М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Комплексный анализ фрагмента рассказа "Правила добра"

Стоял чёрт, опустив длинные руки, бессильные творить добро, и отвислый нос его, пораненный ударом, выражал уныние и крайнюю тоску. Посмотрел на него попик искоса и недружелюбно, ещё раз взглянул, радостно вздохнул почему-то и, подойдя близко, наклонил к себе тугую голову дьявола и поцеловал его в лоб. И тут ещё заметил: на темени, у самого корня седых колос, запеклась кровь. Дьявол покорно принял поцелуй и шёпотом сказал:

- Страшно мне, святой отец! Видел я в аду крайние ужасы, до последнего страха касалась моя душа, но не трепетала столь мучительно, как теперь. Есть ли что страшнее: стремиться к добру так неуклонно и жадно и не знать ни облика, ни имени его! Как же люди-то на вашей земле живут?

- Так и живут, миленький, как видишь. Одни в грешном сне почивают, а кои пробудились, те мучатся и ищут, как и ты, с природой своей борются, мудрые правила сочиняют и по правилам живут.

- И спасаются? - недоверчиво спросил чёрт.

- А это уж одному Богу известно, и нам с тобой в этот конец даже и заглядывать не годится. Да ты не отчаивайся, миленький, я уж тебя не оставлю, я тебя и ещё поучу, у меня много времени свободного. Чёрт ты старательный, и всё у тебя пойдёт по-хорошему, только в уныние не впадай, да ранку на голове промой холодной водой, как бы не разболелась.

Так кончили они разговор; и не знали они оба, ни огорчённый унылый дьявол, ни сам попик с благостной душой, когда он лобызанием любви касался противного дьявольского чела, а дьявол в свою очередь жалел жалостью любовной мечущихся людей, что как раз в эту минуту совершалось то самое добро, имени и порядка которого тщетно доискивались оба.

Так и разошлись, не зная: попик - к себе, приискивать новые правила добра для поучения, а дьявол - к себе, в темноту запылённых углов, чтобы там зализывать раны и тщетно допрашивать Бога об его грозных и непонятных велениях.

Вот и снова начал благостный поп обучать добру непокорную дьявольскую душу, - но тут-то и начались для обоих самые тяжкие мучения.

Пробовал попик давать подробные наставления на разные случаи жизни, и выходило хорошо, пока случаи совершались в том самом виде и в том порядке, в каком предначертал их его наивный ум. Не только со старательностью, а даже и со страстью, проявляя силу воли необыкновенную, чёрт выполнял предписанное. Но всего многообразия жизненных явлений не мог уловить в свои плохонькие сети человеческий ум, и ошибался чёрт ежеминутно. В одном месте сделает, а рядом пропустит, потому что вид другой и слова у просящего не те; а то бывает, что и чёрт не дослышит, либо не так поймёт, - и опять ошибка, человеку обидно, а добру попрание. Уже и у попика начал мутиться разум: никак он до тех пор не предполагал, чтобы столько было у жизни лиц, тёмных загадок, вопросов неразрешённых.

"И откуда это всё берется? - думал попик, пока чёрт в углу зализывал новую рану или тяжко вздыхал от гнетущего бессилия. - То ничего не было, а то вдруг так всё и полезло, так всё и полезло. Тут не только чёрт, а и священнослужитель не разберётся. Но как же я раньше разбирался? - удивительно! Боюсь я этого, а ничего не поделаешь: надо попробовать распространительное толкование. Дам ему этакие общие законы, а он их пусть распространяет... Только бы не вышло чего, о господи!".

 

  1. Почему в рассказе «Правила добра» только два героя? Что читателю известно об их взаимоотношениях на момент событий, представленных в данном фрагменте?
  2.  Каковы стилистические особенности рассказа? Какие синтаксические и лексические средства использует Андреев? С какой целью? Приведите примеры использования указанных вами особенностей и средств из данного фрагмента.
  3.  С чем связано внезапное желание попика поцеловать чёрта?
  4.  Почему попик уверен, что ему удастся обучить добру чёрта?
  5.  В чём смысл авторского комментария в предложении, начинающемся со слов «Так кончили они разговор…»?
  6.  Есть ли в данном фрагменте ответ на вопрос о том, что такое добро?
  7.  Почему попытка обучить и обучиться добру не удалась?