Когда на протяжении многих явно побочных страниц объясняется, что и как следует думать по тому или иному поводу или что, к примеру, думает сам Толстой
о войне, мире и сельском хозяйстве,
чары его слабеют, и начинает казаться, что прелестные новые знакомые, ставшие уже частицей нашей жизни,
вдруг отняты у нас, дверь заперта и не откроется до тех пор, пока величавый автор... не изложит нам свою точку зрения
на брак, на Наполеона или не растолкует своих этических и религиозных воззрений.
В.В. Набоков
I. История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»
1. Какие произведения Л.Н. Толстого - романы и повести - предшествовали созданию романа-эпопеи "Война и мир"? Какова связь этих произведений с "Войной и миром"?
2. Как менялся замысел романа "Война и мир" с 1856 по 1867 годы? Как первоначальные варианты названия иллюстрируют изменения замысла? www.mosliter.ru Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович
3. В чём смысл названия «Война и мир»? В каком значении употреблено слово «мир» ("миръ" или "мiръ" в орфографии 19 века)? Почему окончательный вариант названия современники Толстого посчитали неудачным?
4. Что означает жанровое определение «роман-эпопея»? Каковы признаки романа и каковы признаки эпопеи в "Войне и мире"?
5. Перечислите центральных персонажей произведения. Как внутреннее развитие героев определяет развитие сюжетных линий романа?
6. Какие художественные приёмы позволили Л.Н. Толстому реализовать масштабный замысел?
II. Изображение дворянского общества в первом томе. «Мысль семейная»
7. Почему роман начинается с описания вечера у Анны Павловны Шерер? Кто и почему появляется в салоне первым? О чём говорят в салоне? Кто из гостей Анны Павловны чувствует себя неуютно и почему?
8. Как автор представляет читателю семьи Болконских, Ростовых, Курагиных? Чем похожи и не похожи эти семьи? Каковы основные принципы воспитания детей в этих семьях? С помощью каких деталей подчёркивается бездуховность Курагиных?
9. Какими качествами, по мнению Толстого, должны обладать идеальные семьи?
10. Письменное задание. Заполните таблицу кратких сравнительных характеристик персонажей по первому тому (в каждой ячейке не более двух предложений):
Персонаж/Характеристика | Наташа Ростова | Николай Ростов | Андрей Болконский | Марья Болконская |
Манера поведения
|
||||
Черты характера
|
||||
Отношение к окружающим
|
||||
Жизненные цели
|
III. Военные эпизоды первого тома. Шенграбен и Аустерлиц
11. В каких значениях выступают в первом томе романа слова «патриотизм» и «мужество»? Что значит в понимании Толстого истинный патриотизм?
12. Почему русская армия вынуждена была отступать?
13. Как ведут себя герои романа (Долохов, Жерков, Тушин) в Шенграбенском сражении? Почему князь Андрей заступается за Тушина? Что говорит Толстой о значении Шенграбенского сражения?
14. Какими предстают перед читателем Кутузов и Наполеон в Аустерлицком сражении? Почему это сражение было проиграно?
15. Выучите наизусть фрагмент "Андрей Болконский на поле Аустерлица":
Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты́ или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и драли́сь; совсем не так, как с озло́бленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»
16. Письменное задание. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем (10-12 предложений, 100-150 слов):
а) «Портреты Кутузова и Наполеона в изображении Толстого»
б) «Роль батареи Тушина в Шенграбенском сражении»
в) «Жизненные ценности Андрея Болконского до и после Аустерлица».
Пьер Безухов (Сергей Бондарчук) в к/ф "Война и мир" (1967, реж. Сергей Бондарчук)
IV. Этапы духовных исканий Пьера Безухова (по первому и второму томам)
17. Каково первое впечатление, производимое на читателя Пьером Безуховым в сцене вечера у А.П. Шерер? Как в описании внешности, поведения, разговоров раскрывается характер Пьера в первых эпизодах первого тома?
18. Как относится Пьер к Наполеону в начале пути? Каковы жизненные устремления Пьера? Приведите цитаты.
19. Как на первый духовный кризис Пьера повлияли А) получение наследства, Б) женитьба, В) дуэль с Долоховым?
20. Каким образом Пьер стремится преодолеть духовный кризис? Почему он сближается с масонами? Насколько удачной оказывается его попытка облегчить участь крестьян в своих имениях? www.mosliter.ru Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович
21. Почему Пьер не удовлетворён деятельностью масонов? Что приводит его ко второму духовному кризису?
22. Что позволило Безухову выйти из второго кризиса?
23. В чём значение кометы 1812 года для Пьера и всей России? Приведите цитаты.
Наташа Ростова на балу в к/ф "Война и мир" (1967, реж. Сергей Бондарчук)
V. Образ Наташи Ростовой (по первому и второму томам)
24. Как первое появление Наташи на именинах раскрывает её характер? Приведите цитаты.
25. Как проявляет себя Наташа в отношениях с окружающими? Приведите 2-3 примера.
26. Какой мы видим Наташу в майскую ночь в Отрадном? Что привлекло в Наташе князя Андрея?
27. В чём секрет успеха Наташи на первом балу? www.mosliter.ru Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович
28. Насколько серьёзным было чувство Наташи к Андрею? Приведите цитаты.
29. Почему Наташа увлеклась Анатолем? О каких чертах её характера говорит это увлечение?
30. Как и почему именно так отреагировали близкие Наташи на её попытку бежать с Анатолем? Как история с Анатолем повлияла на духовный кризис Наташи?
31. Что привлекает, а что отталкивает в любимой героине Толстого? Почему?
Михаил Илларионович Кутузов (актёр Борис Захава) в к/ф "Война и мир" (1967, реж. Сергей Бондарчук)
VI. Философия войны в романе «Война и мир» (по первому, второму и третьему томам)
32. Письменное задание. Как понимает Л.Н. Толстой роль личности в истории? Приведите цитаты. (В частности, важно ответить на вопросы: А) Что означает определение: история - бессознательная, «роевая» жизнь человека, исполняющего предписанные ему законы? Б) Можно ли сказать, что автору близок исторический фатализм?).
33. В чём толстой видит причины начала войн? Согласны ли вы с мнением писателя?
34. В чём разница между войной справедливой и несправедливой? Всегда ли можно разграничить эти два типа войны?
35. С помощью каких художественных средств раскрываются образы Кутузова и Наполеона? В чём, по мнению Толстого, полководческий гений Кутузова? www.mosliter.ru Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович
36. В какой сцене, по вашему мнению, особенно ярко раскрывается внутренний мир Наполеона? Как Толстой развенчивает идею Наполеона? Приведите цитаты.
37. Что означают слова Толстого: «Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды»?
38. Как Толстой доказывает мысль о том, что народ - истинная движущая сила истории? В чем различие народа и «толпы»?
39. Как в романе сопоставлены война 1805 и 1812 гг.?
40. Можно ли утверждать, что Бородинское сражение - композиционный центр романа? Почему автор подробно описывает подготовку к сражению и сам бой? Какова роль Кутузова и Наполеона в ходе Бородинской битвы? Как ведёт себя Пьер во время сражения?
41. Что говорит Толстой о значении Бородинской битвы в истории России и в жизни героев романа? Приведите цитаты.
42. Как описан в романе военный совет в Филях? Чем совет в Филях отличается от военного совета накануне Аустерлицкого сражения?
VII. Духовные искания Пьера Безухова (по третьему и четвёртому томам)
43. Почему Бородинское сражение дано именно в восприятии Пьера? Как раскрывается характер Пьера в ходе сражения? Какую роль оно сыграло в жизни героя?
44. Почему поступки Пьера в осаждённой Москве изображаются в нелепом и смешном виде? Каким образом Пьер переходит из мира фантазий к реальной жизни?
45. Как Пьер оказался в плену? Почему писателю важно было провести героя через испытание пленом?
46. Почему после расстрела русских пленных у Пьера разрушилась вера в «благоустройство мира»?
47. Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым? В чём Каратаев видит смысл жизни? Какие афоризмы раскрывают его мировоззрение?
48. Что принимает и не принимает Пьер в Каратаеве?
49. Каково авторское отношение к Платону Каратаеву?
50. Какие изменения в мировоззрении Пьера произошли после встречи с Каратаевым? почему Пьер говорит, что трудное время плена было для него самым счастливым?
51. Письменное задание. Заполните таблицу:
Авторские "идеальные герои" Толстого и Достоевского
Платон Каратаев | Соня Мармеладова | |
Сходства | ||
Различия | ||
Авторское отношение |
Андрей Болконский (актёр Вячеслав Тихонов в фильме Сергея Бондарчука)
VIII. Этапы духовных исканий Андрея Болконского (по всему тексту романа)
52. Можно ли утверждать, что князь Андрей прошёл путь от Наполеона к Кутузову? В чём это выражается?
53. Почему герой разочаровался в Наполеоне, в личной славе?
54. Письменное задание. В чём смысл богучаровского спора Андрея и Пьера? Выпишите не менее четырёх цитат. На чьей стороне автор?
55. Какое значение для Андрея имела встреча с Наташей в Отрадном? Какова роль пейзажа в эпизоде поездки в Отрадное?
56. Какие черты характера разделяют Андрея и Наташу? Почему Толстой считает их счастье невозможным? Почему Андрей не сумел простить Наташу?
57. Какие чувства пробудила в Андрее Отечественная война?
58. О чём говорят Андрей и Пьер накануне Бородинского сражения?
59. Какие чувства борются в душе героя перед смертью?
60. Что принимает и не принимает Толстой в своем герое?
IX. Марья Болконская
61. Что сближает и разъединяет Наташу Ростову и Марью Болконскую?
62. Что Толстой стремится подчеркнуть во внешности Марьи?
63. В каких поступках проявляются такие качества княжны, как искренность, великодушие, наивность?
64. Что привлекло Николая Ростова в Марье? Нашла ли она свое счастье?
65. Можно ли утверждать, что Марья – любимая героиня Толстого?
X. Любимые герои Толстого в финале романа. Анализ эпилога
66. Какими мы видим Наташу Ростову и Пьера Безухова в конце IV тома? Какие новые стороны жизни они открывают для себя? Почему Наташа и Пьер оказываются вместе лишь в финале романа?
67. В каком году мы встречаемся с героями в эпилоге? Что за это время произошло в России?
68. Как изображена Наташа Ростова в эпилоге? В чём, по мнению Толстого, высшее предназначение женщины? Согласны ли вы с писателем?
69. Какова роль сна Николеньки Болконского в эпилоге?
70. Какие вопросы автор ставит перед героями и читателями в эпилоге?
71. Письменное задание. Как изменилось авторское отношение к центральным персонажам по ходу сюжета романа? Впишите в таблицу толстовские характеристики героев из первого и четвёртого томов:
www.mosliter.ru Автор сайта Осмоловский Максим Владимирович
Том/персонаж | Пьер Безухов | Наташа Ростова | Марья Болконская |
1 том | |||
4 том и эпилог |
Лекция о творчестве Л.Н. Толстого
Поделиться с друзьями: