М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

 

Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном — только если это отстоялось словом.
В.В. Маяковский, "Я сам"
 
Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи.
Безразличие к его памяти и его произведениям - 
преступление.
И.В. Сталин



Стихотворения Поэмы Драмы

"Ночь" (1912)

"А вы могли бы?" (1913)

"Нате!" (1913)

"Послушайте!" (1914)

"А всё-таки" (1914)

"Я и Наполеон" (1915)

"Вам!" (1915)

"Гимн взятке" (1915)

"Лиличка!" (1916)

"Себе, любимому, посвящает эти строки автор" (1916)

"Наш марш" (1917)

"Хорошее отношение к лошадям" (1918)

"Левый марш" (1918)

"Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" (1920)

"О дряни" (1920)

"Прозаседавшиеся" (1922)

"Юбилейное" (1924)

"Сергею Есенину" (1926)

"Разговор с финиспектором о поэзии" (1926)

"Нашему юношеству" (1927)

"Письмо Татьяне Яковлевой" (1928)

"Разговор с товарищем Лениным" (1929)

"Стихи о советском паспорте" (1929)

"Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка" (1929)

"Марш ударных бригад" (1930)

"Ленинцы" (1930)

"Облако в штанах" (1915)

"Флейта-позвоночник" (1915)

"Человек" (1917)

"150 000 000" (1918)

"Люблю" (1922)

"Про Это" (1923)

"Владимир Ильич Ленин" (1924)

"Летающий пролетарий" (1925)

"Хорошо!" (1927)

"Во весь голос" (1930)

 

Трагедия "Владимир Маяковский" (1914)

"Мистерия- Буфф" (1918)

Комедия "Клоп" (1928)

Комедия "Баня" (1929)

Владимир Маяковский - крупнейший русский поэт 20 века, самая яркая фигура русского футуризма в ранний период творчества, революционный поэт, оказавший огромное влияние на язык русской поэзии; актёр, режиссёр, художник, издатель. 

Маяковский родился 19 июля 1893 года (или 1894 - мнения отца и матери в этом вопросе расходились, но по документам значится 1893) в селе Багдади Кутаисской губернии (ныне Грузия*), где в лесничестве служил его отец, столбовой дворянин Владимир Константинович, потомок запорожских казаков. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко, тоже происходила из рода казаков, только кубанских. В семье было пятеро детей: две дочери - Людмила и Ольга, и трое сыновей - Владимир, Константин и Александр, однако братья поэта умерли в раннем возрасте.

Семья Маяковских

 

В автобиографии "Я сам" поэт утверждает, что "других Маяковских, по-видимому, не имеется". У самого поэта, не состоявшего в браке, в 1926 году родилась дочь Елена Владимировна, гражданка США (по паспорту - Хелен Томпсон). В 1990-е годы она стала называть себя Еленой Владимировной, приезжала в Москву, выступала перед поклонниками Маяковского в большом московском книжном магазине "Библио-глобус". В 2015 году она выразила желание вернуться на родину отца. Скончалась в возрасте 90 лет в 2016 году. 

 Елена Владимировна Маяковская (Helen Thompson)

В 1902 году Маяковский поступает в Кутаисскую гимназию, но не заканчивает её: в 1906 году, сшивая бумаги, Владимир Константинович уколол палец и умер от заражения крови, поэтому семья Маяковских, распродав всё имущество, уехала из Кутаиси в Москву. Там будущий поэт поступил в пятую классическую гимназию, но из пятого класса был исключён из-за невозможности оплатить обучение. В это же время Маяковский много читает (в основном русская и зарубежная классика), увлекается идеями марксизма и в 1908 году (в 15-летнем возрасте) вступает в РСДРП. Участвует в пропагандистской работе, распространяет листовки с призывами к революции, трижды подвергается аресту. Во время 11-месячного заключения в Бутырской тюрьме написал целую тетрадь неудачных стихов: "Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б ещё напечатал!". 

После освобождения из тюрьмы в январе 1910 года выходит из РСДРП. Увлекается живописью и в 1911 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества - это было единственное учебное заведение, не требовавшее от поступающих справки о политической благонадёжности. Здесь Маяковский знакомится с Давидом Бурлюком, идейным вождём русского футуризма. Именно Бурлюк первым оценил поэтическое дарование Маяковского, прочитавшего ему стихотворение "Ночь" (1912), и ввёл молодого поэта в мир московского литературного авангарда. 19-летний Маяковский начинает свои выступления в литературном кафе "Бродячая собака", а в декабре 1912 года  подписывает футуристический манифест "Пощёчина общественному вкусу", где содержался призыв к разрыву с традициями классической русской литературы. Пишет первый поэтический цикл "Я" (впоследствии вошёл в сборник "Простое как мычание") и трагедию "Владимир Маяковский", постановка которой с треском проваливается. 

