Имя твоё — птица в руке,
Имя твоё — льдинка на языке,
Одно-единственное движенье губ,
Имя твоё — пять букв.
М.И. Цветаева
Вообразите, что вы разговариваете с живым Лермонтовым!
Н.С. Гумилёв
В истории Серебряного века, да и русской литературы 20 века в целом, значение А.А. Блока невозможно переоценить. Почти обожествлённый при жизни, именуемый Пушкиным 20 века, он стал крупнейшей поэтической фигурой эпохи.
Поэт, прозаик, драматург, переводчик и литературный критик А.А. Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в семье профессора-юриста Варшавского университета Александра Львовича Блока (фамилию он унаследовал от далёкого предка, обрусевшего немца) и дочери ректора Петербургского университета, переводчицы Александры Андреевны Бекетовой - таким образом, в семье всех звали Александрами.
Вскоре после рождения сына Александра Андреевна порвала отношения с мужем и даже добилась через Синод православной церкви развода (1889). Одной из причин разлада между супругами стали наследственные психические расстройства Александра Львовича, выражавшиеся в странном поведении на фоне несомненной интеллектуальной одарённости (в конце жизни болезнь поэта также была обусловлена психастеническим синдромом). В 1889 году вышла замуж вторично - за офицера гвардии Франца Кублицкого-Пиоттуха, взяв себе фамилию нового мужа, а сыну оставив фамилию отца.
Окончив гимназию, будущий поэт поступил сначала на юридический, а через три года на историко-филологический факультет Петербургского университета, который окончил в 1906 году.
Ксения Садовская. "Ante Lucem"
Начало поэтического творчества Блока относится к 1897 году. В этом году происходят два важных для творчества поэта знакомства.
Во-первых, Блок знакомится с выдающимся философом Владимиром Соловьёвым, чьё учение о Вечной Женственности ляжет в основу будущих стихов.
Во-вторых, находясь вместе с матерью в Германии, 17-летний юноша Блок влюбился в 38-летнюю Ксению Михайловну Садовскую. Она была замужем, являлась матерью троих детей. Их курортный роман неожиданно оказался бурным и довольно продолжительным. Именно Садовской Блок посвящает свой первый поэтический цикл "Ante Lucem", включающий 76 стихотворений. Об отношениях с Блоком станет известно со слов самой Ксении Михайловны: после 60 лет она будет лечиться в психиатрической клинике и поведает о своём романе с юным Блоком врачу. Ей, разумеется, никто не поверит, однако после смерти в подоле её юбки будут найдены письма Блока.
Блок - о своём творчестве: "Я пишy cтихи c дeтcтвa, a зa вcю жизнь нe нaпиcaл ни oднoгo cтихoтвopeния, cидя зa пиcьмeнным cтoлoм. Бpoдишь гдe-нибyдь - в пoлe, в лecy или в гopoдcкoй cyтoлокe... И вдpyг нaхлынeт лиpичecкaя вoлнa... И cтихи льютcя cтpoкa зa cтpoкoй... И пaмять coхpaняeт вcё, дo пocлeднeй тoчки. Нo инoгдa, чтoбы нe зaбыть, зaпиcывaeшь нa хoдy нa клoчкaх бyмaги. Oднaжды в кaрмaнe нe oкaзaлocь бymaжки - пpишлocь зaпиcaть внeзaпныe cтихи нa крaхмaльнoй мaнжeткe. Нe пиcaть cтихoв, кoгдa нeт зoвa дyши, - вoт мoё пpaвилo"
Дочь великого химика Любовь Менделеева. "Стихи о Прекрасной Даме"
C 1900 года начинаются отношения Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой, с которой он проводит много времени как сосед по даче. Совместные домашние спектакли, в частности, "Гамлет" и "Горе от ума", где Блок и Менделеева играют главные роли, порождают взаимные чувства, и в августе 1903 года они становятся супругами.
Блок - в письме Менделеевой от 10.11.1902: "Ты - моё солнце, моё небо, моё Блаженство. Я не могу без Тебя жить ни здесь, ни там. Ты Первая Моя Тайна и Последняя Моя Надежда. Моя жизнь вся без изъятий принадлежит Тебе с начала и до конца. Играй ей, если это может быть Тебе забавой. Если мне когда-нибудь удастся что-нибудь совершить и на чем-нибудь запечатлеться, оставить мимолётный след кометы, все будет Твоё, от Тебя и к Тебе. Твоё Имя здешнее - великолепное, широкое, непостижимое. Но Тебе нет имени. Ты - Звенящая, Великая, Полная, Осанна моего сердца бедного, жалкого, ничтожного. Мне дано видеть Тебя Неизреченную".
В окружении Дмитрия Ивановича Менделеева не понимали, почему дочь великого учёного вышла замуж за поэта-декадента. Сам же Менделеев, не разбираясь в поэзии символизма, уважал талант зятя: "Сразу виден талант, но непонятно, что хочет сказать".
Именно Менделеевой Блок посвящает свой лучший поэтический цикл "Стихи о Прекрасной Даме" (1900-1905), в который вошло более 140 стихотворений. Ведущий мотив цикла - ожидание светоносной подруги поэтом-рыцарем, предчувствие вселенского обновления. Стихотворения цикла напоминают молитвы. Лирический герой, обращаясь к Вечной Жене, пишет местоимение "Ты" с большой буквы: так в Библии обращаются только к Богу и к Сыну Божьему. Образ самòй Прекрасной Дамы в стихах едва намечен и отражён в абстрактных символах: в солнечных бликах, в огне горизонта, в "мерцании красных лампад" и т.д. Гениальность Блока проявилась в создании образа, который на глазах читателя вот-вот готов материализоваться и тут же исчезает. Прекрасная Дама так и не появится, она будет являться лирическому герою в виде ветра, солнца, улыбок, снов, таинственных звуков. В стихотворениях цикла все образы в высшей степени условны и абстрактны, так как задача поэта - передать внутреннее мистическое состояние души лирического героя.
А.А. Блок и Л.Д. Менделеева-Блок
Отношения супругов складываются весьма непросто: Блок считал Любовь Дмитриевну своей возвышенной музой и долгое время не допускал близких с ней отношений, что, однако, не мешало ему увлекаться другими женщинами.
Блок - Менделеевой в 1903 году: "Сама посуди: как я могу верить в тебя как в земное воплощение Вечной Женственности и в то же время употреблять, как уличную девку?!"
Менделеева-Блок, в свою очередь, увлеклась поэтом Андреем Белым, страстно в неё влюблённым, имела любовные отношения с поэтом Георгием Чулковым. Супругам доведётся пережить болезненную разлуку, смерть ребёнка в 1909 году (зачатому не от Блока), прежде чем они вновь сойдутся в 1915 году.
Сама Любовь Дмитриевна оставит подробные и весьма откровенные воспоминания о своих отношениях с Блоком в книге "И быль и небылицы о Блоке и о себе".
Фрагмент начала мемуаров Л.Д. Менделеевой: "Нехорошо в мемуарах сводить счеты со своей жизнью, надо от неё быть уже отрезанным. Такой момент не приходит. Я всё ещё живу этой своей жизнью, болею болью "незабываемых обид" , выбираю любимое и нелюбимое. Если я начну писать искренно, будет совсем не то, что вправе ждать читатель от мемуаров жены Блока. Так было всю жизнь. "Жена Ал.Ал. и вдруг...!" - они знали, какая я должна быть, потому что они знали, чему равна "функция" в уравнении - поэт и его жена. Но я была не "функция", я была человек, и я-то часто не знала, чему я равна, тем более чему равна "жена поэта" в пресловутом уравнении. Часто бывало, что нулю; и так как я переставала существовать как функция, я уходила с головой в своё "человеческое" существование".
"Нечаянная радость"
Вслед за "Стихами о Прекрасной Даме" Блок выпускает сборник стихотворений "Нечаянная радость" (1906-1907), в котором звучат мотивы обновления мира, приподнятого настроения, стремления к лучшему будущему. Название сборника связано с особо почитаемой православной иконой Богородицы и связанной с иконой историей прощения и просветления грешника. Сам поэт так охарактеризовал свой новый сборник: "Нечаянная радость - это мой образ грядущего мира". Цикл открывался стихотворением "Сольвейг": название переводится с норвежского как "солнечный путь" и одновременно является именем героини поэмы Г. Ибсена "Пер Гюнт". Прославление природы, мира весны, красок и радостных звуков и в то же время переплетение радости с грустью, восторга с отчаянием - таковы мотивы "Нечаянной радости". Самое известное стихотворение цикла - "Незнакомка".
Андрей Белый: “Нечаянная радость” глубже выражает сущность А. Блока… Как удивительно соединен тончайший демонизм здесь с простой грустью бедной природы русской, всегда той же, всегда рыдающей ливнями, всегда сквозь слезы пугающей нас оскалом оврагов… Страшна, непредсказуема природа русская. И Блок понимает её как никто…”.
Наталья Волохова. "Снежная маска" и "Фаина"
В 1907 году выходит цикл "Снежная маска", а через год - "Фаина". Оба цикла посвящены актрисе Наталье Николаевне Волоховой. Увлечение актрисой было настолько серьёзным, что Блок стал всерьёз задумываться о разводе с Меделеевой. Почувствовав это намерение мужа, Любовь Дмитриевна Менделеева сама пришла к Волоховой поговорить, в результате чего Наталья Николаевна решила порвать с Блоком. Впоследствии она утверждала, что в их отношениях была "одна только литература".
В "Снежной маске" ведущим становится образ демонической женщины-соблазнительницы. Женский образ сливается с хмельной стихией (в цикле возникает образ бокала вина) и стихией снежной. Поэт чувствует их тайное родство, а любовь представлена как чувство стихийное. Хищнический облик любимой словно растворяется в высоких образах поэзии. Лирический герой, как под гипнозом, готов безрассудно повиноваться своему чувству как року, с которым нет смысла бороться.
Первое издание "Снежной маски", включавшей 30 стихотворений, открывалось словами, адресованными Волоховой: "Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в чёрном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города".
Цикл "Фаина" тоже посвящён Волоховой. Но если в «Снежной маске» героиня выступает как символ страсти, а сама возлюбленная лишена конкретных свойств характера, то в «Фаине» обрисован портрет нервной, властной и загадочной женщины, которая стала для лирисческого героя «волей, воздухом и огнём». Фаина не похожа на бесплотное и прозрачное видение. В кипении безудержных страстей восторг поэта не знает предела.
В Фаине со всей полнотой воплощено представление Блока о свободе и удали народного характера. «Одна Наталия Николаевна русская, со своей русской „случайностью“, не знающая, откуда она, гордая, красивая и свободная. С мелкими рабскими привычками и огромной свободой», — писал поэт о Волоховой. Стихотворения, воссоздающие поэтическое представление Блока о возлюбленной, насыщены колоритом «вольной Руси»Образ Фаины оказывается родственным той, что, по словам Некрасова, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». В поэтике стихотворений неслучайными оказываются «лебяжья поступь», «открытый говор», «цветистый хмель». Фаина может выступить и в образе «лихой солдатки».
Цикл "Родина" и входящая в него поэма "На поле Куликовом"
Внимание поэта занимает тема судьбы России, и с 1907 по 1916 годы он пишет цикл "Родина", в который вошли знаменитое стихотворение "Россия" и небольшая поэма "На поле Куликовом", которую современный писатель Захар Прилепин называет "политическим молитвословом о любви к Родине". Оригинальность подхода к теме родины выразилась у Блока в том, что Россия представлена в образе жены, женщины. "Русь моя, жена моя!", - обращается Блок к России. Блок подходит к теме Родины не как мыслитель, а как влюблённый поэт. Литературовед Виктор Жирмунский отмечал: "Россия для него - возлюбленная, и как меняются черты возлюбленной в его поэзии... так и ощущение родины находит себе выражение в меняющихся символах романтической любви".
Образ Родины мифологизирован в стихотворении "Русь", где через сказочный пейзаж передаётся мысль о необычайности России, "почиющей" в тайне.
Наиболее точно блоковская любовь к России выразилась в стихотворении "Рождённые в года глухие..." (Зинаида Гиппиус считала это стихотворение лучшим из всего, что поэт написал). Стихотворение посвящено судьбе современников Блока, детей "страшных лет России", и строится на антитезе "память - забвение". Пустоту эпохи поэт стремится заполнить верой в Россию.
Судьбу России поэт осознаёт как собственную судьбу, и все стихотворения цикла есть излияние этого чувства в пылких признаниях. Россия отныне - жена его лирического героя, с которой он делит все беды и радости и стремится её утешить:
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чём ты горько плачешь? -
так завершается стихотворение "Осенний день", написанное в 1909 году.
Основной образ цикла "Родина" - дорога. Этот образ, позаимствованный у Гоголя, приобретает у Блока ещё более символический смысл: это не только путь лирического героя, не только образ, позволяющий почувствовать бескрайние просторы страны, но и путь самой России, её судьба. Будущее страны Блок стремится прозреть через её прошлое, показанное глазами древнерусского воина в поэме "На поле Куликовом".
Любовь Дельмас. "Кармен"
К 1913-1914 годам относится непродолжительное увлечение Блока оперной певицей Любовью Александровной Дельмас, которой он посвящает цикл "Кармен", в который вошло 15 стихотворений.
В этом цикле отразились мотивы «цыганской стихии», любви и музыки. Кармен у Блока – и героиня оперы Бизе, и современная женщина. Она и независимая, вольнолюбивая испанская цыганка, и славянка, которую герой под «заливистый крик журавля» обречен «ждать у плетня до заката горячего дня».
С одной стороны, "Кармен" напоминает «Снежную маску» и «Фаину» сходными обстоятельствами создания и сквозной темой всепоглощающей стихийной любви. Блок признавался, что в марте 1914 года он «отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907», когда была написана «Снежная маска». Однако «Кармен» не повторение пройденного. Образ Кармен у поэта многолик и синтетичен. Стихийное начало выражено в ней в самых различных его проявлениях – от стихии сжигающей страсти, стихии природы и космоса – до творческой стихии «музыки», дающей надежду на грядущее просветление. Этим и близка героиня цикла лирическому герою. «Кармен» - последний блоковский цикл о любви – не только связан с предшествующим циклом "Арфы и скрипки"*, но и является своеобразным переходом к поэме "Соловьиный сад".
В обычной жизни 34-летняя Любовь Тишинская (по мужу - Андреева) была замужем за оперным певцом. В её карьере роль Кармен стала единственным громким успехом. Она не была красивой, но, по воспоминаниям современников, была полна внутреннего огня, страсти, и это покоряло зрителей Мариинского театра. Их чувства на короткое время стали взаимными, они виделись ежедневно, и знакомые поражались, как они дополняют друг друга: жизнерадостная, энергичная Дельмас и утончённо-пессимистичный Блок.
Блок - в письме Дельмас: "Я не мальчик, я много любил и много влюблялся, - писал он ей в одном из писем. - Не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне, но Вы бросили, а я поймал...".
Спустя несколько месяцев бурного романа Блок охладел к Любови Александровне. Она всячески пыталась его удержать, искала поводы для встреч, но всё напрасно. Написанная в 1915 году поэма "Соловьиный сад" станет, по словам самого поэта, эпитафией их любви.
* «Арфы и скрипки» - название этого цикла, предшествующего циклу "Кармен", связано с блоковской концепцией музыки как внутренней сущности мира, его организующей силы. «Душа настоящего человека есть самый сложный и самый певучий музыкальный инструмент Бывают скрипки расстроенные и скрипки настроенные. Расстроенная скрипка всегда нарушает гармонию целого; ее визгливый вой врывается докучной нотой в стройную музыку мирового оркестра Художник – это тот, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя» (Блок). Если скрипки могут быть расстроенными и настроенными, то арфа для Блока – символ музыки, звучащей всегда в унисон с «мировым оркестром». Тематический диапазон цикла весьма широк. Верность или неверность человека «духу музыки» может выражаться в самых разнообразных проявлениях: от высоких взлетов души до её подчинения «тёмным стихиям», падения, капитуляции перед «страшным миром». Поэтому многие стихотворения цикла находятся как бы в оппозиции друг другу.
Блок и революция. Поэма "Двенадцать"
Кругом тонула
Россия Блока…
Незнакомки,
дымки севера
шли на дно,
как идут обломки
и жестянки консервов.
В.В. Маяковский
Блок приветствует Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года, связывая с ними грядущее вселенское обновление. "Может ли интеллигенция сотрудничать с новой властью? - спрашивает Блок в своей статье "Интеллигенция и Революция" - Может и обязана... России суждено пережить муки, унижения и разделения, но она выйдет из этих мук новой и по-новому великой". В январе 1918 года он пишет первое произведение, посвящённое событиям октября 1917 года, - поэму "Двенадцать". После завершения поэмы Блок запишет в дневнике: "Сегодня я - гений".
Поэма была написана быстро отдельными разрозненными строфами с вариантами некоторых строк и столь же быстро отредактирована. Блок начал писать поэму со слов "Уж я ножичком полосну, полосну!", и в результате редактирование свелось не к исправлению строк, а к вёрстке отдельных строф поэмы.
Блок не выражает напрямую своего отношения к революции, и при желании можно найти в поэме как приветствие, так и ниспровержение революционных идей. Сам поэт подчёркивал, что поэма "Двенадцать" не имеет отношения к политике: "...те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы".
Показательны и воспоминания советского литературоведа Корнелия Зелинского, встретившего Блока у одной из петроградских витрин. За стеклом были наклеены написанные на бумаге цитаты из поэмы: "Революционный держите шаг" неугомонный не дремлет враг!" и "Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем" - и подпись "Александр Блок". В ответ на радостную реплику Зелинского о том, что и Блок присоединился к революционной борьбе, поэт сказал: "В поэме эти слова произносят или думают красногвардейцы. Эти призывы не прямо же от моего имени написаны".
Поэма "Двенадцать" не претендует на реалистичность. Она написана в духе импрессионистско-символистской эстетики. Петроград показан в серии отдельных картин-зарисовок, по-своему ярких, эмоциональных. Ритмика поэмы в каждой главе разная, часто используется частушечная форма. Всё это словно воспроизводит язык улицы, язык народа.
Название поэмы в форме числительного уникально для русской литературы и закономерно, если обратиться к символике этого числа в поэме. Число 12 появилось не просто так: красногвардейские патрули действительно состояли из двенадцати человек. В поэме Блока это ещё и число глав, и сумма цифр общего количества строк, и мотивная соотнесённость с двенадцатью апостолами. Это подчёркивается появлением в финале Иисуса Христа, который то ли возглавляет 12 красногвардейцев, то ли преследуется ими. Противоречивая двойственность образа двенадцати - они "ко всему готовы, ничего не жаль", и в то же время защищают революцию - отразилась на идее поэмы в целом: мы видим противоречивый образ революционного Петрограда, крушение старого мира, соседство благородных целей и жестоких методов.
Середина текста поэмы, состоящей из 336 строк, - окончание пятой главы. Таким образом, поэма как бы делится на пять и семь глав, по числу букв в имени Иисуса Христа. Даже в поэме, посвящённой революции, Блок остаётся верен символистской традиции.
Одновременно (30 января 1918 года) Блок пишет одно из лучших своих стихотворений - "Скифы", которое станет последним произведением поэта. Самое сильное, мощное, актуальное по сей день в смысле политического высказывания стихотворение Блока противопоставляет «цивилизованный» Запад и революционную Русь и от имени революционной «скифской» России призывает народы Европы положить конец «ужасам войны» и вложить «старый меч в ножны». Стихотворение заканчивается призывом к единению.
После "Двенадцати и "Скифов" Блок ничего не пишет.
"«Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что я тогда жил современностью. Это продолжалось до весны 1918 года. А когда началась Красная Армия и социалистическое строительство, я больше не мог. И с тех пор не пишу".
Почти всю свою лирику сам Блок в 1917 году разделил на три тома и назвал эту трёхтомную книгу лирики «трилогией вочеловечения», то есть дорогу от поисков неясного высшего идеала через познание реальности к простым земным истинам, от мечты к реальности.
В 1 том (1897–1904 годы) входят циклы «Стихи о Прекрасной Даме» и «Распутья». Здесь поиск неясного идеала в образе Прекрасной Дамы – Владычицы Вселенной, Души Мира. Реальные чувства и отношения с Л.Д.Менделеевой – лишь повод к обобщению, взлёту в эфирное пространство, приближению к Деве Света, рыцарскому служению мечте – по всем канонам символизма.
Во 2 томе (1904–1908) – циклы «Пузыри земли», «Ночная фиалка», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли».
В 3 томе (1908 – 1917) – циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Кармен», «Родина».
В 1920-1921 годах поэт тяжело болеет. Врачи не могут определённо высказаться о характере этой болезни: налицо неврастенический синдром, галлюцинации, боли в сердце. Любовь Дмитриевна, продавая свои драгоценности, покупает Блоку продукты (что важно в голодные годы гражданской войны) и лекарства.
Поэт умер 7 августа 1921 года. О его смерти нигде не сообщалось, так как газеты не выходили, но весть о кончине великого поэта Серебряного века быстро распространилась, и на похороны Блока пришёл едва ли не весь Петроград. Менделеева пережила мужа на 18 лет. Она скоропостижно скончалась в возрасте 58 лет, и её последним произнесённым словом стало имя мужа.
Поделиться с друзьями: