schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829). Вопросы и задания

 

Лекция о Грибоедове

Спектакль Малого театра "Горе от ума", часть первая 

Спектакль Малого театра "Горе от ума", часть вторая

I. История создания, проблематика и художественные особенности комедии "Горе от ума"

1. Как возник замысел комедии?

2. В чём конфликт комедии? Что понимается под словом «ум»?

3. Какие черты классицизма можно отметить в «Горе от ума»? В чём Грибоедов отступил от канонов классицистической комедии?

4. О чём «говорят» фамилии персонажей?

5. Какие взгляды представителей «века нынешнего» и «века минувшего» противопоставляются в произведении? Каково отношение Чацкого (с одной стороны) и представителей «фамусовского общества» (с другой стороны) 
а) к крепостному праву;
б) к жизненным целям и ценностям;
в) к образованию;
г) к службе;
д) к любви и семейному счастью?
Выпишите соответствующие цитаты из комедии.

6. Какую роль в «Горе от ума» играют внесценические персонажи?

 

II. Загадка Софьи

7. Почему Софья изменилась за время отсутствия Чацкого? Кто преподносил ей «уроки жизни»?
8. За что Софья полюбила Молчалина? В каких сценах раскрывается сила и искренность её чувств?
9. Почему Чацкий всякий раз отказывается верить в то, что Софья любит Молчалина? 
10. Заслужила ли Софья наказание в финале комедии? Как, по вашему мнению, сложится её дальнейшая судьба?


III. Чацкий: победитель или побеждённый?

11. Меняется ли Чацкий в ходе словесных поединков с другими персонажами?
12. Кто проигрывает в первом столкновении Чацкого с Фамусовым (действие 2,явление 2)?
13. Что выводит из себя Фамусова в споре с Чацким? Почему Фамусов раздражается?
14. Есть ли победитель в беседе Чацкого с Молчалиным? Почему вы так думаете?
15. Месть Софьи Чацкому – это победа или поражение для неё?

 

IV. Финал комедии

16. Молчалин в финале пьесы терпит крах, или это его временное поражение?
17. С какими чувствами Чацкий уезжает из Москвы?
18. Почему Фамусов считает свою судьбу плачевной?

 

V. "Горе от ума" в оценке критиков

19. Законспектируйте статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний», опираясь на примерный план:

а) Место комедии «Горе от ума» в русской литературе. Сопоставление комедии с другими произведениями.
б) Образ Чацкого: «роль, для которой родилась вся комедия». Оценка ума главного героя.
в) Сравнительная характеристика Чацкого и представителей «фамусовского общества».
г) Мастерство Грибоедова в обрисовке характеров.
д) Софья в оценке Гончарова: «Ей достаётся свой мильон терзаний»
е) Причины бессмертия образа Чацкого и комедии «Горе от ума».

20. Какую оценку комедии в целом и образу Чацкого дал А.С.Пушкин? Почему Пушкин отказал главному герою произведения в уме?

21. Чья точка зрения в этом вопросе вам ближе – Гончарова или Пушкина?

 

VI. Язык комедии: "половина стихов войдёт в пословицу"

22.Что имел в виду Пушкин, говоря о том, что половина стихов комедии Грибоедова «войдёт в пословицу»? Почему многие цитаты из комедии не только стали крылатыми фразами, но и по сей день не утрачивают актуальности?

23. Выпишите фразы и реплики героев, ставшие «крылатыми выражениями»1 (не менее 30). При этом необходимо знать, кто из персонажей и в связи с чем произносит данное выражение. 

24. Насколько язык комедии близок к живой разговорной речи? Приведите примеры. С какой целью Грибоедов написал комедию вольным ямбом?

25. Чтение художественного произведения предполагает понимание всех слов текста. Значение каких слов и выражений показалось вам непонятным при чтении комедии? Предлагаем вам проверить понимание языка комедии - см. файл "Устаревшая и заимствованная лексика в комедии "Горе от ума" внизу страницы.

26. Как Грибоедову удалось выразить индивидуализм речи каждого персонажа? Подготовьте анализ речевой манеры Чацкого, Фамусова, Софьи, Лизы, Скалозуба, обращая внимание на используемую героем лексику, на эмоциональность речи, выразительность, на характеристики, которые дают герои другим персонажам, на склонность к иронии, к категоричным высказываниям и т.п.

27.Выучите наизусть один из монологов Чацкого («А судьи кто?», «И точно, начал свет глупеть…» или "В той комнате незначащая встреча...") и один из монологов Фамусова («Петрушка, вечно ты с обновкой…», «Вот то-то, все вы гордецы…» или "Вкус, батюшка, отменная манера"). Монологи необходимо учить наизусть полностью

28.Подготовьте инсценировку понравившихся вам эпизодов комедии (задание для учащихся, углублённо изучающих литературу).

 

VII. Сочинение по комедии "Горе от ума"

29. На уроке, посвящённом сочинению, вам будет предложено на выбор несколько тем, из которых вы должны выбрать одну и написать по ней сочинение. Если в вашем распоряжении ОДИН академический час, то минимальный объём сочинения должен составить 150 слов (за сочинения объёмом менее 150 слов выставляется оценка "неудовлетворительно"). Если в вашем распоряжении ДВА академических часа, минимальный объём увеличивается до 250 слов. 

30. Сочинение - это творческая работа, которая предполагает развёрнутый аргументированный ответ на вопрос, заявленный в теме. В сущности, сочинение связано с той же работой, что и при подготовке к устным высказываниям на литературные темы, только требует большей точности и убедительности. С требованиями к сочинению и рекомендациями по его написанию вы можете ознакомиться в разделе, посвящённом итоговому выпускному сочинению в 11 классе.

31. Предлагаем вам изучить схему самоанализа сочинения.

 

=================================================================

1 Признаки крылатого выражения: 1) лаконичность; 2) выразительность; 3) обобщённость, сконцентрированность смысла. По форме крылатые выражения могут напоминать пословицы (если это завершённые предложения) либо поговорки (если это словосочетание).