Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном — только если это отстоялось словом.
В.В. Маяковский, "Я сам"
Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи.
Безразличие к его памяти и его произведениям -
преступление.
И.В. Сталин
Стихотворения | Поэмы | Драмы |
"Ночь" (1912) "А вы могли бы?" (1913) "Нате!" (1913) "Послушайте!" (1914) "А всё-таки" (1914) "Я и Наполеон" (1915) "Вам!" (1915) "Гимн взятке" (1915) "Лиличка!" (1916) "Себе, любимому, посвящает эти строки автор" (1916) "Наш марш" (1917) "Хорошее отношение к лошадям" (1918) "Левый марш" (1918) "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" (1920) "О дряни" (1920) "Прозаседавшиеся" (1922) "Юбилейное" (1924) "Сергею Есенину" (1926) "Разговор с финиспектором о поэзии" (1926) "Нашему юношеству" (1927) "Письмо Татьяне Яковлевой" (1928) "Разговор с товарищем Лениным" (1929) "Стихи о советском паспорте" (1929) "Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка" (1929) "Марш ударных бригад" (1930) "Ленинцы" (1930) |
"Облако в штанах" (1915) "Флейта-позвоночник" (1915) "Человек" (1917) "150 000 000" (1918) "Люблю" (1922) "Про Это" (1923) "Владимир Ильич Ленин" (1924) "Летающий пролетарий" (1925) "Хорошо!" (1927) "Во весь голос" (1930)
|
Трагедия "Владимир Маяковский" (1914) "Мистерия- Буфф" (1918) Комедия "Клоп" (1928) Комедия "Баня" (1929) |
Владимир Маяковский - крупнейший русский поэт 20 века, самая яркая фигура русского футуризма в ранний период творчества, революционный поэт, оказавший огромное влияние на язык русской поэзии; актёр, режиссёр, художник, издатель.
Маяковский родился 19 июля 1893 года (или 1894 - мнения отца и матери в этом вопросе расходились, но по документам значится 1893) в селе Багдади Кутаисской губернии (ныне Грузия*), где в лесничестве служил его отец, столбовой дворянин Владимир Константинович, потомок запорожских казаков. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко, тоже происходила из рода казаков, только кубанских. В семье было пятеро детей: две дочери - Людмила и Ольга, и трое сыновей - Владимир, Константин и Александр, однако братья поэта умерли в раннем возрасте.
Семья Маяковских
В автобиографии "Я сам" поэт утверждает, что "других Маяковских, по-видимому, не имеется". У самого поэта, не состоявшего в браке, в 1926 году родилась дочь Елена Владимировна, гражданка США (по паспорту - Хелен Томпсон). В 1990-е годы она стала называть себя Еленой Владимировной, приезжала в Москву, выступала перед поклонниками Маяковского в большом московском книжном магазине "Библио-глобус". В 2015 году она выразила желание вернуться на родину отца. Скончалась в возрасте 90 лет в 2016 году.
Елена Владимировна Маяковская (Helen Thompson)
В 1902 году Маяковский поступает в Кутаисскую гимназию, но не заканчивает её: в 1906 году, сшивая бумаги, Владимир Константинович уколол палец и умер от заражения крови, поэтому семья Маяковских, распродав всё имущество, уехала из Кутаиси в Москву. Там будущий поэт поступил в пятую классическую гимназию, но из пятого класса был исключён из-за невозможности оплатить обучение. В это же время Маяковский много читает (в основном русская и зарубежная классика), увлекается идеями марксизма и в 1908 году (в 15-летнем возрасте) вступает в РСДРП. Участвует в пропагандистской работе, распространяет листовки с призывами к революции, трижды подвергается аресту. Во время 11-месячного заключения в Бутырской тюрьме написал целую тетрадь неудачных стихов: "Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б ещё напечатал!".
После освобождения из тюрьмы в январе 1910 года выходит из РСДРП. Увлекается живописью и в 1911 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества - это было единственное учебное заведение, не требовавшее от поступающих справки о политической благонадёжности. Здесь Маяковский знакомится с Давидом Бурлюком, идейным вождём русского футуризма. Именно Бурлюк первым оценил поэтическое дарование Маяковского, прочитавшего ему стихотворение "Ночь" (1912), и ввёл молодого поэта в мир московского литературного авангарда. 19-летний Маяковский начинает свои выступления в литературном кафе "Бродячая собака", а в декабре 1912 года подписывает футуристический манифест "Пощёчина общественному вкусу", где содержался призыв к разрыву с традициями классической русской литературы. Пишет первый поэтический цикл "Я" (впоследствии вошёл в сборник "Простое как мычание") и трагедию "Владимир Маяковский", постановка которой с треском проваливается.
Ранняя лирика: футуристический разбег
Для ранней поэзии Маяковского ("А вы могли бы?", "Нате!", "Вам!", "Несколько слов обо мне самом", "Я и Наполеон") характерна предельная эмоциональность, антиэстетизм, шокирующая эпатажность, резкая смена интонации, что было характерно в целом для поэзии кубофутуристов. Нерегулярность пунктуации, ритма и рифмы Маяковский компенсирует дроблением стихотворной строки на небольшие осмысленные фрагменты (стихи "лесенкой"). Такая стихотворная система называется тонической. В стихах Маяковского часто используются неологизмы (новообразованные слова) и окказионализмы (слова, придуманные автором и использующиеся только в контексте авторского произведения и не получающие широкого распространения), неожиданные развёрнутые метафоры.
Мария Александровна Денисова. Источник фото http://www.sweetstyle.ru/style/main/raz/monitor/2009/680
Поэма "Облако в штанах" (1915)
В январе 1914 года, будучи в Одессе, Маяковский встретился с Марией Александровной Денисовой, будущим скульптором-монументалистом (1894-1944). Поэт мгновенно увлёкся ею, однако Мария не ответила ему взаимностью. Именно это событие и станет завязкой поэмы "Облако в штанах". Это название было иронически-вызывающим по отношению к первоначальному названию, запрещённому цензурой, - "Тринадцатый апостол".
Маяковский выступает героем поэмы, бросающим вызов обществу, а в последней части выступающим сначала в качестве искусителя Бога, а затем богоборца, провозвестника новой веры. Причиной бунта героя поэмы против "вашей любви", "вашего искусства", "вашего строя" и "вашей религии" становится неразделённая любовь. При этом чувства героя описаны с необыкновенной силой и экспрессией. История Марии, которая на несколько часов опаздывает на свидание и сообщает герою, что выходит замуж, превращается, по выражению литературоведа И.Н. Сухих, "в грандиозное, космическое событие, в котором участвуют ангелы, человеческие толпы, терпящие крушение пароходы, тушащие пожар сердца пожарные".
"Облако в штанах" навсегда останется визитной карточкой Маяковского. В этой поэме проявились и стиль, и система стихосложения, и образность, метафоричность языка, и образ лирического героя, и характерный для футуризма пафос отрицания.
В июле 1915 года мольба о любви, высказанная в четвёртой части поэмы, неожиданно находит другого адресата: поэт знакомится с Лилей Юрьевной Брик, и поэму "Облако в штанах", равно как и все последующие произведения, посвящает именно ей. Маяковский подарит Лиле Юрьевне перстень с её инициалами Л.Ю.Б., которые превратятся в беконечное "люблю" - именно так Маяковский назовёт одну из своих поэм в 1921 году. Этот перстень Лиля Юрьевна будет носить до конца жизни.
Лиля Юрьевна Брик
Личная жизнь
Лиля Брик была замужем, но это не помешало её долговременным отношениям с Маяковским, который не только поселил Лилю Юрьевну и её мужа Осипа Максимовича в свою квартиру, но и материально поддерживал их.
В свою очередь, Маяковский также увлекался другими женщинами.
От русской американки Елизаветы Зиберт (1904-1985) у поэта родилась дочь Елена (1926-2016).
На эмигрировавшей в Париж Татьяне Алексеевне Яковлевой (1906-1991) поэт даже собирался жениться, но их браку помешал статус эмигрантки.
С актрисой Вероникой Витольдовной Полонской (1908-1994) Маяковского связывали отношения незадолго до самоубийства.
Творчество после 1917 года: прыжок в революцию
Октябрьскую революцию 1917 года Маяковский приветствует, воспринимая её не только в политическом ключе, но и как событие, вслед за которым произойдёт обновление мира. Отныне тема революции - одна из ведущих в его творчестве. Он начинает работать в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) в качестве художника и поэта. Его политические карикатуры, сопровождаемые стихами, станут общеизвестными.
Маяковский снимается в кино (сохранился фильм "Барышня и хулиган"). Пишет произведения, посвящённые Октябрьской революции - поэму "150.000.000" и пьесу "Мистерия-буфф". Создаёт группу "ЛЕФ" - Левый фронт искусств, издаёт одноимённый журнал, в котором печатаются поэты-футуристы, в частности, Асеев и Пастернак. Теме любви посвящает поэмы "Люблю" и "Про Это".
В 1922-1925 годах Маяковский совершает заграничные поездки: Латвия, Германия, Франция, США. Активно печатает свои произведения в нескольких журналах и газетах, много ездит по СССР, выступает перед публикой и на радио.
В 1924 году создаёт поэму "Владимир Ильич Ленин", в которой с искренней болью пишет о смерти Ленина, воспевает его как величайшего человека в истории. Чтение этой поэмы в Большом театре сопровождалось длительной овацией. Тема революции будет продолжена в поэме "Хорошо!" (1927), посвящённой десятилетнему юбилею Великого Октября.
В 1928-1929 пишет две сатирические комедии с элементами фантастики "Клоп" и "Баня". Действие первой из них происходит в 1979, второй - в 2034 году. Разоблачая бюрократов и мещан, Маяковский показывает их несовместимость с коммунистическим будущим. Обе комедии поставлены режиссёром Мейерхольдом, но подвергаются резкой критике со стороны РАППа - Российской ассоциации пролетарских писателей. Организованная Маяковским выставка "20 лет работы" проигнорирована крупными литераторами и политиками.
Одно из последних произведений поэта - сильнейшая по искренности поэма "Во весь голос". Поэт успел написать только первое вступление в поэму, однако оно отличается композиционной и смысловой завершённостью.
Маяковский - о создании поэмы "Во весь голос" 25 марта 1930 года: "Один коммунист мне говорил: «Что потомство! Ты перед потомством будешь отчитываться, а мне гораздо хуже — перед райкомом. Это гораздо труднее». Я человек решительный, я хочу сам поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я обращаюсь непосредственно к потомкам в своей поэме, которая называется «Во весь голос»".
Утром 14 апреля 1930 года поэт встретился в своей квартире на улице Мясницкой с Вероникой Полонской. У них состоялся эмоциональный разговор, после которого она вышла за дверь и услышала звук выстрела. Приехавшая карета "скорой помощи" не смогла помочь: Маяковский выстрелил себе в сердце. В течение трёх дней в Доме писателей шло прощание с поэтом. Маяковского похоронили на Донском кладбище, а в 1952 году благодаря усилиям Лили Брик и Людмилы Маяковской перенесли прах поэта на Новодевичье.
Из интервью В.В. Полонской журналу "Советский экран" в 1990 году: "Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», — сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «Скорой помощи»… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…»".
Активное содействие изданию книг Маяковского и увековечиванию его памяти было оказано Сталиным в 1936 году после письменного обращения Лили Брик.
* Следует помнить, что Грузия, равно как и Азербайджан, Армения, Молдавия, Украина, Белоруссия, Финляндия, Польша являлись не самостоятельными государствами, а составными частями Российской империи (существовала до 1917 года). В период существования СССР (до 1991) в состав единой страны входили Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Азербайджан, Грузия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан.
Поделиться с друзьями: