schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Роман "Мастер и Маргарита". Вопросы и задания

I. Проблематика и жанровая природа романа «Мастер и Маргарита» 

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" (2005, реж. Владимир Бортко). В роли Берлиоза - Александр Адабашьян, в роли Воланда - Олег Басилашвили, в роли Бездомного - Владислав Галкин.

  1. Как создавался роман? Что вам известно об эволюции авторского замысла?
  2. Сколько известно редакций романа?
  3. Где и когда впервые был опубликован роман «Мастер и Маргарита»?
  4. Сколько сюжетных линий в романе, какие проблемы занимают центральное место в каждой из них?
  5. Чем необычен хронотоп «Мастера и Маргариты»? Какой композиционный приём положен в основу произведения?
  6. Попробуйте определить жанр романа.
  7. Какими были варианты названия произведения? В чём смысл окончательного названия романа? Какие значения имеет слово «мастер»? Каково литературное происхождение имени Маргариты?

II. Значение и место «ершала́имских* глав» (гл. 2, 16, 25, 26, 32, эпилог)

Пилат допрашивает Иешу́а Га-Ноцри. Иллюстрация А. Григоренко


Человека никто не может сделать более свободным, чем  сам  он  свободен  внутренне.
А.И. Герцен
 
  1. С какой целью Булгаков использовал приём «романа в романе»?
  2. Кто является повествователем истории о Понтии Пилате и Иешу́а?
  3. В чем сходство и различие романа мастера и евангельских рассказов? Почему Воланд утверждает, что описанные в Евангелиях события никогда не происходили?
  4. Кто, по словам мастера, является главным героем его романа? Почему?
  5. Что означает имя Иешу́а? Чем похож и не похож герой на евангельского Иисуса?
  6. Как ведёт себя Иешу́а во время допроса? Чего он боится?
  7. В чём смысл беседы Пилата и Иешу́а об истине? Как это понятие развивает арестованный? Выпишите четыре определения истины из «ершала́имских» глав.
  8. Когда и почему Пилат принимает решение в пользу Иешуа? Что это за решение?
  9. По какой причине Пилат отказывается от своего решения? Чего он боится? Почему мысль о бессмертии вызывает у него тоску?
  10. Как в романе мастера объясняется предательство Иуды?
  11. На какой поступок решается Пилат, пытаясь смягчить муки совести?
  12. Что говорит распятый Иешу́а о пороках человека?
  13. Как ведет себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели  Иешуа? Выполняет ли он последний долг перед учителем?
  14. Кем и как Пилат наказан за трусость? Кем и почему он прощен? Кто ещё из героев мировой литературы так наказан?
  15. Каким эпизодом завершается роман мастера? В чем смысл этого эпизода?

 * Обратите внимание: ударение в слове "Ершала́им" падает на предпоследний слог, в имени Иешу́а - тоже. 

III. Судьба Мастера и его романа

 

Мастер сжигает свой роман. Иллюстрация А. Григоренко

Юродствуй, воруй, молись!
Будь одинок, как перст!
…Словно быкам – хлыст,
Вечен богам крест.
 И.А. Бродский

23. В каком эпизоде впервые появляется мастер? С чем связано его нахождение в клинике Стравинского?

24. Почему мастер в романе не назван по имени? Какой смысл вложен в слово «мастер»? Почему сам герой противопоставляет слова «писатель» и «мастер»?

25. В чём проявилась сила таланта мастера? Чем он отличается от писателей МАССОЛИТа? Какие детали в романе свидетельствуют о противоположности «писателей» и мастера (сравните, в частности, описание обстановки в квартирах мастера и критика Латунского)?

26. Как в МАССОЛИТе определяется принадлежность человека к литературе? Каковы жизненные устремления писателей? О чём они мечтают?

27. Кто из «писателей» прозревает по отношению к собственному таланту и почему?

28. Почему мастер и Иван Бездомный проникаются доверием друг к другу? Что их объединило?

