М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Роман "Братья Карамазовы"

Роман  Достоевского есть роман катастрофический, потому что всё его развитие спешит к трагической катастрофе.

В.И. Иванов

 

"Братья Карамазовы" - последний роман Достоевского, вершина не только творчества писателя, но и всей мировой литературы 19 века. Этот роман называют Библией 20 века - настолько пророческими и беспрецедентными "Братья Карамазовы" оказались по глубине и глобальности поднимаемых вопросов. Роман задумывался как первая часть эпопеи "История великого грешника", однако весь замысел так и не был реализован. Впрочем, "Братья Карамазовы" по объёму страниц и по масштабности проблематики оказались более чем самодостаточным произведением. 

Структура романа. Роман состоит из двенадцати книг, которые включены в четыре части - по три книги в каждой:

Часть первая: "История одной семейки", "Неуместное собрание", "Сладострастники".

Часть вторая: "Надрывы", "Pro и contra", "Русский инок".

Часть третья: "Алёша", Митя", "Предварительное следствие".

Часть четвёртая: "Мальчики", "Брат Иван Фёдорович", "Судебная ошибка".

Эпилог. 

Достоевский отмечал, что деление на книги мотивировано тем, что каждая из них представляет собой "нечто целое и законченное". 

События романа разворачиваются в вымышленном провинциальном городе Скотопригоньевске и показаны глазами вымышленного рассказчика. Как и в "Преступлении и наказании", в романе "Братья Карамазовы" отправной точкой служит детективный сюжет. 

Внешний конфликт сводится к судьбе трёх сыновей беспутного, развратного мелкого помещика Фёдора Карамазова, который погибает при не выясненных до конца обстоятельствах, и подозрение падает на сыновей: Дмитрия, Ивана и Алексея, так как, в сущности, каждый из них мог иметь мотивы для убийства. История семьи, расследование, судьбы очень разных по характеру братьев Карамазовых, их сложные искания составляют основу сюжета, который, впрочем, является у Достоевского лишь средством организации романного материала. 

Внутреннее содержание "Братьев Карамазовых" определяется религиозно-философскими, нравственно-этическими идеями писателя, в частности, заявленной ещё в "Преступлении и наказании" проблемой различения добра и зла. На создание романа, особенно первых его книг, сильное влияние оказала поездка Достоевского с молодым философом Владимиром Соловьёвым (см., в частности, тему "Русский символизм") в Оптину пустынь, куда писатель отправился после потрясшей его смерти сына Алексея. Вернувшись оттуда "утешенным и вдохновлённым", Достоевский приступил к написанию романа.

Существенно повлияли на писателя и идеи самого Владимира Соловьёва, понимавшего историю как богочеловеческий процесс и предрекавшего скорое преображение мира, который будет спасён Софией - Премудростью Божией. Достоевскому идеи, провозглашённые Соловьёвым в "Лекциях о Богочеловечестве", оказались близки, что и послужило началом их дружбы.

Ещё один источник философской основы романа - книга Николая Фёдорова "Философия общего дела", где религия представлена как космическая сила, преображающая мир и ведущая человечество к бессмертию. Мысль о религиозном смысле исторического процесса оказалась близка Достоевскому и потому легла в основу духовных исканий Алёши Карамазова и его бесед со старцем Зосимой. 

Трагедия Дмитрия Карамазова - внутренне благородного, страстного, но очень горячего по характеру человека - определяется его ненавистью к отцу и склонностью к необдуманным поступкам. В начале романа Дмитрию 28 лет, он поручик в отставке, его отличает необыкновенная физическая сила. В детстве он был брошен матерью - Аделаидой Миусовой, а вечно пьяному блудливому отцу до него вовсе не было дела. Вся сложность отношений с отцом впервые показана в эпизоде, когда Дмитрий и Фёдор Павлович сталкиваются в келье старца Зосимы. Конфликт отца и сына связан не только с вопросом наследства, но и с соперничетвом из-за женщины - Грушеньки Светловой. Именно последнее обстоятельство усугубит впоследствии подозрения в виновности Дмитрия, из-за чего он будет безвинно осуждён как предполагаемый убийца отца. 

Сознание среднего брата, Ивана Карамазова, разрывается между верой и безверием, что и создаёт ощущение загадочности и двойственности героя. Душевный конфликт Ивана сразу угадывает старец Зосима: «Идея эта ещё не решена в вашем сердце и мучает его. <...> В этом ваше великое горе, ибо настоятельно требует разрешения. <...> Но благодарите творца, что дал вам сердце высшее, способное такою мукой мучиться». Иван - человек глубоко мыслящий, способный к необыкновенным и парадоксальным прозрениям и открытиям. Он пытается понять природу человеческой морали, особенно вне религии, что формулируется тезисом "Если Бога нет, то всё позволено": Иван не видит действительных причин, которые побуждали бы людей любить друг друга. Раздвоенность сознания приводит героя к серьёзной психической болезни. Внутренний разрыв достигает апогея в эпизоде разговора Ивана с чёртом - его собственным "тёмным" двойником. Именно Иван, узнавший о том, что истинным убийцей отца стал внебрачный сын Фёдора Павловича - Павел Смердяков, вдруг осознаёт, что косвенным образом подтолкнул того к убийству. 

Младшему брату, Алексею Карамазову, в начале романа двадцать лет. Алексей - результат своеобразного развития образа князя Мышкина. В романе он не столько действует и рассуждает, сколько слушает, и именно поэтому перед ним фактически исповедуются центральные персонажи: Дмитрий, Иван, Грушенька, Снегирёв и другие. 

Литературовед Константин Мочульский считал, что в образе мыслей всех братьев Карамазовых отразились этапы духовной эволюции самого Достоевского: романтизм - атеизм - глубокая религиозность. 

Задания по роману "Братья Карамазовы"

Некоторые ключевые цитаты из романа

  • Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предаётся страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому. 
  • Любовью всё покупается, всё спасается… Любовь такое бесценное сокровище, что на неё весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи ещё выкупишь. 
  • А слышал давеча его глупую теорию: «Нет бессмертия души, так нет и добродетели, значит, всё позволено». Соблазнительная теория подлецам…
  • Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. Я, брат, очень необразован, но я много об этом думал. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека.
  • Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил.
  • Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей.  
  • В скверне-то слаще: все её ругают, а все в ней живут, только все тайком, а я открыто. 
  • Вы именно любите его таким, каким он есть, вас оскорбляющим его любите. Если б он исправился, вы тотчас забросили бы и разлюбили его вовсе. Но он вам нужен, чтобы созерцать беспрерывно ваш подвиг верности и упрекать его в неверности. И всё это от вашей гордости. 
  • Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее.
  • Что есть ад? Страдание о том, что нельзя более любить.
  • Боже тебя сохрани, милого мальчика, когда-нибудь у любимой женщины за вину свою прощения просить! У любимой особенно, особенно, как бы ни был ты пред ней виноват! Потому женщина — это, брат, чёрт знает что такое, уж в них-то я по крайней мере знаю толк! Ну попробуй пред ней сознаться в вине, «виноват дескать, прости, извини»: тут-то и пойдет град попрёков! Ни за что не простит прямо и просто, а унизит тебя до тряпки, вычитает, чего даже не было, всё возьмет, ничего не забудет, своего прибавит, и тогда уж только простит.
  • Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных.