Обзор творчества Ф.М. Достоевского
I. «Преступление и наказание»: история замысла и прототипы. Петербург Достоевского
1. Какие события в жизни России и в жизни самого писателя повлияли на создание романа?
2. Каким был первоначальный замысел романа?
3. Каковы реальные, исторические и литературные прототипы Раскольникова?
4. В чём жанровое своеобразие романа? Что означает термин «полифонический роман»?
5. Письменное задание. Продолжите суждение: «Преступление и наказание» называют «петербургским романом», потому что..." (объём ответа - от 30 слов).
6. Каким мы видим Петербург в произведениях Пушкина, Гоголя, Гончарова, Некрасова? В чём принципиальное отличие образа Петербурга у Достоевского?
7. Письменное задание. С помощью каких художественных средств изображается Петербург Достоевского (часть первая, главы 1 – 3; часть вторая, главы 1, 2, 6, 7; часть четвёртая, глава 4; часть пятая, глава 5; часть шестая, главы 3,6)? Выпишите цитаты, укажите использованные художественные средства. Объём ответа - не менее 100 слов.
8. Какой цвет преобладает в описании Петербурга? Что символизирует этот цвет?
9. Можно ли считать Петербург персонажем романа? Почему?
II. Теория Раскольникова. Путь к преступлению
10. Что побудило Раскольникова решиться на преступление? Каковы личные и социально-философские истоки преступления Раскольникова? Почему Раскольников решается на «убийство по совести»?
11. В чём сомневается Раскольников, идя на преступление? Для чего ему нужна была «проба»?
12. Каков смысл первого сна Раскольникова? Какие детали сна важны для понимания характера героя и смысла последующих событий?
13. Письменное задание. Изложите основные тезисы теории Раскольникова (часть III, глава V). Почему в романе нет текста статьи Раскольникова, а есть только дискуссия о ней? Объём ответа - не менее 100 слов.
14. Найдите в тексте первой части романа факты, подтверждающие правоту теории Раскольникова, и факты, опровергающие её.
Кадр из фильма "Преступление и наказание" (1969, режиссёр Лев Кулиджанов). В роли Раскольникова - Георгий Тараторкин, в роли Порфирия Петровича - Иннокентий Смоктуновский.
III. Раскольников в системе образов романа. Крушение теории
15. Можно ли утверждать, что душевные муки Раскольникова начинаются ещё до преступления? Когда он впервые почувствовал несостоятельность своей теории?
16. Почему значительная часть романа посвящена «наказанию» Раскольникова? В чём заключается его «наказание»?
17. Письменное задание. О каких мотивах преступления говорит Соне Раскольников? Противоречит ли Раскольников самому себе? Заполните таблицу, выписав из текста цитаты (не менее трёх):
№ |
Раскольников о мотивах убийства |
Реакция Сони Мармеладовой |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
18. Почему Раскольников приходит со своим страданием именно к Соне?
19. Справедливо ли Раскольников считает Соню тоже преступницей?
20. С какой целью Соня читает Раскольникову притчу о воскрешении Лазаря? Что значит эта притча для героя?
21. Какой путь спасения предлагает Раскольникову Соня?
22. Почему Соня последует за ним на каторгу?
23. На кого из «положительно прекрасных героев» Достоевского похожа Соня?
24. Кто такие герои-двойники? С какой целью автор сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Почему их можно считать двойниками главного героя?
25. Письменное задание. Какую «теорию» проповедует Лужин? Выпишите не менее трёх цитат. Чем похожа и не похожа теория Лужина на теорию Раскольникова (дайте ответ 2-3 предложениями).
26. Чем близок Раскольникову Свидригайлов? Почему Свидригайлов ищет общения с Раскольниковым и говорит о некой «общей точке»?
27. Почему Раскольников с ужасом отшатывается и от Лужина, и от Свидригайлова?
28. Проследите динамику взаимоотношений Раскольникова и Порфирия Петровича. Каков смысл их психологических поединков? Как Порфирий Петрович относится к Раскольникову?
29. В чём смысл сна Раскольникова, в котором он вновь убивает старуху? Почему старуха смеётся над ним? Что символизирует толпа на лестнице?
30. Кто из персонажей романа, по вашему мнению, сыграл наиболее важную роль в опровержении идей Раскольникова?
31. Почему, на ваш взгляд, Раскольников всё же признаётся в совершённом преступлении? Возможен ли был иной исход?
32. Каков символический смысл видения Раскольникова на каторге?
33. Можно ли утверждать, что Раскольников раскаялся и находится на пути к нравственному выздоровлению?
Михаил Михайлович Бахтин - советский литературовед, исследователь творчества Достоевского, автор теории "полифонического романа"
IV. Художественные особенности романа (все задания письменные, объём каждого ответа - от 50 слов).
34. Почему вся история преступления и наказания укладывается лишь в 14 дней? С какой целью автор «нагромождает» события в короткий отрезок времени?
35. Как с помощью пространственных деталей подчеркивается кризисное состояние Раскольникова?
36. В чём своеобразие портретных характеристик персонажей?
37. Каково значение символики цвета и чисел в романе? Приведите примеры.
Поделиться с друзьями: