М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Жизненный путь и лирика М.Ю. Лермонтова

 

Дом не сохранился, на его месте - одна из "сталинских высоток". Источник фото - сообщество "Интересная Москва". 


Сквозь вечереющий пушкинский день таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда.
Д.С. Мережковский  
Лермонтов никуда не приходит, а только уходит. Вы его вечно видите со спины. "Прощайте, ухожу!" - сущность всей поэзии Лермонтова.
В.В. Розанов

 

Обычно говорят, что становление Лермонтова как поэта прошло под знаком Пушкина. Действительно, ранняя лирика Лермонтова создавалась под влиянием пушкинского поэтического гения, однако не следует забывать о 15-летней разнице в возрасте двух крупнейших поэтов 19 века. Сознание юного Пушкина формировалось в эпоху небывалого подъёма национального духа, в эпоху надежд на лучшее будущее. Юность же Лермонтова пришлась на период горьких разочарований, помноженных к тому же на сложную личную судьбу поэта. На фоне поэзии современников Пушкина лирика Лермонтова выглядит мрачнее и трагичнее.

Русский поэт, прозаик, драматург и художник-пейзажист М.Ю. Лермонтов родился в дворянской семье в Москве 15 октября 1814 года. Детство будущего поэта прошло в Тарханах Пензенской губернии, в имении бабушки по материнской линии. Его мать, Мария Михайловна (1795-1817), умерла в неполные 22 года, а отца, Юрия Петровича (1787-1831), подозреваемого в изменах и ставшего таким образом косвенной причиной ранней смерти жены, бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773-1845) отправила в его родовое имение в Тульской губернии. Так бабушка стала единственным воспитателем юного поэта. 

Лермонтов - человек с беспрецедентно рано развившимися личностными качествами, что обычно называют "ранним взрослением". Сквозной мотив лермонтовского творчества - одиночество. Он связывает лирического героя, героев поэм и романа; это и душевное состояние самого поэта, сопровождавшее его всю недолгую жизнь. Преобладающее настроение лермонтовской лирики - минорное. 

Одной из особенностей поэзии Лермонтова является чётко выраженный образ лирического героя, субъекта поэтического высказывания. Поэтому почти все лермонтовские стихотворения независимо от тематической направленности носят подчёркнуто философский характер, а преобладающим жанром лирики Лермонтова является элегия

Уже в ранней лирике герой ощущает себя странником, гонимым пророком, противостоящим остальным людям. Например, в стихотворении "Парус" (1832) заглавный образ символизирует одинокую, жаждущую бурь душу человека, а море - традиционный для романтиков символ жизни - огромной, непредсказуемой, непостоянной.

Лермонтовский пророк в одноимённом стихотворении (1841), в отличие от пушкинского, не идёт к людям, а бежит от них: провозглашаемые им "любви и правды чистые ученья" оказываются невостребованными, пророка гонят и презирают, показывают в назидание детям. В лирике более позднего периода герой ещё острее чувствует одиночество; у него есть мечта, которой сбыться не суждено:

  • "Тучи" (1840)
  • "И скучно и грустно" (1840)
  • "Листок" (январь 1841)
  • "Сосна" (1841)
  • "Утёс" (апрель 1841)
  • "Выхожу один я на дорогу..." (июнь 1841)

 

Особый характер носит любовная лирика Лермонтова. Его первые любовные переживания относятся к 1825 году, когда 10-летний Лермонтов во время поездки с бабушкой на Кавказ влюбился в 9-летнюю девочку. Впоследствии он посвятит этому чувству стихотворение "К Гению" (1829). 

 Екатерина Сушкова

Знакомство с Екатериной Александровной Сушковой (1812-1868) состоялось весной 1830 года, когда Лермонтову было 15 лет. Стройная, черноглазая, остроумная Екатерина произвела на поэта сильное впечатление. Их отношения продлились несколько месяцев - до осени 1830-го. В 1834 году они встретились вновь, но от любви поэта к ней уже не осталось и следа. Он пишет: "Эта женщина — летучая мышь, крылья которой цепляются за всё, что они встречают! — было время, когда она мне нравилась, теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею… но, я не знаю, есть что-то такое в её манерах, в её голосе, что-то жёсткое, неровное, сломанное, что отталкивает…". Тем не менее, Лермонтов некоторое время изображает влюблённость и даже расстраивает её брак с Лопухиным. Сам Лермонтов отозвался об этой интриге так: "Но мы всё-таки ещё не рассчитались: она заставила страдать сердце ребёнка, а я только помучил самолюбие старой кокетки". 

Сушковой посвящены стихотворения "К Сушковой" (1830), "Нищий" (1830), "Зови надежду сновиденьем..." (1831). Через три года после разрыва с Лермонтовым Екатерина выйдет замуж за Александра Хвостова, директора дипмиссии в Тифлисе. 

 Наталья Иванова

С 1829 по 1832 годы Лермонтова связывали отношения с Натальей Фёдоровной Ивановой (в замужестве - Обресковой, 1813-1875). Взаимность со стороны Ивановой вскоре сменилась неприязнью и холодностью. Разрыв с ней Лермонтов переживал тяжело, чувствуя себя оскорблённым. Ей посвящены стихотворения "Любил с начала жизни я..." (1829), "Н.Ф.И. - Дай Бог, чтоб вечно вы не знали..." (1831), "Романс к Ивановой - Когда я унесу в чужбину..." (1831), "Я не унижусь пред тобою..." (1832). 

 Варвара Лопухина

Самой сильной любовью поэта оказалась Варвара Александровна Лопухина (в замужестве Бахметева; 1815-1851). Они познакомились в Москве в 1831 году и сразу полюбили друг друга. Они готовы были пожениться, но против брака категорически высказался отец Лопухиной, Александр Николаевич. Потрясением для поэта стала новость о внезапном замужестве Варвары Александровны. По свидетельству её внучатой племянницы, 20-летняя Лопухина случайно столкнулась на лестнице во время одного из московских балов с действительным статским советником 37-летним Николаем Фёдоровичем Бахметевым: её бальный шар зацепился за пуговицу его фрака. Бахметев, решив, что это знак свыше, сделал ей предложение, и она почему-то согласилась. Ревнивый муж запретил ей даже упоминать имя Лермонтова.

Поэт посвятил Лопухиной одну из редакций поэмы "Демон", драму "Испанцы" и вывел её в образе Веры в романе "Герой нашего времени".  Ей посвящены стихотворения "У ног других не забывал...", "Мы случайно сведены судьбою...", "Прими мой дар, моя Мадонна!", "Слова разлуки повторяя...". Сама Лопухина-Бахметева, узнав в 1841 году о гибели Лермонтова, тяжело заболела и отказывалась от лечения, так как, по свидетельству её сестры Марии, не видела смысла жить. Умерла она в 1851 году в возрасте 36 лет. 

Мария Щербатова

В 1839 году 25-летний поэт познакомился с 20-летней вдовой Марией Алексеевной Щербатовой (1820-1879). По свидетельству историка Александра Ивановича Тургенева, Щербатова любила поэта. Молодая образованная вдова предпочитала балам и развлечениям литературные и художественные салоны. В салоне Карамзиных она встретила Лермонтова, творчеством которого давно восхищалась. Марии Алексеевне поэт посвятил стихотворения "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "М.А.Щербатовой", "Отчего". 

 Екатерина Быховец 

Последней любовью поэта стала Екатерина Григорьевна Быховец (1820-1880), которая напоминала ему Варвару Лопухину. Dо время непродолжительного знакомства Лермонтов, обычно скрытный, оказался на удивление откровенным с Екатериной Григорьевной. По воспоминаниям Екатерины Быховец, поэт мог часами говорить о той, которой принадлежало его сердце, но при этом вспоминал о ней в прошедшем времени. Именно Екатерине Григорьевне он посвятил стихотворение "Нет, не тебя так пылко я люблю...". Быховец была с Лермонтовым в последний день его жизни перед дуэлью. 

 

В социально-политической лирике ощущается удивительный сплав субъективного и общечеловеческого начал. Например, в стихотворении "Дума" звучит голос поэта, драма поколения которого стала его личной драмой. То же наблюдается и в стихотворении "Родина", в котором Лермонтов признаётся в "странной" любви к России, "стране рабов, стране господ". И здесь судьба поэта оказывается неразрывно связанной с судьбой родины. 

Особую роль в лермонтовской судьбе сыграло стихотворение "Смерть Поэта", написанное сразу после дуэли Пушкина с Дантесом. Стихотворение, распространявшееся тайно, но тем не менее дошедшее до николаевского двора, послужило поводом для отправки Лермонтова в ссылку на Кавказ. Это стихотворение не только о гибели Пушкина, но и скорбной судьбе всей русской поэзии. Оно стало в известном смысле пророческим и для самого Лермонтова, который 27 июля 1841 года был убит на дуэли Николаем Мартыновым при до конца не выясненных обстоятельствах. 

Задания по произведениям М.Ю. Лермонтова