М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Комплексный анализ фрагмента комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Демоверсия

Действие III, явление 1

  Чацкий

Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?

Чтоб кроме вас ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

Чтоб мыслям были всем и всем его делам

Душою – вы, вам угожденье?..

Сам это чувствую, сказать я не могу,

Но что во мне кипит, волнует, бесит,

Не пожелал бы я и личному врагу,

А он?.. смолчит и голову повесит.

Конечно, смирен, все такие не резвы;

Бог знает в нём какая тайна скрыта;

Бог знает за него что выдумали вы,

Чем голова его ввек не была набита.

Быть может, качеств ваших тьму,

Любуясь им, вы придали ему;

Не грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее.

Нет! нет! пускай умён, час от часу умнее,

Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.

Чтоб равнодушнее мне понести утрату,

Как человеку вы, который с вами взрос,

Как другу вашему, как брату,

Мне дайте убедиться в том;

Потом

От сумасшествия могу я остеречься;

Пущусь подалее простыть, охолодеть,

Не думать о любви, но буду я уметь

Теряться по свету, забыться и развлечься.

 

      София

   (про себя)

Вот нехотя с ума свела!

 

      Вопросы и задания

  1. Какова тема данного монолога? Как бы вы его озаглавили?
  2. При помощи каких художественных средств передано эмоциональное состояние героя?
  3. Почему, по вашему мнению, гордый и пылкий Чацкий допускает мысль о том, что угодливый Молчалин может обладать целым рядом положительных качеств?
  4. Какие строки можно назвать скрытым признанием Чацкого в любви к Софье? Каковы ключевые слова, выражающие любовное чувство героя? Почему Чацкий отказывает Молчалину в способности так любить?
  5. В каких значениях в монологе употреблены слова «ум», «гений», «сумасшествие»?
  6. Каково представление о любви у Софьи? Почему вы так думаете?
  7. О чём свидетельствует фраза Софьи «Вот нехотя с ума свела!»?

 

 Минимальный общий объём ответов на все вопросы - 150 слов

Критерии оценивания комплексного анализа фрагмента художественного произведения