М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

 

 

Ты пил вино, ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался...
А.А. Ахматова

 Задания по произведениям М.А. Булгакова

Романы Повести Пьесы
  1. "Белая гвардия" (1924)
  2. "Жизнь господина де Мольера" (1933)
  3. "Театральный роман. Записки покойника" (1936)
  4. "Мастер и Маргарита" (1940/1966)
  1. "Записки на манжетах" (1922)
  2. "Дьяволиада" (1924)
  3. "Роковые яйца" (1924)
  4. "Собачье сердце" (1925/1987)
  5. "Записки юного врача" (1926) - цикл рассказов
  1. "Адам и Ева"
  2. "Александр Пушкин"
  3. "Багровый остров"
  4. "Батум"
  5. "Бег"
  6. "Блаженство"
  7. "Война и мир"
  8. "Дни Турбиных"
  9. "Дон Кихот"
  10. "Зойкина квартира"
  11. "Иван Васильевич"
  12. "Кабала святош"
  13. "Мёртвые души"
  14. "Полоумный Журден"
  15. "Сыновья муллы"

Русский прозаик, крупнейший сатирик 20 века, драматург и театральный режиссёр М.А. Булгаков относится к представителям так называемой "возвращённой" литературы: его произведения стали известны широкому читателю спустя почти полвека после смерти писателя, так как большинство его произведений по политическим соображениям опубликовано во доперестроечные времена не было. Булгаков известен в первую очередь как автор повести "Собачье сердце", которая впервые была опубликована в 1987 году (а в 1989 вышла экранизация повести режиссёра Владимира Бортко), и романа "Мастер и Маргарита", впервые опубликованного в 1966 году со значительными цензурными сокращениями, да ещё и в журнальном варианте. В советском доперестроечном кинематографе были экранизированы только три пьесы: "Дни Турбиных", "Бег" и "Иван Васильевич" ("Иван Васильевич меняет профессию"), и до конца 1980-х годов произведения Булгакова не изучались в школе.

М.А. Булгаков, родившийся 15 мая 1891 года в Киеве, был первым из семи детей (трёх сыновей и четырёх дочерей) профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны Покровской. В 1909 году будущий писатель заканчивает гимназию и поступает на медицинский факультет Киевского университета, который заканчивает в 1916 году.

В студенческие годы - в возрасте 24 лет - женится на Татьяне Лаппа, с которой связан такой факт биографии писателя, как излечение от морфийной зависимости: употребляя морфий как профилактическое антиаллергийное средство, Булгаков стал зависимым от этого сильнодействующего анальгетика. 

Годы брака ФИО жены М.А. Булгакова
1913-1924 Татьяна Николаевна Лаппа (1892-1982)
1925-1931 Любовь Евгеньевна Белозёрская (1895-1987)
1932-1940 Елена Сергеевна Шиловская  (1893-1970)

По окончании университета работал земским врачом в Смоленской губернии (г. Вязьма), затем был военным врачом в составе армии Украинской Народной Республики и в Вооружённых силах юга России (белой армии) под командованием А.И. Деникина. После разгрома белогвардейцев 30-летний Булгаков переезжает в Москву и твёрдо решает стать писателем. Пишет очерки и фельетоны для московских газет и журналов, в частности, для газеты "Гудок".

Переломным для Булгакова становится 1924 год: опубликована принесшая ему широкую известность сатирическая повесть "Дьяволиада", написаны повесть "Роковые яйца" и роман "Белая гвардия", развод с первой женой и начало отношений с Л.Е.Белозерской. Однако в 1925 году писательские успехи оборачиваются своей противоположностью: внезапно прекращена публикация романа "Белая гвардия", запрещена только что написанная повесть "Собачье сердце", в  печати разворачивается антибулгаковская критическая кампания, и Булгакову-прозаику приходится превратиться в Булгакова-драматурга. По мотивам "Белой гвардии" он пишет пьесу "Дни Турбиных", в которой по сравнению с романом смещены смысловые акценты, а финал свидетельствует о признании белыми офицерами своего военного и морального поражения. Пьеса очень нравится Сталину: пьесу на несколько лет запретят, но Сталин в 1932 году распорядится вернуть её в репертуар МХАТа (но только этого театра!) и сам побывает на постановке не менее пятнадцати раз. 

В 1926 году в Театре им. Вахтангова с большим успехом проходит премьера комедии "Зойкина квартира", а в 1928 - премьера "Багрового острова". Булгаков начинает работу над давно задуманной пьесой "Кабала святош" о жизни французского комедиографа Жана Батиста Поклена де Мольера.

В 1928 году у Булгакова возникает замысел романа о Сатане, появляющемся в современной Москве. Он делает несколько черновых набросков, которые впоследствии лягут в основу романа "Мастер и Маргарита". Однако в первоначальном варианте нет ни Мастера, ни Маргариты, а Сатана появляется в Москве без свиты. И лишь последовавшие затем драматические события в жизни писателя обогатят роман и новыми героями, и новыми смыслами. 

В 1929 году Булгаков знакомится со своей будущей третьей женой Е.С Шиловской, с которой его три года - до вступления в официальный брак - связывают тайные отношения: и он, и она пока ещё связаны с законными своими супругами.

Елена Сергеевна (урождённая Нюренберг) была женой начальника штаба Московского военного округа, профессора Академии Генерального штаба армии, генерал-лейтенанта Евгения Александровича Шиловского. 

Из воспоминаний Елены Сергеевны: «Я была просто женой генерал-лейтенанта Шиловского, прекрасного, благороднейшего человека. Это была, что называется, счастливая семья: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей. Вообще всё было хорошо. Но когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на всё, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва, — признавалась впоследствии Елена Сергеевна. — Я пошла на всё это, потому что без Булгакова для меня не было ни смысла жизни, ни оправдания её… Это было в 29-м году в феврале, на масляную… Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь. Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова двадцать месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, всё-таки это была судьба». 

В это же время у Булгакова начинаются большие неприятности: все пьесы внезапно изъяты из репертуара театров, запрещена постановка пьес "Бег", "Зойкина квартира" и "Багровый остров". Оказавшись в сложнейшей материальной и психологической ситуации, Булгаков 28 марта 1930 года пишет письмо Правительству СССР с просьбой отпустить его за границу. Неожиданно 18 апреля 1930 года, через день после похорон В.В. Маяковского, в квартире Булгакова раздался телефонный звонок: это был И.В. Сталин. Поинтересовавшись, чем он может помочь Булгакову и узнав о желании писателя работать во МХАТе, Сталин посоветовал именно туда и прийти с заявлением: "Мне кажется, что они согласятся". Полный текст беседы приведён ниже. 

----------------------------------------------------------------------------------------

Сталин: C Вами Сталин говорит. Здравствуйте, товарищ Булгаков.
Булгаков: Здравствуйте, Иосиф Виссарионович.
Сталин: Мы Ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… А, может быть, правда - Вы проситесь за границу? Что, мы Вам очень надоели?
Булгаков (растерянно и не сразу): ...Я очень много думал в последнее время - может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.
Сталин: Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?
Булгаков: Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, и мне отказали.
Сталин: А Вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с Вами.
Булгаков: Да, да! Иосиф Виссарионович, мне очень нужно с Вами поговорить.
Сталин: Да, нужно найти время и встретиться, обязательно. А теперь желаю Вам всего хорошего.

-----------------------------------------------

Встреча Булгакова со Сталиным так и не состоялась, но уже на следующий день Булгаков был принят на работу и во МХАТ, и в Театр рабочей молодёжи (ТРАМ). По-видимому, разговор со Сталиным сыграл положительную роль в судьбе Булгакова. Ни его самого, ни членов его семьи не коснулись репрессии. Произведения Булгакова в 1930-е годы по-прежнему не печатают, но пьесы инсценировать разрешают. Возобновляются постановки спектаклей "Зойкина квартира", "Дни Турбиных", ненадолго разрешена пьеса "Кабала святош". По мотивам гоголевской поэмы написана и с успехом идёт в театре пьеса "Мёртвые души". Свою работу во МХАТе Булгаков отразил в написанном в 1936 году "Театральном романе", известном также под названием "Записки покойника". 

В это же время главная советская газета "Правда" публикует разгромную статью о пьесе "Кабала святош", после чего Булгаков уходит  из МХАТа в Большой театр, где работает над либретто опер. Осознавая, что все неприятности связаны с его слишком вольным отношением к творчеству, он начинает работать над политически "правильной" пьесой "Батум", рассказывающей о героической молодости И.В. Сталина. Однако со стороны самого Сталина, давшего положительную характеристику пьесе, пришло распоряжение отменить постановку. С этого момента здоровье Булгакова резко ухудшилось, у него обострился гипертонический нефросклероз - наследственная болезнь почек, он стал терять зрение. Диктует жене окончательный вариант романа "Мастер и Маргарита".

М.А. Булгаков умер 10 марта 1940 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 

 

Повесть "Собачье сердце" (1925)

Первым опытом в фантастике для Булгакова стала написанная в 1924 году повесть "Роковые яйца". Её действие происходило в недалёком будущем (1928 год), а  в основе сюжета - открытие профессором Владимиром Персиковым необычных свойств лучей красного спектра, которые, воздействуя на эмбрионы, заставляют их интенсивно развиваться и достигать больших размеров. С помощью облучателей планируется воссоздать поголовье кур в одном из совхозов. Из-за ошибки при сортировке яиц облучатели воздействуют на яйца змей и крокодилов... 

В январе 1925 года Булгаков пишет повесть "Собачье сердце", главным героем которой становится профессор Преображенский, проводящий исследования в области омоложения организма и достигший в этом деле невероятных успехов. Пересаживая в ходе опытов бездомной собаке гипофиз и семенники убитого алкоголика Клима Чугункина, что приводит к постепенному очеловечиванию пса, который, однако, превращается в грубияна и пьяницу Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Попав под влияние председателя домкома Швондера, Шариков воспринимает профессора как угнетателя и притеснителя. Он делает стремительную карьеру - становится начальником подотдела очистки Москвы от бродячих животных, то есть бывший бездомный пёс убивает теперь других бездомных животных. Он пишет политический донос на самого профессора, стремясь выжить его из квартиры, и тогда Преображенский и его ассистент доктор борменталь принимают решение провести обратное превращение Шарикова в собаку. 

Повесть сразу была воспринята как острая политическая сатира. Шариков - представитель пролетариата, который внезапно получил права и свободы, быстро поднялся по социальной лестнице и стал яростно уничтожать и себе подобных, и тех, кто наделил его этими правами. Повесть была запрещена в СССР. В мае 1926 года в ходе обыска в квартире Булгакова рукопись повести была изъята и возвращена автору после ходатайства Максима Горького три года спустя. Первая публикация состоится только в 1987 году. 

 

Роман "Мастер и Маргарита" (1940)

 

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита", 2005, реж. Владимир Бортко.  В роли Мастера - Александр Галибин, в роли Маргариты - Анна Ковальчук

Жанр. "Мастер и Маргарита" - одно из самых культовых и самых сложных произведений русской литературы. Сложность его определяется в первую очередь жанровой природой: это роман и сатирический, и фантастический, и любовный, и мистический, и этико-философский. К тому же роман содержит множество аллюзий, связанных с христианской и иудейской мифологией, с произведениями мировой классики.

Источники романа. Уже эпиграф к "Мастеру и Маргарите" отсылает читателя к одному из источников романа - к трагедии И.В. Гёте "Фауст". Оттуда позаимствован образ Воланда - дьявола, творящего зло во имя добра. В трагедии Гёте дьявола зовут Мефистофелем, и он выполняет функцию искушения Фауста по предварительной договорённости с Богом. Имя "Воланд" тоже упоминается именно в оригинальном (немецком) тексте "Фауста": перед появлением Мефистофеля звучит фраза "Platz! Junker Voland kommt!".

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита", 2005, реж. Владимир Бортко.  Воланд - Олег Басилашвили, Берлиоз - Александр Адабашьян, Иван - Владислав Галкин. 

 

История создания. Первоначальным замыслом Булгакова, относящимся к 1928-1929 годам, было написание сатирического романа о появлении дьявола в современной Москве. В первой редакции в романе была одна сюжетная линия, и не было ни Мастера, ни Маргариты, ни дьявольской "свиты". В черновой редакции роман назывался "Чёрный маг", "Копыто инженера", "Жонглёр с копытом", "Инженер с копытом", "Сын В.". После известных событий марта 1930 года, когда были запрещены все произведения Булгакова, писатель сжёг свой роман. К работе над ним он вернулся в 1931 году. На созданием второй редакции под названиями "Великий канцлер", "Сатана", "Вот и я" Булгаков работал до 1936 года. Именно в это время он решил отразить в романе события, произошедшие в его личной и творческой судьбе: появление в его жизни "тайной жены" Е.С. Шиловской, ставшей прообразом Маргариты; близость к помешательству после разгромной критики и запрета всех его произведений - таким образом, прообразом Мастера стал сам автор романа. Так в романе появились главные герои, а Воланд обзавёлся "свитой". С 1936 по 1938 создавалась третья редакция романа под окончательным названием "Мастер и Маргарита", правкой которой Булгаков занимался до самой смерти, а затем, спустя много лет, текст к публикации (1966) готовила уже вдова писателя Елена Сергеевна (она же была консультантом во время съёмок фильма по пьесе Булгакова "Бег").

Сюжетные линии и хронотоп. Именно в третьей редакции романа были чётко обозначены его три сюжетные линии и двойной хронотоп. Профессор И.Н. Сухих называет "Мастера и Маргариту" романом-лабиринтом, в котором три автономных сюжета иногда пересекаются и сходятся в точке художественного смысла. 

Булгаков использовал приём романа в романе, органично включив текст романа Мастера о Понтии Пилате в основной сюжет. События разворачиваются в Москве в 1930-е годы и параллельно в Ершалáиме в 30-е годы первого века нашей эры. Первая сюжетная линия связана с деятельностью Воланда и его свиты в Москве. Вторая - с историей любви Мастера и Маргариты. Третья - с событиями ареста и казни Иешуа Га-Ноцри, виновником которых против своей воли становится прокуратор Иудеи Понтий Пилат. По словам богослова Александра Меня, Пилат - человек, "умывающий руки" и тем самым предающий самого себя.

Все три линии романа в конце концов переплетаются. Во время беседы (в начале романа) на Патриарших с редактором Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным "профессор чёрной магии" Воланд, вступая в спор по поводу существования Иисуса Христа, дословно воспроизводит одну из глав романа Мастера. После этого под трамваем гибнет Берлиоз, а Иван оказывается в психиатрической лечебнице, где и встречает Мастера. Выясняется, что оба героя попали в лечебницу "из-за Понтия Пилата". Воланд вмешивается в судьбу Мастера, пропадающего в сумасшедшем доме, и Маргариты, близкой к отчаянию из-за неизвестности судьбы Мастера: Маргарита приглашена в качестве королевы на бал к Сатане, где в награду ей возвращают Мастера. Именно после бала у Сатаны выясняется, что роман Мастера не сгорел, потому что "рукописи не горят", и что его требуется завершить.

 

Кадр из фильма "Мастер и Маргарита", 2005, реж. Владимир Бортко.  В роли Понтия Пилата - Кирилл Лавров. 

 

Из 33 глав романа "Мастер и Маргарита" (вместе с эпилогом) шесть составляет текст романа Мастера о Понтии Пилате. События в современной Булгакову Москве и события в Ершалаиме развиваются параллельно, что позволяет создать систему взаимных сюжетно-мотивных смысловых отражений в романе. При этом любопытно то, что герои, обозначенные названием, в первой части романа почти не фигурируют. Мастер впервые появляется в 13-й главе, которая не случайно названа "Явление героя". А Маргарита - только в 19-й главе. Мастер вообще немногословен, лишь однажды он подробно рассказывает Ивану о встрече с Маргаритой и о трагической судьбе своего романа. По-видимому, немногословность протагониста произведения связана с тем, что он в полной мере высказался в своём романе. К концу романа становится ясно, что основной задачей визита Воланда в Москву было воссоединение любовников - Мастера и Маргариты - и спасение романа о Понтии Пилате. После устройства посмертной судьбы заглавных героев и "спасения" Пилата Воланд вместе со свитой покидают Москву. 

 Кадр из фильма "Мастер и Маргарита", 2005, реж. Владимир Бортко.  В роли Маргариты - Анна Ковальчук

Время действия романа. Основные события "московских" глав романа происходят, по-видимому, в 1934 или 1935 году. На это указывает ряд деталей: кот Бегемот и Коровьев посещают Торгсин, существовавший с 1931 по 1936 гг., а Маргарита едет в троллейбусе по Арбату, что не могло случиться ранее 1934 года. В целом споры о времени действия романа связаны с тем, что разные сюжетные линии создавались в разные годы. 

Сатирически дана широкая картина жизни писателей 1930-х годов. Под аббревиатурой МАССОЛИТ скрывался намёк на созданный в 1934 году Союз писателей СССР: Булгаков даже называет точное число массолитовцев - 3111, что в определённый момент совпадало с числом членов советского Союза писателей. Большинство членов МАССОЛИТа - карьеристы, мечтающие о даче в Перелыгино (аллюзия на подмосковный - ныне относящийся к Москве - писательский посёлок Переделкино) и о сытном обеде в ресторане Грибоедова.

В образах писателей и критиков выведены реальные лица. В частности, в образе завистника Пушкина 32-летнего писателя Александра Рюхина ("балбеса Сашки") выведен советский поэт Александр Жаров, автор гимна пионеров "Взвейтесь, кострами, синие ночи...". Прямой намёк именно на это стихотворение содержится в словах Ивана Бездомного в шестой главе романа: "Хе-хе-хе... "Взвейтесь!" да "развейтесь!"... А вы загляните к нему внутрь —  что он там думает... вы ахнете! — и Иван Николаевич зловеще рассмеялся". В 1936 году Жарову как раз исполнилось 32 года. 

История публикации. Булгаков знал, что при его жизни роман "Мастер и Маргарита" не опубликуют. Пройдёт 26 лет после смерти писателя, когда Елене Сергеевне Шиловской-Булгаковой удастся с помощью литературоведа Абрама Вулиса опубликовать текст романа (с цензурными сокращениями) в двух номерах литературного журнала "Москва" (декабрь 1966 - январь 1967). Отдельным изданием роман выйдет в 1973 году благодаря стараниям советского писателя Константина Симонова, а полный текст будет опубликован лишь в конце 1980-х гг., когда будет окончательно снят запрет на публикацию произведений писателей, подвергавшихся ранее цензурным ограничениям. Так в СССР появится целый пласт "возвращённой" литературы - это произведения, написанные десятилетия назад, но не дошедшие до читателя по политическим причинам. 

Задания по произведениям М.А. Булгакова