 

Ранняя лирика: футуристический разбег

Для ранней поэзии Маяковского ("А вы могли бы?", "Нате!", "Вам!", "Несколько слов обо мне самом", "Я и Наполеон") характерна предельная эмоциональность, антиэстетизм, шокирующая эпатажность, резкая смена интонации, что было характерно в целом для поэзии кубофутуристов. Нерегулярность пунктуации, ритма и рифмы Маяковский компенсирует дроблением стихотворной строки на небольшие осмысленные фрагменты (стихи "лесенкой"). Такая стихотворная система называется тонической. В стихах Маяковского часто используются неологизмы (новообразованные слова) и окказионализмы (слова, придуманные автором и использующиеся только в контексте авторского произведения и не получающие широкого распространения), неожиданные развёрнутые метафоры. 

Мария Александровна Денисова. Источник фото http://www.sweetstyle.ru/style/main/raz/monitor/2009/680  

Поэма "Облако в штанах" (1915)

В январе 1914 года, будучи в Одессе, Маяковский встретился с Марией Александровной Денисовой, будущим скульптором-монументалистом (1894-1944). Поэт мгновенно увлёкся ею, однако Мария не ответила ему взаимностью. Именно это событие и станет завязкой поэмы "Облако в штанах". Это название было иронически-вызывающим по отношению к первоначальному названию, запрещённому цензурой, - "Тринадцатый апостол".

Маяковский выступает героем поэмы, бросающим вызов обществу, а в последней части выступающим сначала в качестве искусителя Бога, а затем богоборца, провозвестника новой веры. Причиной бунта героя поэмы против "вашей любви", "вашего искусства", "вашего строя" и "вашей религии" становится неразделённая любовь. При этом чувства героя описаны с необыкновенной силой и экспрессией. История Марии, которая на несколько часов опаздывает на свидание и сообщает герою, что выходит замуж, превращается, по выражению литературоведа И.Н. Сухих, "в грандиозное, космическое событие, в котором участвуют ангелы, человеческие толпы, терпящие крушение пароходы, тушащие пожар сердца пожарные". 

"Облако в штанах" навсегда останется визитной карточкой Маяковского. В этой поэме проявились и стиль, и система стихосложения, и образность, метафоричность языка, и образ лирического героя, и характерный для футуризма пафос отрицания. 

В июле 1915 года мольба о любви, высказанная в четвёртой части поэмы, неожиданно находит другого адресата: поэт знакомится с Лилей Юрьевной Брик, и поэму "Облако в штанах", равно как и все последующие произведения, посвящает именно ей. Маяковский подарит Лиле Юрьевне перстень с её инициалами Л.Ю.Б., которые превратятся в беконечное "люблю" - именно так Маяковский назовёт одну из своих поэм в 1921 году. Этот перстень Лиля Юрьевна будет носить до конца жизни. 

 

Лиля Юрьевна Брик

Личная жизнь

Лиля Брик была замужем, но это не помешало её долговременным отношениям с Маяковским, который не только поселил Лилю Юрьевну и её мужа Осипа Максимовича в свою квартиру, но и материально поддерживал их.

В свою очередь, Маяковский также увлекался другими женщинами.

От русской американки Елизаветы Зиберт (1904-1985) у поэта родилась дочь Елена (1926-2016).

На эмигрировавшей в Париж Татьяне Алексеевне Яковлевой (1906-1991) поэт даже собирался жениться, но их браку помешал статус эмигрантки.

С актрисой Вероникой Витольдовной Полонской (1908-1994) Маяковского связывали отношения незадолго до самоубийства. 

 

Творчество после 1917 года: прыжок в революцию

Октябрьскую революцию 1917 года Маяковский приветствует, воспринимая её не только в политическом ключе, но и как событие, вслед за которым произойдёт обновление мира. Отныне тема революции - одна из ведущих в его творчестве. Он начинает работать в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) в качестве художника и поэта. Его политические карикатуры, сопровождаемые стихами, станут общеизвестными. 

 

Маяковский снимается в кино (сохранился фильм "Барышня и хулиган"). Пишет произведения, посвящённые Октябрьской революции - поэму "150.000.000" и пьесу "Мистерия-буфф". Создаёт группу "ЛЕФ" - Левый фронт искусств, издаёт одноимённый журнал, в котором печатаются поэты-футуристы, в частности, Асеев и Пастернак. Теме любви посвящает поэмы "Люблю" и "Про Это".

В 1922-1925 годах Маяковский совершает заграничные поездки: Латвия, Германия, Франция, США. Активно печатает свои произведения в нескольких журналах и газетах, много ездит по СССР, выступает перед публикой и на радио. 

В 1924 году создаёт поэму "Владимир Ильич Ленин", в которой с искренней болью пишет о смерти Ленина, воспевает его как величайшего человека в истории. Чтение этой поэмы в Большом театре сопровождалось длительной овацией. Тема революции будет продолжена в поэме "Хорошо!" (1927), посвящённой десятилетнему юбилею Великого Октября. 

В 1928-1929 пишет две сатирические комедии  с элементами фантастики "Клоп" и "Баня". Действие первой из них происходит в 1979, второй - в 2034 году. Разоблачая бюрократов и мещан, Маяковский показывает их несовместимость с коммунистическим будущим. Обе комедии поставлены режиссёром Мейерхольдом, но подвергаются резкой критике со стороны РАППа - Российской ассоциации пролетарских писателей. Организованная Маяковским выставка "20 лет работы" проигнорирована крупными литераторами и политиками. 

Одно из последних произведений поэта - сильнейшая по искренности поэма "Во весь голос". Поэт успел написать только первое вступление в поэму, однако оно отличается композиционной и смысловой завершённостью. 

Маяковский - о создании поэмы "Во весь голос" 25 марта 1930 года: "Один коммунист мне говорил: «Что потомство! Ты перед потомством будешь отчитываться, а мне гораздо хуже — перед райкомом. Это гораздо труднее». Я человек решительный, я хочу сам поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я обращаюсь непосредственно к потомкам в своей поэме, которая называется «Во весь голос»".

Утром 14 апреля 1930 года поэт встретился в своей квартире на улице Мясницкой с Вероникой Полонской. У них состоялся эмоциональный разговор, после которого она вышла за дверь и услышала звук выстрела. Приехавшая карета "скорой помощи" не смогла помочь: Маяковский выстрелил себе в сердце. В течение трёх дней в Доме писателей шло прощание с поэтом. Маяковского похоронили на Донском кладбище, а в 1952 году благодаря усилиям Лили Брик и Людмилы Маяковской перенесли прах поэта на Новодевичье. 

Из интервью В.В. Полонской журналу "Советский экран" в 1990 году: "Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», — сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «Скорой помощи»… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…»". 

Активное содействие изданию книг Маяковского и увековечиванию его памяти было оказано Сталиным в 1936 году после письменного обращения Лили Брик.  


* Следует помнить, что Грузия, равно как и Азербайджан, Армения, Молдавия, Украина, Белоруссия, Финляндия, Польша являлись не самостоятельными государствами, а составными частями Российской империи (существовала до 1917 года). В период существования СССР (до 1991) в состав единой страны входили Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Азербайджан, Грузия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан. 

Задания по творчеству В.В. Маяковского

    "Помню, был лет 30 назад период, когда к Маяковскому начали относиться снисходительно, иронически, а то и порой издевательски. Как же, совпис, продал талант, исписался - на фоне эмигрантов он теряется, становится устаревшим…

    Ага, как бы не так. Он и после смерти заново утвердился, и громовым голосом покрыл всех. Маяковский актуален, потому что антибуржуазен - он презирает пошлую пресыщенность и всю эту олигархическую спесь. Да что там презирает - он желает ей погибели. Он изничтожает её. Маяковский актуален, потому что наряду с Гагариным - он мощнейший мировой супербренд: поэзия его оказала мощнейшее влияние на мировую поэзию XX века и была переведена на сотни языков. В любви ему объяснялись величайшие коллеги по ремеслу со всех континентов.

    Безупречно вырубленное лицо его - наряду с Хэмом в свитере и еще несколькими портретами - один из основных литературных символов столетия. Маяковский, при всём своём интернационализме, обладал, как заметил один его современник, великорусской гордостью и безусловно поддерживал все действия власти по возврату в Россию всех возможных украин и грузий. Местечковые национализмы он презирал. Маяковский безусловный милитарист - и счет боевых его плакатов и четверостиший времен Первой мировой и Гражданской идет на сотни, если не на тысячи. Маяковский гениальный, неповторимый лирик, но еще и реформатор стиха, прорыв, совершенный им - беспрецедентен. Маяковский - создатель и основатель советской и мировой поэтической ленинианы. Можно снять хоть сто сериалов про пломбированный вагон и написать тысячи разоблачительных постов и подкастов про ВИЛ - всё это, подчеркиваю, всё это переживут и переедут, не заметив, стихи Маяковского: поэма «Владимир Ильич Ленин» и стихотворение «Разговор с товарищем Лениным». И пока существует русский язык - стихи эти будут действовать и побеждать. О Маяковском, наконец, хочется, интересно, даже радостно думать. Он нереально крут". 

    Захар Прилепин, 2023