29. Восстановите по тексту романа прошлое мастера. Какие события, на ваш взгляд, сыграли решающую роль в жизни героя?

30. Что означает фраза мастера о своём романе: «И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась»?

31. Как литературный мир Москвы встретил публикацию части романа? Почему? Что опасного для себя они увидели в романе мастера?

32. Какое место в МАССОЛИТе занимал Берлиоз? Почему, по вашему мнению, именно Берлиоз и Бездомный оказываются слушателями романа? Как Берлиоз отреагировал на историю допроса Иешуа?

33. За что наказан Берлиоз?

34. Можно ли сравнить МАССОЛИТ с «храмом старой веры» из ершалаимских глав?

35. Какую роль в судьбе мастера сыграл Алоизий Могарыч? Что говорит о нём мастер?

36. Как со временем мастер объяснил себе нападки на его роман?

37. Почему мастер сжёг роман? Что сломило его? Почему он заявляет Воланду, что роман ненавистен ему?

38. Как Маргарита пытается помочь мастеру? Почему она чувствует свою вину?

39. Что произошло в ту ночь, когда Маргарита покинула мастера? Можно ли, опираясь на текст романа, доказать, что мастер подвергся аресту?

40. Почему Воланд спасает мастера и его роман? Как вы понимаете слова Воланда «Рукописи не горят»?

41. Почему, по вашему мнению, мастер «не заслужил света», но заслужил покой? Почему в то же время герой не наказан «тьмой», подобно Берлиозу?  Как изображён дарованный мастеру покой?

 

IV. Маргарита

Маргарита - ведьма. Иллюстрация А. Григоренко

42. Когда мы впервые в романе узнаём о Маргарите? Какое впечатление складывается у читателя о героине после рассказа мастера?

43. Что рассказывает автор о героине в 19 главе? В какой момент жизни мы застаём Маргариту?

44. Почему Маргарита решилась на сделку с нечистой силой? Что изменилось в Маргарите после того, как она стала ведьмой?

45. Каково ваше отношение к Маргарите? Заслужила ли она покой вместе с мастером? Почему?

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита" (2005, реж. Владимир Бортко). В роли Мастера - Александр Галибин, в роли Маргариты - Анна Ковальчук.

46. Как ведёт себя Маргарита во время великого бала у Сатаны? Что приходится ей вытерпеть и пережить?

47. Почему, на ваш взгляд, Маргарита попросила за Фриду, а не за мастера? Какие качества характера она при этом проявила?

48. Справедлив ли Булгаков, называя отношения мастера и Маргариты «настоящей, верной, вечной любовью»?

 

V. Чёрная магия и её разоблачение

 Коровьев, Азазелло, Бегемот. Иллюстрация А. Григоренко

А я  –  лишь части часть, которая была
В начале той же тьмы, что свет произвела,
Надменный свет, что спорить стал с рожденья
С могучей ночью, матерью творенья.
И.В. Гёте, «Фауст»

 

49. В чём смысл эпиграфа к роману? В какой степени он может быть отнесён на счёт Воланда и его свиты?

50. Можно ли однозначно утверждать, добро или зло творит Воланд? Почему? Какую позицию занимает Воланд по отношению к проблеме добра и зла?

51. Каково происхождение образа и имени Воланда?

52. Каково происхождение имён и образов Коровьева, Азазелло, Геллы и кота Бегемота?

53. С какой целью Воланд прибыл в Москву?

54. Перечислите всех, кто стал жертвой Воланда и его свиты. За что они наказаны?
 

№ п/п

  Имя жертвы Воланда и свиты

                      За что и как наказаны             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Всегда ли справедлив суд Воланда? Можно ли считать Воланда олицетворением высшей справедливости?

56. Какую задачу ставил перед собой Воланд, давая представление в театре Варьете?

57. В чём смысл финальных сцен романа, когда сгорают дом Грибоедова, магазин и нехорошая квартира?

58. Какова символика чисел в романе?

Лекция по творчеству М.А. Булгакова