гриффин хочет убить Кемпа, но гибнет сам, предварительно уничтожив свою машину и учёные записки.
Сама идея невидимости впервые встречается в греческом мифе о Персее: с помощью шлема-невидимки герой скрывается от преследования после убийства Медузы Горгоны. У историка Геродота есть упоминание о лидийском царе Гиге, у которого якобы было кольцо, позволявшее становиться невидимым. Именно это кольцо, случайно найденное в гробнице пастухом - предком Гига, позволило пастуху убить царя и самому стать правителем Лидии. Эта легенда излагается и Платоном в трактате "Государство": философ размышляет над тем, может ли человек оставаться справедливым, если он наделён способностью оставаться безнаказанным.
Платон о кольце Гига: "Если бы было два таких перстня — один на руке у человека справедливого, а другой у несправедливого, тогда, надо полагать, ни один из них не оказался бы настолько твердым, чтобы остаться справедливым и решительно воздержаться от присвоения чужого имущества и не притрагиваться к нему, хотя и тот и другой имели бы возможность без всякой опаски брать что угодно на рыночной площади, проникать в дома и сходиться с кем вздумается, убивать, освобождать из заключения кого захочет — вообще действовать среди людей так, словно он равен богу. Поступая таким образом, обладатели перстней не отличались бы друг от друга: оба они пришли бы к одному и тому же. Вот это и следует признать сильнейшим доказательством того, что никто не бывает справедливым по своей воле, но лишь по принуждению, раз каждый человек не считает справедливость самое по себе благом, и, где только в состоянии поступать несправедливо, он так и поступает".
В романе "Когда спящий проснётся" (1899) высказывается популярная в настоящее время идея о возможности заморозить тело человека для последующего воскрешения спустя сотни лет. Герой романа, пробуждающийся через двести лет после впадения в летаргический сон, удивляется техническому прогрессу в Лондоне конца 21 века, но с горечью обнаруживает, что социально-политические отношения не улучшились, а скорее, ухудшились. Поддерживая народное восстание против тирании, герой роман гибнет, спасая Лондон.
В романе "Люди как боги" выдвигается идея существования параллельных миров, а в романе "Первые люди на Луне" - идея антигравитации.
Уэллс трижды посещал Россию, встречался с В.И. Лениным и И.В. Сталиным. В 1920 году написал книгу "Россия во мгле", описав впечатления от поездки в страну, разрушенную революцией и гражданской войной. Однако уже спустя 14 лет, в 1934 году, приехав в СССР, Уэллс удивился масштабам произошедших в стране перемен, а о личной встрече со Сталиным написал так: "Я никогда не встречал человека более искреннего, порядочного и честного; в нём нет ничего тёмного и зловещего, и именно этими его качествами следует объяснить его огромную власть в России".
Всего Уэллс написал 40 научно-фантастических романов (половина из них экранизирована), несколько десятков социально-философских и исторических работ, а также три книги для детей.
Поделиться с друзьями: