Задания по произведениям Л.Н. Андреева
Когда я думаю о судьбе таких русских писателей, как Максим Горький и Леонид Андреев,
заласканных, задушенных славою, то мне вспоминается ребенок в обезьяньих лапах.
Д.С. Мережковский
Повести и роман | Драматические произведения | Рассказы (некоторые) |
1903 — "Жизнь Василия Фивейского" ------------------------------------------------- |
1906 — "К звёздам" 1907 — "Жизнь человека" 1907 — "Савва" 1908 — "Царь Голод" 1909 — "Анатэма" 1909 — "Дни нашей жизни" 1910 — "Анфиса" 1910 — "Gaudeamus" 1912 — "Екатерина Ивановна" 1913 — "Прекрасные сабинянки" 1914 — "Мысль" 1915 — "Тот, кто получает пощёчины" |
1898 - "Баргамот и Гараська" 1899 - "Ангелочек", "Большой шлем", "Петька на даче" 1900 - "Рассказ о Сергее Петровиче" 1901 - "Жили-были", "Бездна", "Кусака", "Смех" 1902 - "Мысль" 1904 - "Красный смех" 1906 - "Елеазар" 1907 - "Тьма" 1908 - "Рассказ о семи повешенных" 1909 - "Сын человеческий" 1910 - "День гнева", "Неосторожность" 1911 - "Правила добра" |
Творческий путь Леонида Андреева был сложен и противоречив. Его называли писателем, создавшим моду на самого себя. Получивший мгновенную и оглушительную известность в конце XIX века, Леонид Андреев и сейчас остаётся одним из самых читаемых авторов. Проза Андреева не утратила своей актуальности, и прежде всего актуальности морально-этической, актуальности мировоззренческой. Своеобразие произведений писателя проявляется в особенной философской направленности, в парадоксальности исследуемых вечных вопросов.
Андреев - один из самых парадоксальных писателей в русской литературе, крупнейший прозаик и драматург Серебряного века, чьё творчество развивалось одновременно в русле мифологического реализма и модернизма. Автор 12 пьес, 6 повестей, 1 романа и нескольких десятков рассказов. Считается основателем русского экспрессионизма (течение в модернизме, передающее действительность через её крайне эмоциональное восприятие, поэтому объектом изображения могут являться абсурдные видения, галлюцинации, сны).
Родился 21 августа 1871 года в Орле в семье разорившихся помещиков. Крайне неохотно учась в гимназии, Андреев с детства проявлял интерес к литературе и философии, увлекался учением Ницше, Шопенгауэра и Гартмана. По окончании гимназии учился на юридическом факультете Петербургского, а затем Московского университета.
Необычайная одарённость сочеталась в юном Андрееве с сильной впечатлительностью и эмоциональностью, вследствие чего он несколько раз пытался покончить с собой, что свидетельствовало о склонности к демонстративным поступкам, а с восемнадцати лет стал злоупотреблять алкоголем; это пагубное пристрастие и привело писателя к преждевременной смерти.
Первый брак. В 1902 году Андреев женился на Александре Михайловне Велигорской, с которой проживёт 4 года вплоть до её смерти от "послеродовой горячки". В этом браке родились сыновья писателя: поэт и общественный деятель Вадим Андреев (1902-1976) и философ, прозаик Даниил Андреев (1906-1959), автор знаменитой книги "Роза Мира".
Второй брак. В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич-Карницкой, в браке с которой родятся сыновья Савва и Валентин и дочь Вера. Примечательно, что все дети Леонида Андреева связали свои судьбы с творческими профессиями.
По окончании университета работает в суде и в адвокатуре, но одновременно серьёзно занимается литературой, пишет фельетоны для газет "Московский вестник" и "Курьер", подписывая их псевдонимом "Джеймс Линч".
Первый рассказ и первый успех. Свой первый рассказ "Баргамот и Гараська" он опубликовал в "Курьере" в 1898 году. Обыкновенный, казалось бы, пасхальный рассказ о примирении могучего городового и вечно пьяного бродяги получил широкую известность и сыграл решающую роль в писательской судьбе Андреева. На этот рассказ обратил внимание Максим Горький ("От этого рассказа на меня повеяло крепким дуновением таланта", - говорил он) и, встретившись с Андреевым на одном из московских вокзалов, проникся к нему симпатией, пригласив в издательство "Знание", объединявшее молодых писателей-реалистов. С этого момента Андреев - писатель с широчайшей читательской аудиторией. При поддержке Максима Горького был выпущен первый том произведений Андреева.
Философские искания писателя ясно обозначаются уже в рассказах начала 1900-х гг. Развёрнутая метафора непонятости, непризнанности личности дана в рассказе “Смех” (1901): маска, надетая героем рассказа, вызывает у окружающих неудержимый смех, в то время как под маской скрывается одинокая, любящая и страдающая душа.
Настоящей литературной сенсацией стал рассказ “Бездна” (1901): писатель вместе с героями приходит к мысли о том, что мораль и любовь не могут быть надёжной опорой человека: животная страсть, инстинкт оказываются сильнее. Студент Немовецкий, на глазах которого изнасиловали его возлюбленную, сам становится насильником. Интерес к природе человеческой агрессии, мысль о её первичности в человеке закрепили за Андреевым славу эпатажного писателя.
В этом же, 1901 году написан рассказ "Кусака". Как будто следуя традициям Тургенева ("Муму") и Чехова ("Каштанка"), Андреев создаёт жалостливый и в то же время жестокий рассказ о собаке. Переживая серию предательств, Кусака всякий раз ожесточается, но в ней неизменно возрождается собачья верность.
Доктор Керженцев в рассказе “Мысль” (1902) не может решить: он действительно сумасшедший, или он симулировал сумасшествие, убивая писателя Савелова. Керженцев приходит к страшному и парадоксальному выводу: доказать можно и то, и другое, ибо у мысли нет критериев для проверки собственных выводов. Вся жизнь, а следовательно, и её ценности есть только то, что мы о них думаем.
В раннем творчестве Андреев обращается также к теме судьбы "маленького человека", трагическая судьба которого призвана свидетельствовать о трагичности жизни как таковой и о беспомощности человека что-либо изменить. Об этом, например, рассказы "Ангелочек" и "Большой шлем", а также повесть "Жизнь Василия Фивейского" (1903). Мистицизм и фатализм переплетаются у Андреева с мыслью о том, что во всех бедах человек виноват сам. В начале повести "Жизнь Василия Фивейского" заявлено, что над жизнью главного героя "тяготел суровый и загадочный рок", однако по ходу сюжета становится ясно: все беды, свалившиеся на о. Василия, являются результатом его безволия, бездействия и безумной веры в свою "богоизбранность". Отталкиваясь от сюжета ветхозаветной Книги Иова, Андреев парадоксальным образом переосмысливает проблему веры и безверия, вопрос зависимости судьбы человека от воли Бога. Как и в большинстве предыдущих андреевских произведений, в повести "Жизнь Василия Фивейского" определяющим был мотив безумия, несмотря на подчёркнутую реалистичность изображаемых событий.
Показать психологию войны - такова была задача Андреева в рассказе "Красный смех" (1904), написанном под впечатлением от русско-японской войны. Офицер-артиллерист пишет о войне, и от бесчеловечности всего происходящего сходит с ума. Офицер умирает, и оказывается, что никаких рукописей о войне не было - только пустые листы с нечитаемыми каракулями. Название рассказа стало метафорой жестокой эпохи, которую человечество и представить себе не могло, а также выражением предчувствия Первой мировой войны.
Главное произведение Андреева - повесть "Иуда Искариот" (1907) - была задумана весной 1906 года и закончена в феврале 1907 года. Именно в это время писатель находится в Финляндии и становится свидетелем разгрома Свеаборгского восстания в результате предательства финских социал-демократов. Скрываясь от преследований, уже в Берлине он напишет К.П. Пятницкому: «…в истории всяческих предательств Свеаборг займёт не последнее место. Это не была случайная измена, – это было массовое неудержимое и сознательное движение по стопам Иуды».
Постепенно замысел Андреева меняется: его начинает интересовать не массовое, а индивидуальное предательство, причём предательство не кого-нибудь, а самого Бога: «Убить Бога, унизить его позорной смертью, – это, брат, не пустячок» (из письма М.Горькому). Именно тогда и появляется идея сделать главным героем будущего произведения Иуду, в образе которого должны воплотиться все предатели: «Можно подумать, что не от Адама, а от Иуды произошли люди, - с таким изяществом и такой грацией совершают они дело массового христопродавчества». Но при этом Андреев стремится, чтобы предатель не потерял своей индивидуальности. Чтобы побольше узнать о предательстве Иуды, Андреев не только внимательно перечитывает Евангелие, но и обращается к книге Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса» и к тетралогии Юлиуса Векселля «Иуда и Христос». Однако это вовсе не означает, что писатель стремится к подражанию, наоборот, он готовится к полемике. В отличие от данных писателей, Андреева интересует не сам факт предательства, а «психология, этика и практика предательства».
Первоначально повесть называлась «Иуда Искариот и другие», но затем писатель меняет название. После выхода в свет повесть вызвала многочисленные споры. Одни видели в ней «литературный шедевр» (А. Луначарский и А. Блок), другие – лишь «оправдание низкого предательства» (М.Горький). Сам писатель предчувствовал, что его повесть «будут ругать и слева, и сверху, и снизу». Однако Андреев предпочитает писать не о предательстве вообще, не о предательстве в негативном ключе, а о многоликости предателя, о бесконечном множестве причин, порождающих предательство и даже оправдывающих его. Для этого используется переосмысленный и дополненный художественным вымыслом евангельский сюжет. Самый дискредитированный герой не только христианской мифологии, но и, пожалуй, всей литературы предстаёт перед читателями повести в совершенно неожиданном качестве: Иуда у Андреева - исключительно умный, хитрый и в то же время верный ученик Иисуса Христа, решающийся на предательство во имя величия своего Учителя, прекрасно осознающий, что навечно останется в памяти потомков как подлый предатель.
“Евангелие наизнанку” – так назвал андреевскую повесть поэт Максимилиан Волошин. Фактически повесть родилась из ряда “еретических вопросов”, которые Андреев задал самому себе. Новизна андреевской версии евангельских событий обнаруживается на уровне сюжетных подробностей. Общая канва повести соответствует схеме, данной в Новом Завете, но у Андреева эта схема модернизируется, т.к. писатель насыщает повествование многочисленными частностями и деталями. Например, описывается прошлое Иуды и Петра, включён вымышленный эпизод состязания апостолов в бросании камней. Поступки апостолов мотивируются личностными особенностями каждого из них. Своеобразен и стиль повести, в которой ясно обрисованы пространственные образы при предельной обобщённости образов временных. Стиль повести, по мнению Иннокентия Анненского, в полной мере соответствовал философскому замыслу Андреева – превратить прозу в “трагический театр человеческой мысли”.
Следует отметить, что повесть Андреева стала первой в русской литературе попыткой переосмыслить евангельский сюжет. Впоследствии в этом ключе будут написаны "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова, "Факультет ненужных вещей" Ю.О. Домбровского, "Плаха" Ч.Т. Айтаматова.
Создавая “Иуду Искариота”, Андреев продолжил богоборческую линию своего творчества, особенно усилившуюся в середине 1900-х гг. Свидетельство тому – рассказы “Христиане” (1905) и “Елеазар” (1906), где уже намечены резкие расхождения с традиционными евангельскими сюжетами, в частности, с притчей о воскрешении Лазаря.
См. статью М.В. Осмоловского "Категории добра и зла в произведениях Л.Н. Андреева"
В 1905 году Андреев приветствует первую русскую революцию, вступает в РСДРП, проводит на своей квартире тайное заседание Центрального комитета партии. За это его арестовывают, но вскоре отпускают под залог, внесённый предпринимателем и меценатом Саввой Морозовым. В 1906 году Андреев уезжает в Германию а затем на Капри, где живёт у М. Горького.
В 1907 году Андреев пишет рассказ "Тьма", в котором выразилось его разочарование в революции. Этот рассказ был написан в духе идей Достоевского. В основе сюжета - отношения революционера-террориста и проститутки, что повторяло идеи романов Достоевского "Преступление и наказание" и "Бесы". Рассказ резко обостряет его отношения с Горьким, и в 1908 году вместе со второй женой он возвращается в Россию и поселяется в посёлке Ваммельсуу (тогда Финляндия, входившая в состав России, а ныне посёлок Серово Ленинградской области).
В этот период Андреев пишет преимущественно пьесы в духе экспрессионистской драматургии. Самой сильной его пьесой стала "Жизнь Человека" (1907). Здесь показана жизнь не через конкретный, а через максимально обобщённый образ - Человека вообще. Ни один персонаж не назван по имени, а сама пьеса делится на этапы обыкновенной человеческой жизни - от рождения до смерти. Открывает и закрывает пьесу Некто В Сером - олицетворение судьбы. Он выходит на сцену в начале спектакля со свечой в руке и напоминает зрителю, что все мы смертны, а наша жизнь - лишь светильник, вспыхнувший в ночи небытия. Во время действия пьесы Некто В Сером стоит в углу с горящей свечой и бесстрастно наблюдает за происходящим. Догорает свеча - умирает Человек. Тьма в конце спектакля - наглядное напоминание о смерти и о безнадёжности борьбы с тьмой.
В 1908 году написан "Рассказ о семи повешенных", посвящённый Л.Н. Толстому, хотя проникнут мотивами прозы Ф.М. Достоевского. Пять революционеров - Сергей Головин, Василий Каширин, Таня Ковальчук, а также скрывающиеся под прозвищами Муся и Вернер - и непричастные к революции двое уголовников - эстонец-убийца Янсон и разбойник Миша Цыганок - ожидают казни. Писателя интересует, как проявит себя каждый из них в последние дни и часы. Поэтому переживаниям каждого из них посвящены отдельные главы.
В 1914 году приветствует вступление России в Первую мировую войну, надеясь на разгром Германии и волну "справедливых" революций по всему миру. Активно сотрудничает с организаторами Февральской революции 1917 года, становится сотрудником газеты "Русская воля". Однако Октябрьской революции не принимает, пишет антибольшевистский роман "Дневник Сатаны". Уезжает в посёлок Нейвола (Мустамяки) и оказывается в невольной эмиграции после отделения Финляндии от России в 1918 году (ныне это посёлок Горьковское Ленинградской области), где и умер 12 сентября 1919 года.
Поделиться с друзьями: