Мифологема судьбы в рассказе Леонида Николаевича Андреева "Жизнь Василия Фивейского"
Леонид Николаевич Андреев
- Что представляет собой "Жизнь Василия Фивейского" в жанровом отношении: аллегорический рассказ, рассказ-исповедь или психологическую повесть?
- Как в повести распределено художественное время? Почему о первых семи годах повествуется бегло?
- С какой целью Андреев уже в начале повести задаёт мрачный, пессимистичный тон? Можно ли, прочитав первое предложение, утверждать, что судьба главного героя предрешена?
- Проследите цепочку несчастий, свалившихся на Василия Фивейского. Каких бед можно было бы избежать?
- Письменное задание. Чем похож и не похож Василий Фивейский на библейского Иова? Подготовьте цитаты из Книги Иова (Ветхий Завет) и из повести Андреева.
Герои Какой была жизнь героя до испытаний? Какие несчастья выпали на долю героя? Финал судьбы Иов Василий Фивейский - Можно ли утверждать, что судьба Василия Фивейского – это способ испытания его веры в Бога? Выдерживает ли Василий это испытание? Почему?
- Письменное задание. Как связаны с судьбой о. Василия сын-идиот, Настя, Копров, Мосягин, инвалид, жена Настя? Как эти персонажи характеризуются в повести? Заполните таблицу.
Персонажи повести Как персонаж описан в повести? Как персонаж выражает отношение к Василию? Судьба в финале Сын-идиот Дочь Настя Копров Мосягин-старший Инвалид Жена Настя - Почему пожар в доме Василия Фивейского – переломный момент в повести? Как складывается новая жизнь героя?
- С какой целью Василий Фивейский пытается воскресить Мосягина? Почему именно этот поступок – кульминация сумасшествия героя?
- Закономерен ли финал судьбы героя? Почему умерший Василий Фивейский в своей позе сохраняет «стремительность бега»?
- В чём смысл имён и фамилий в повести? Как связаны сюжеты повести Андреева и «фиванского цикла» древнегреческой мифологии?
Диалектика предательства в повести Леонида Николаевича Андреева "Иуда Искариот"
12. Что вам известно об истории создания повести? Почему Андреев изменил её первоначальное название?
13. Насколько тесна связь повести и Евангелия? Что, по вашему мнению, важнее для автора – переосмыслить евангельский сюжет или осмыслить предательство как таковое? Как это доказать?
14. Письменное задание. Выпишите цитаты, характеризующие внешность Иуды. Что привлекает и отталкивает в герое?
Черты внешности Иуды | О чём свидетельствует эта черта? |
15. Что известно о прошлом героя? Помогают ли факты прошлого понять настоящее Иуды?
16. Чем Иуда выделяется среди других апостолов? Выделяет ли его Иисус?
17. Почему Иуда считает себя самым близким учеником Иисуса?
18. Письменное задание. Дайте характеристики Иоанну, Фоме, Петру (на основе 3-4 эпизодов). Над чем заставляет их задуматься Иуда?
Иоанн | Фома | Пётр | |
Детали портрета | |||
Качества характера | |||
Эпизоды взаимоотношений с Иудой |
19. Какие поступки Иуды получают двойственное толкование? Осознаёт ли Иуда эту двойственность?
20. Любит ли Иуда Иисуса? Почему он предаёт учителя?
21. Может ли предательство быть вызвано благими намерениями? Дайте оценку предательству Иуды.
22. Подтверждает ли финал повести то, что Иуда – единственный верный ученик Иисуса?
23. Чем интересна повесть современному читателю?
Поделиться с друзьями: