schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Лирика М.Ю. Лермонтова

 

Дом не сохранился, на его месте - одна из "сталинских высоток". Источник фото - сообщество "Интересная Москва". 


Сквозь вечереющий пушкинский день таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда.
Д.С. Мережковский 
 
Лермонтов никуда не приходит, а только уходит. Вы его вечно видите со спины. "Прощайте, ухожу!" - сущность всей поэзии Лермонтова.
В.В. Розанов

 

Обычно говорят, что становление Лермонтова как поэта прошло под знаком Пушкина. Действительно, ранняя лирика Лермонтова создавалась под влиянием пушкинского поэтического гения, однако не следует забывать о 15-летней разнице в возрасте двух крупнейших поэтов 19 века. Сознание юного Пушкина формировалось в эпоху небывалого подъёма национального духа, в эпоху надежд на лучшее будущее. Юность же Лермонтова пришлась на период горьких разочарований, помноженных к тому же на сложную личную судьбу поэта. На фоне поэзии современников Пушкина лирика Лермонтова выглядит мрачнее и трагичнее.

Лермонтов - человек с беспрецедентно рано развившимися личностными качествами, что обычно называют "ранним взрослением". Сквозной мотив лермонтовского творчества - одиночество. Он связывает лирического героя, героев поэм и романа; это и душевное состояние самого поэта, сопровождавшее его всю недолгую жизнь. Уже в ранней лирике герой ощущает себя странником, гонимым пророком, противостоящим остальным людям. Например, в стихотворении "Парус" заглавный образ символизирует одинокую, жаждущую бурь душу человека, а море - традиционный для романтиков символ жизни - огромной, непредсказуемой, непостоянной. Лермонтовский пророк в одноимённом стихотворении, в отличие от пушкинского, не идёт к людям, а бежит от них: провозглашаемые им "любви и правды чистые ученья" оказываются невостребованными, пророка гонят и презирают, показывают в назидание детям. В лирике более позднего периода герой ещё острее чувствует одиночество; у него есть мечта, которой сбыться не суждено ("Тучи", "И скучно и грустно", "Листок", "Сосна", "Утёс"). 

В социально-политической лирике ощущается удивительный сплав субъективного и общечеловеческого начал. Например, в стихотворении "Дума" звучит голос поэта, драма поколения которого стала его личной драмой. То же наблюдается и в стихотворении "Родина", в котором Лермонтов признаётся в "странной" любви к России, "стране рабов, стране господ". И здесь судьба поэта оказывается неразрывно связанной с судьбой родины. 

Особую роль в лермонтовской судьбе сыграло стихотворение "Смерть Поэта", написанное сразу после дуэли Пушкина с Дантесом. Стихотворение, распространявшееся тайно, но тем не менее дошедшее до николаевского двора, послужило поводом для отправки Лермонтова в ссылку на Кавказ. Это стихотворение не только о гибели Пушкина, но и скорбной судьбе всей русской поэзии. Оно стало в известном смысле пророческим и для самого Лермонтова, который в июле 1841 года был убит на дуэли Николаем Мартыновым при до конца не выясненных обстоятельствах.