schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Владимир Владимирович Набоков (1899-1977). Вопросы и задания

Лекция о творчестве В.В. Набокова

 

Рассказ "Облако, озеро, башня"

  1. Почему герой рассказа – русский? Чем, кроме национальной принадлежности, он отличается от остальных персонажей?
  2. Когда для Василия Ивановича начинается «приглашение на казнь»?
  3. За что Василий Иванович подвергается издевательствам со стороны попутчиков?
  4. Можно ли доказать, что все персонажи, за исключением Василия Ивановича, марионетки?
  5. С чем ассоциируется в сознании Василия Ивановича облако, озеро, башня? Какова символика этих образов?
  6. Почему Василию Ивановичу не позволили остаться там, где он хотел? Почему он подчинился своим «палачам»? 
  7. Что символизирует образ бабочки, которая билась о потолок, "чокаясь со своей тенью"? 
  8. Какие чувства вызывает финал рассказа?
  9. Какие «трёхчленные» образы встречаются в рассказе? В чем их символические значения?

 

Роман "Приглашение на казнь" (1936)

  1. Какие произведения Набокова идейно и тематически близки роману "Приглашение на казнь"? Где ещё в произведениях писателя звучит словосочетание, ставшее заглавием романа? 
  2. Почему роман начинается с объявления смертного приговора? Чем интригует начало романа?
  3. Как в первой главе показана абсурдность происходящего? С какой целью?
  4. В чём вина Цинцинната? Как он сам относится к своему положению приговорённого к смерти?
  5. Что известно читателю о жизни героя до приговора? Была ли эта жизнь хуже пребывания в тюрьме?
  6. Как в романе подчёркивается одиночество Цинцинната? Чем он отличается от остальных персонажей?
  7. Можно ли утверждать, что в романе реальны лишь события, происходящие в сознании Цинцинната? Как автор обозначает искусственность, бутафорию окружающего мира?
  8. В чём различие миров «там» и «тут»? Какими языковыми средствами это подчёркивается? Как это различие связано с душевной драмой героя?
  9. Как в роман вводится образ палача? С какой целью автор дважды знакомит героя и читателей с м-сье Пьером?
  10. Что можно сказать о характере м-сье Пьера? Почему в романе преобладает самохарактеристика персонажа? Насколько она соответствует реальному образу палача? 
  11. Почему палач стремится к дружбе со своей жертвой? Как сам м-сье Пьер это объясняет?
  12. Какой вопрос постоянно волнует Цинцинната? Почему на этот вопрос никто не хочет отвечать?
  13. Какими способами отсчитывается время в романе? Как отсчёт времени связан с ожиданием казни?
  14. Сколько раз и в связи с чем Цинциннат обретает и утрачивает надежду на спасение?
  15. Какую роль в жизни героя сыграли мать и жена? Что известно о его взаимоотношениях с матерью и женой в прошлом?
  16. Дайте характеристику Марфиньке. В каких эпизодах она проявляет качества своего характера?
  17. Прочитайте эпизод встречи с матерью. Почему Цинциннат считает, что Цецилия Ц. - "ловкая пародия на мать"?
  18. С какой целью мать рассказывает Цинциннату о «нетках»?
  19.  Чем Цецилия напоминает Марфиньку? Почему в романе подчёркивается похотливость обеих женщин? 
  20. Какие чувства к герою испытывает Эммочка? Почему она обещает его спасти, но не спасает?
  21. Как относится к женщинам м-сье Пьер? Почему он любит рассуждать об эротических наслаждениях?
  22. Почему м-сье Пьера называют «маэстро»? С чем связана его популярность?
  23. Можно ли считать, что Пьер "важнее" директора тюрьмы? В чём это проявляется? 
  24. Как показана карикатурность образов директора тюрьмы, адвоката, тюремщика? Чем отличается от них библиотекарь? Какую характеристику библиотекарю даёт Цинциннат?
  25. Какова роль в романе записей Цинцинната? Сопоставьте характер записей в VIII и в XIX главах.
  26. О чём герой пишет Марфиньке? Почему её возмущает письмо мужа?
  27. В чём необычность эпизода поездки палача и жертвы по городу?
  28. Какие события предвещают спасение Цинцинната? Проанализируйте эпизоды а) шахматной игры (гл. XIII); б) спасение ночной бабочки; в) обрушения тюрьмы; г) казни.
  29. В чём смысл финала романа? Благодаря чему Цинциннату удалось избежать смерти и увидеть крушение жестокого бутафорного мира? соотнесите финал романа с эпиграфом.
  30. Как – при всей условности пространства романа – подчёркивается то, что действие происходит где-то в России?
  31. Чем Цинциннат похож и не похож на романтического героя? А на героя экзистенциалистского произведения?
  32. Что общего у Цинцинната и князя Мышкина – главного героя романа Достоевского «Идиот»?
  33. Какой вопрос вы задали бы Набокову после прочтения романа «Приглашение на казнь»?

 

    © Осмоловский М.В., Осмоловская И.Ю.

    Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов с данного сайта разрешено только при обязательном указании автора и прямой гиперссылки с разрешения администрации сайта.